Смекни!
smekni.com

Герпес-вирусная инфекция в дерматокосметологической практике (стр. 1 из 3)

Герпес-вирусная инфекция в дерматокосметологической практике

Горячкина М.В., Белоусова Т.А.

Дерматокосметология является быстроразвивающейся областью медицины. В последние десятилетия в России и за рубежом отмечается бурное развитие дерматокосметологии как одного из самостоятельных направлений дерматологии. Так, число проводимых косметологических процедур в США с 2005 по 2012 г. выросло на 7%, а по сравнению с 2000 – на 48%. А по данным American Society of Plastic Surgery, в США в 2006 г. врачи, имеющие профессиональную сертификацию, выполнили около 11 млн косметических процедур. Известно, что мировая косметическая промышленность оценивается в 45 млрд долларов, а затраты на уход за собой, например в США, превышают затраты на печатную продукцию более чем в два раза. Это объясняется, с одной стороны, большой востребованностью косметических процедур в современном обществе, особенно у прекрасной половины человечества, стремящейся быть эстетически и сексуально привлекательной в любом возрасте. С другой стороны, косметологический бум, безусловно, связан с приходом в эту область медицины высокотехнологичных научных разработок на основе последних достижений физики, молекулярной биологии, фармацевтической химии, которые позволили разработать целый ряд новых методов и методик, направленных на коррекцию тех или иных изъянов кожи. В-третьих, навязывание масс-медиа, эффект пропаганды определенных стандартов и эталонов красоты (как женской, так и мужской) способствует привлечению в эту отрасль все новых и новых клиентов, недовольных тем, что их внешность не отвечает общепринятым критериям красоты [1–4].

Инновационные технологии, применяемые в косметологической отрасли, дают возможность современной женщине эффективно нивелировать врожденные и приобретенные косметические недостатки, существенно улучшать свой внешний облик, активно бороться с процессом старения кожного покрова. Лицо, являясь средством коммуникативного взаимодействия между людьми, наряду с другими открытыми участками кожи имеет особую психологическую значимость для индивидуума. Эти зоны наиболее важны для осознания собственной привлекательности, совершенства внешнего вида и являются объектами постоянных косметологических манипуляций, особенно у женщин.

Косметология, призванная совершенствовать прежде всего эстетическую функцию кожи, является неотъемлемой частью дерматологии. Поэтому врачи-дерматокосметологи должны не только в совершенстве владеть современными методами, применяемыми в косметологии, но и обладать фундаментальными знаниями в области дерматологии. Они должны быть хорошо осведомлены о патологических процессах, наиболее часто возникающих в фациальной области, которые могут приводить к тем или иным косметическим дефектам, а также влиять на исход проводимых косметологических процедур или являться противопоказанием для проведения той или иной процедуры. Для многих представительниц прекрасного пола, в особенности в юном и молодом возрасте, любые высыпания на коже лица расцениваются как косметические дефекты. Вследствие этого они нередко обращаются за первой помощью не к дерматологу, а к косметологу. Поэтому знание клинической симптоматики и принципов терапии дерматозов фациальной локализации является необходимой базовой основой деятельности любого дерматокосметолога [1, 4].

В настоящее время среди большой группы дерматозов, локализующихся в области лица, особого внимания заслуживают вирус-ассоциированные дерматозы и, в первую очередь, фациальные проявления простого герпеса (ПГ). Вирус простого герпеса (ВПГ) является ДНК-содержащим вирусом и относится к подсемейству α-герпес-вирусов, характеризующихся коротким циклом репродукции, высокой тропностью к клеткам эпителиоидного ряда, а также выраженным цитотоксическим действием. В прошлом существовало мнение об избирательном поражении ВПГ-1 исключительно области лица, а ВПГ-2 – наружных половых органов, однако в последние десятилетия были получены данные об их общем тропизме, более того, роль ВПГ-1 в развитии полового герпеса во всем мире постоянно возрастает. Так, ВПГ-1 вызывает герпес лица в 80–90% случаев, а ВПГ-2 – в 10–20% [5, 6].

В настоящее время заболеваемость ПГ крайне высока, по статистике ВОЗ, она занимает второе место среди вирусных поражений, уступая лишь гриппу. ВПГ-1 инфицировано около 90% взрослого населения планеты, распространенность ВПГ-2 колеблется от 7 до 40%. По мнению ведущих специалистов, в нашей стране ежегодная заболеваемость герпесом губ составляет 10 млн, герпесом кожи – 1 млн, офтальмогерпесом – 250 тыс. случаев. Проведенные исследования показали, что к 18 годам более 90% жителей планеты инфицируются одним или несколькими штаммами вируса герпеса. Рецидивирующими формами герпеса страдают от 10 до 20% населения, а ежегодный прирост увеличивается на 15–17%. По данным зарубежных исследований, только у 20% инфицированных вирусом герпеса диагностируется это заболевание, у 60% герпетическая инфекция, несмотря на явные симптомы, остается нераспознанной. А еще примерно у 20% населения заболевание протекает в латентной форме [5–10].

Попав в организм человека контактным или, реже, воздушно-капельным путем, вирус остается там пожизненно, сохраняясь в сенсорных паравертебральных ганглиях. Обострения герпетической инфекции могут возникать после воздействия различных провоцирующих факторов: переохлаждения, инсоляции, психического стресса, физических нагрузок, механической травматизации, приема алкоголя, изменения гормональных ритмов (например, менструация), ослабления иммунитета. Область лица является одной из самых излюбленных локализаций проявлений ПГ. Высыпания чаще всего располагаются на красной кайме губ, преддверии и крыльях носа, периоральной области, на подбородке, значительно реже – в области щек и лба [2, 8, 10].

В клинической практике наиболее часто встречается типичная форма рецидивирующего ПГ. Независимо от локализации патологического процесса заболевание в большинстве случаев начинается с субъективных ощущений – предвестников рецидива – в среднем за сутки до появления высыпаний, которые проявляются незначительно выраженными ощущениями в виде покалывания, зуда, жжения. Возможно также нарушение общего состояния: чувство разбитости, озноба, повышение температуры. Через 1–2 дня в зоне проекции субъективной симптоматики возникает эритема, сопровождающаяся умеренной отечностью, на фоне которой начинают формироваться мелкие сгруппированные пузырьки полушаровидной формы. Содержимое пузырьков вначале прозрачное, затем мутнеет. Просуществовав несколько дней, они превращаются в эрозии, покрытые тонкими серозными корочками. Через 7–9 дней корочки отторгаются, оставляя после себя розоватое или буровато-коричневое вторичное пятно, регрессирующее, как правило, через 7–14 дней. У некоторых пациентов с частыми рецидивами герпеса на одном и том же месте или при присоединении вторичной инфекции на месте разрешившихся герпетических высыпаний могут остаться неглубокие мелкие рубчики. Рецидив ПГ часто сопровождается реакцией со стороны лимфатической системы в виде регионарного лимфаденита и лимфангита, присоединением вторичной инфекции, симптомами поражения периферической нервной системы. В более тяжелых случаях кожные проявления герпетической инфекции усугубляются симптомами общей интоксикации: субфебрильной температурой, потливостью, головной болью, недомоганием, болями в суставах, желудочно-кишечными расстройствами [4, 5, 8].

В более редких случаях наблюдаются атипичные проявления ПГ. Так, при присоединении вторичной стрептококковой инфекции образуются массивные коричневатые и длительно не отторгающие корки (рупиоидная форма герпеса). Образование геморрагического экссудата в пузырьках, ссыхающегося в кровянистые корочки, сопровождающееся выраженной болезненностью, характеризует геморрагическую форму. При локализации вирусного процесса на участках с рыхлой подкожно-жировой клетчаткой (губы, периорбитальная область) возникает отечная форма. Она характеризуется резкой отечностью без образования пузырьков и корок. Частые обострения данной формы ПГ могут привести к развитию элефантиазоподобной формы (плотного хронического отека, нарастающего от рецидива к рецидиву). При зостериформной форме высыпания сопровождаются развитием болевого синдрома в связи с вовлечением в патологический процесс различных пар черепно-мозговых нервов (чаще тройничного и лицевого). В большинстве случаев выраженные болевые ощущения предшествуют появлению герпетической сыпи на коже губ и щек. Эти симптомы исчезают вместе с регрессом сыпи и возобновляются с очередным рецидивом.

Наибольшая сложность в распознавании герпес-вирусной инфекции в области лица возникает при абортивных формах ПГ. Впервые на существование абортивных форм простого герпеса обратил внимание H. Gouqerot в 1921 г. Особенностью этих форм является отсутствие самой характерной стадии развития патологического процесса – стадии развития пузырьков. К абортивным формам относятся эритематозная, папулезная и зудящая. При этих проявлениях клиническая симптоматика ограничивается инициальной стадией заболевания. При эритематозной форме высыпания представлены воспалительными пятнами различной величины с нечеткими границами, неправильно-огруглых очертаний. Цвет элементов розовый, реже – ярко-розовый. У больных с жирной кожей высыпания имеют желтоватый оттенок. Иногда пятна сопровождаются легкой отечностью. Появлению эритемы, как правило, сопутствуют слабый зуд, жжение или покалывание. Процесс существует 3–4 дня, а затем бесследно исчезает. Папулезная форма характеризуется появлением едва заметных папул розового или ярко-розового цвета, расположенных изолировано друг от друга. Отечность и гиперемия окружающих тканей выражены слабо. Процесс регрессирует через 3–5 дней после возникновения. При зудящей форме процесс ограничивается лишь развитием субъективных ощущений без развития каких-либо высыпаний. Просуществовав 12–24 ч, ощущения бесследно регрессируют [5, 8–10].