Таким образом, можно говорить о полной демилитаризации Луны и других небесных тел и о частичной демилитаризации космического пространства (международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также пролёт через космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой пролёт не квалифицируется как размещение объекта в космосе).
В доктрине международного права отмечается, что не запрещается использование космоса в военных неагрессивных целях (например, для отражения агрессии и в целях поддержания международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН).
Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий побудила в своё время правительство СССР выступить с инициативой полной демилитаризации и нейтрализации космоса. В 1981 года оно внесло в ООН предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 году - проект Договора о запрещении применении силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. Эти проекты были переданы на обсуждение Конференции по разоружению. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим вооружениям.
Для ограничения военного использования космоса большое значение имеют советско-американские соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.
Принцип мирного разрешения международных споров.
Понятие "международный спор" обычно используется для обозначения взаимных претензий между государствами.
В основе международных споров лежит целый ряд факторов, социально-политического, идеологического, военного, международно-правового характера. В самом общем виде международный спор можно рассматривать в качестве специфического политико-правового отношения, возникающего между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающего противоречия, существующие в рамках этого отношения.
С момента возникновения спора и в течение всего периода его развития и существования, должен действовать принцип мирного разрешения международных споров как общепризнанный императивный принцип международного права.
Согласно п. 3 ст. 2 Устава ООН, "все Члены Организации Объединённых Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность"[34]. Государства обязаны урегулировать свои споры на основе международного права и справедливости. Данное требование предполагает применение в процессе разрешения споров основных принципов международного права, соответствующих норм договорного и обычного права. Согласно ст. 38 Статуса Международного Суда ООН, урегулирование споров на основе международного права означает применение:
Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм[35]. Статья 38 также устанавливает, что обязанность Суда принимать решения по спорам на основе международного права не ограничивает его права разрешать делаex aequo et bono (по справедливости и доброй совести), если стороны с этим согласны.
Общее международное право прежде лишь побуждало государства обращаться к мирным средствам разрешения международных споров, но не обязывало их следовать этой процедуре. Статья 2 Гаагской конвенции 1907 года о мирном разрешении международных столкновений не запрещала обращение к войне ("прежде чем прибегнуть к оружию"), не обязывала обращаться к мирным средствам ("обращаться, насколько позволяют обстоятельства") и рекомендовала весьма узкий круг мирных средств (добрые услуги и посредничество)[36].
Эволюция принципа мирного разрешения международных споров отмечена серией международных договоров и соглашений, которые, по мере того, как они ограничивали право обращаться к войне, постепенно развивали средства мирного разрешения международных споров и устанавливали юридическую обязанность государств использовать такие средства.
Государства - члены ООН приняли на себя обязательство "проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров и ситуаций, которые могут привести к нарушению мира"[37] (п. 1 ст. 1 Устава ООН).
Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого регулирования. В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, "должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам, или соглашениями, или иными мирными средствами по своему выбору"[38].
В соответствии с современными концепциями международного права государства обязаны разрешать свои споры только мирными средствами. На международных конференциях представители некоторых стран иногда прибегают к произвольному толкованию Устава ООН с целью не допустить включения слова "только" в формулировку принципа. При этом утверждают, что Устав не столько закрепляет то положение, что споры должны разрешаться мирными средствами, сколько требует, чтобы при разрешении международных споров не создавалась угроза миру и безопасности государств.
Однако положения Устава говорят об обратном. Общее положение п. 3 ст. 2 распространяется на все споры, включая те, продолжение которых может и не угрожать международному миру. Согласно п. 1 ст. 1 Устава, международные споры должны разрешаться в соответствии с принципами "справедливости и международного права". В приведённой статье названы почти все известные на сегодняшний день средства мирного разрешения споров.
Однако, в ней не упоминается столь действенное средство, как "консультации сторон". Как средство мирного урегулирования споров они стали применяться после Второй мировой войны, получив международно-правовое закрепление в большом числе двусторонних и многосторонних соглашений. Консультирующиеся стороны могут заранее устанавливать периодичность встреч, создавать консультативные комиссии. Указанные особенности консультаций способствуют поиску компромиссных решений спорящими сторонами, непрерывности контактов между ними, а также реализации достигнутых договоренностей в целях предупреждения возникновения новых споров и кризисных ситуаций. Процедура обязательных консультаций на основе добровольного согласия сторон позволяет использовать двойную функцию консультаций: в качестве самостоятельного средства разрешения споров и для предотвращения, профилактики возможных споров и конфликтов, а также, в зависимости от обстоятельств, как средство достижения спорящими сторонами договоренности о применении других средств урегулирования.
Применительно к космической деятельности это средство мирного урегулирования споров нашло свое отражение во многих нормативных документах. Например, в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года сказано, что при исследовании и использовании космического пространства практические вопросы, которые могут возникнуть в связи с осуществлением деятельности международными межправительственными организациями, решаются государствами-участниками, либо с соответствующей международной организацией, либо с одним или несколькими государствами-членами этой международной организации. Если какое-либо государство-участник Договора о космосе 1967 года имеет основания полагать, что деятельность или эксперимент, запланированные этим государством могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств-участников, то оно должно провести соответствующие международные консультации[39].
В Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, в пунктах 2 и 3 статьи 15 говорится о том, что государство-участник которое имеет основания полагать, что другой государство-участник не выполняет обязательств, возлагаемых на него с настоящим Соглашением, или что другое государство-участник нарушает права, которыми первое государство пользуется в соответствии с настоящим Соглашением, может запросить проведение консультаций с этим государством-участником. Государство-участник, к которому обращен подобный запрос, незамедлительно вступает в такие консультации. В таких консультациях имеет право принять участие любое другое государство-участник, которое этого требует. Каждое государство-участник, принимающее участие в таких консультациях, стремится к взаимоприемлемому урегулированию любого спора и учитывает права и интересы всех государств-участников. Информация о результатах этих консультаций направляется Генеральному секретарю ООН, который передает полученную информацию всем заинтересованным государствам-участникам. Если консультации не приводят к взаимоприемлемому урегулированию с должным учетом прав и интересов всех государств-участников, заинтересованные стороны принимают все меры для урегулирования спора другими мирными средствами по своему выбору в соответствии с обстоятельствами и характером спора. Если возникают трудности в связи с началом консультаций или если консультации не позволяют прийти к взаимоприемлемому урегулированию, любое государство-участник в целях урегулирования спора может обратиться за содействием к Генеральному секретарю, не заручаясь согласием другой стороны в споре. Государство-участник, которое не поддерживает дипломатических отношений с другим заинтересованным государством-участником, принимает участие в таких консультациях по своему усмотрению либо непосредственно, либо через другое государство-участника или Генерального секретаря, выступающих в качестве посредника[40].