Смекни!
smekni.com

Право международных организаций (стр. 2 из 5)

Международные организации становятся посредниками между госу­дарствами-членами.

4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организа­ции и тем самым отличает ее от многочисленных других форм между­народного сотрудничества,

Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомо­гательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами яв­ляются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.

5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности лю­бой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствую­щей международной организацией. Государства вправе запретить орга­низации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5"С") Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с пре­доставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.

6. Самостоятельные международные права и обязанности органи­зации. Именно сама органи­зация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.

Правосубъектность международных организаций.

Правосубъектность международной организации включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, способность иметь права и обязанности; б) дееспособность, способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности; в) способность участвовать в процессе международного правотворчества; г) способность нести юридическую ответственность за свои действия.

Одним из главных атрибутов правосубъектности международных организаций является наличие у них собственной воли. Источником воли международной организации является учредительный акт как продукт согласования воль государств-учредителей.

Наиболее важными чертами правосубъектности международных организаций являются следующие качества.

1. Признание качества международной личности со стороны субъ­ектов международного права. Сущность данного критерия заключается

в том, что государства-члены и соответствующие международные орга­низации признают и обязуются уважать права и обязанности соответствующей межправительственной организации, их компетенцию, круг полномочий, наделять организацию и ее сотрудников привилегиями и иммунитетом учредительным актам все межправительственные организации являются юридическими лицами. Государства-члены наделяют их правом и дееспособностью в таком объеме, в каком это необходимо для выполнения их функций.

2. Наличие обособленных прав и обязанностей. Этот критерий правосубъектности межправительственных организаций означает, что организации обладают такими правами и обязанностями которые от­личны от прав и обязанностей государств и могут быть осуществлены на международном уровне. Например, в Уставе ЮНЕСКО перечислены следующие обязанности организации: а) способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех имеющихся средств информации; б) поощрение развития народного образования и распространения культуры; в) помощь в сохранении, увеличении и рас­пространении знаний.

3. Право на свободное выполнение своих функций. Каждая меж­правительственная организация имеет свой учредительный акт (в форме конвенций, уставов или резолюций организации с более общими полно­мочиями), правила процедуры, финансовые правила и другие докумен­ты, формирующие внутреннее право организации. Чаще всего при вы­полнении своих функций межправительственные организации исходят из подразумеваемой компетенции. При выполнении своих функций они вступают в определенные правоотношения с государствами-нечленами. Например, ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с принципами, изложенными в ст. 2 Устава, поскольку это может оказаться необходимым для поддер­жания международного мира и безопасности.

4. Право на заключение договоров. Договорную правоспособность международных организаций можно отнести к числу главных критериев международной правосубъектности, так как одну из характерных черт субъекта международного права составляет его способность к выработке норм международного права.

В порядке реализации своих полномочий межправительственные ор­ганизации имеют публично-правовой, частно-правовой или смешанный характер. В принципе, каждая организация может заключать междуна­родные договоры, что вытекает из содержания Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организация­ми или между международными организациями 1986 г. В частности, в преамбуле этой Конвенции сказано, что международная организация обладает такой правоспособностью заключать договоры, которая необ­ходима для выполнения ее функций и достижения ее целей. Согласно ст. 6 данной Конвенции правоспособность международной организации заключать договоры регулируется правилами этой организации.

5. Участие в создании норм международного права. Правотворческий процесс международной организации включает деятельность, на­правленную на создание правовых норм, а также их дальнейшее совер­шенствование, изменение или отмену. Следует особо подчеркнуть, что никакая международная организация, в том числе и универсальная (например, ООН, ее сцециализированные учреждения), не обладает "зако­нодательными" полномочиями. Это, в частности, означает, что любая норма, содержащаяся в принятых международной организацией рекомендациях, правилах и проектах договоров, должна быть признана государством, во-первых, как международно-правовая норма, во-вторых, как норма, обязательная для данного государства.

Правотворчество международной организации не является беспре­дельным. Oбъeм и вид правотворчества организации определен в учредительном договоре. Поскольку устав каждой организаций индивидуален, то объем, виды и направления правотворческой деятельно­сти международных организаций отличаются друг от друга. Конкретный объем полномочий, представленных международной организации в об­ласти правотворчества, можно выяснить только на основе анализа ее учредительного акта.

В процессе создания норм, регулирующих отношения между госу­дарствами, международная организация может выступать в различных ролях. В частности, на начальных фазах правотворческого процесса международная организация может: а) быть инициатором, выступающим с предложением о заключении определенного межгосударственного до­говора; б) выступать как автор проекта текста подобного договора;

в) созвать в дальнейшем дипломатическую конференцию государств с целью согласования текста договора; г) сама сыграть роль такой конфе­ренции, осуществляя согласование текста договора и его утверждение в своем межправительственном органе; д) после заключения договора вы­полнять функции депозитария; е) пользоваться определенными полно­мочиями в области интерпретации или пересмотра договора, заключен­ного при ее участии.

6. Право обладать привилегиями и иммунитетами. Без привилегий и иммунитетов невозможна нормальная практическая деятельность лю­бой международной организации. В одних случаях объем привилегий и иммунитетов определяется специальным соглашением, а в других - на­циональным законодательством. Однако в общей форме право на при­вилегии и иммунитета закрепляется в учредительном акте каждой орга­низации. Так, ООН пользуется на территории каждого из своих членов такими привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для дости­жения ее целей (ст. 105 Устава). Имущество и активы Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), где бы они ни находились и кто бы ни являлся их держателями, обладают иммунитетом от обыска, конфискации, экспроприации или любой иной формы изъятия или от­чуждения путем исполнительных или законодательных действий (ст. 47 Соглашения об учреждении ЕБРР).

7. Право на обеспечение выполнения норм международного права. Наделение международных организаций полномочиями по обеспечению выполнения норм международного права свидетельствует о независимом;

характере организаций по отношению к государствам-членам и является одним из важных признаков правосубъектности.

При этом основными средствами являются институты международно­го контроля и ответственности, включая применение санкций. Контрольные функции осуществляются двумя способами: путем представ­ления докладов государствами-членами и наблюдением и обследованием: контролируемого объекта или ситуации на месте.

Наиболее распространенной формой контроля является предоставле­ние докладов государствами-членами. Например, Устав ЮНЕСКО обя­зывает каждое государство-член представлять Организации в те сроки и в той форме, которые определяет Генеральная конференция, доклады, содержащие сведения о законах, положениях и статистических данных, касающихся его учреждений и деятельности в области образования, науки и культуры, а также о выполнении рекомендаций и конвенций Генеральной конференции (ст. VIII).