Смекни!
smekni.com

Роль финансовых организаций в регулировании валютно-кредитных отношений (стр. 11 из 12)

4. Пути совершенствования деятельности мировых финансовых организаций и возможности в решении проблем стоящих перед ними на пороге XXI века.

Деятельность мировых финансовых организаций, от времени их создания до настоящего времени, постоянно подвержена изменениям в связи со множеством объективных причин, наиболее весомой из которых является состояние на мировом финансовом рынке. И в настоящее время внесение коррективов в основные направления своей деятельности обосновано формированием новой мировой финансовой системы. Уже сейчас определяются контуры будущей финансовой системы XXI в.

Во-первых, революционные преобразования, вызванные внедрением современных технологий и развитием средств связи, обостряют конкурентную борьбу на финансовом рынке. Ее инструментами выступают:

• снижение операционных издержек и стоимости финансовых услуг;

• повышение качества и диверсификация оказываемых услуг;

• развитие и совершенствование систем управления финансовыми рисками.

Либерализация финансовых рынков придает конкурентной борьбе международный размах. Ньюйоркская фондовая биржа намерена к 2000 г. увеличить число иностранных предприятий, про­шедших листинг биржи, до 600 по сравнению с 350 в конце 1997 г. В американской торговой системе NASDAQ котируются акции 500 иностран­ных компаний. На Лондонской фондовой бирже котируются акции 526 иностранных компаний.

Растут объемы международных операций. Доля экспорта филиалов американских транснациональных корпораций в объеме их продаж выросла с 20% в 1966 г. до 40% в 1993 г. Промышленные компании, курс акций которых включен в нацио­нальный фондовый индекс Франции, 70% своих операций осуществляют за пределами страны. Большинство компаний, прошедших листинг на фондовых рынках Западной Европы, половину прибылей получают от зарубежной деятельности. В США доля прибылей от зарубежной деятельности американских корпораций, чьи акции котируются на Нью-йоркской фондовой бирже, составляет в среднем 25-30%.

Мировой финансовый рынок все больше обретает очертания двухуровневой системы. Верхний (наднациональный, или глобальный) уровень представлен обращением ценных бумаг ведущих международных корпораций, чья деятельность носит глобальный характер. На нижнем уровне обращаются ценные бумаги национальных компаний. Их обращение обеспечивается инфраструктурой локальных финансовых рынков. Границы между двумя уровнями стираются, и в настоящее время их в основном определяют сами компании, чьи ценные бумаги обращаются на финансовом рынке.

Как формирующуюся модель будущего глобального финансового рынка можно рассматривать происходящие изменения на фондовом рынке Западной Европы в связи с введением евро. Консолидация и интеграция национальных фондовых рынков создает условия для формирования здесь общего финансового пространства, в пределах которого будет вестись торговля ценными бумагами примерно 300 крупнейших предприятий. Национальные рынки сохраняют свое значение, но приобретают характер локальных или региональных по отношению к общему.

Во-вторых, в институциональной структуре финансового рынка как на глобальном, так и на­циональном уровне возрастает роль инвестиционных банков и компаний за счет ослабления по­зиций коммерческих банков. МВФ выделяет две усиливающиеся в 90-х годах тенденции в глобальной индустрии финансовых услуг.

Первая - трансформация традиционных банковских институтов в финансовые компании по оказанию различных видов услуг. Банки активно вторгаются в новые для себя виды деятельности, приобретая или создавая собственные отделения для проведения инвестиционных, страховых операций на этом рынке, управляя финансовыми активами.

Вторая - обостряющаяся конкуренция между банковскими и небанковскими финансовыми институтами за привлечение и размещение свободных денежных средств.

Лидирующие позиции в нынешнем списке глобальных финансовых институтов рынка занимают американские инвестиционные банки "MerrillLynch", "MorganStanley", "DeanWitter", "GoldmanSachs". Они завоевали бесспорный авторитет при консультировании и проведении приватизации, слияний и поглощений, реструктуризации.

Их успех обеспечивает осуществляемая ими стратегия. Это - введение наработанных стандар­тов и приемов инвестиционно-банковской деятельности в практику отношений с конкретными клиентами, а также стремление проникнуть как можно глубже в структуру финансовых рынков других стран и интегрировать проводимые там операции в свою глобальную деятельность.

Вслед за лидирующей четверкой инвестиционных банков идет американский "J.P. Morgan". Он представляет собой пример успешной трансформации коммерческого банка в универсальный, сочетающий традиционную банковскую деятельность с оказанием услуг на финансово-валютном и кредитном рынках. Отмеченное направление стало в последнее время доминирующим, что дает основания причислить его к инвестиционным банкам. В структуре его финансовых активов уже только 15% относятся к кредитам (в 1985 г. их доля равнялась 53%).

В-третьих, под влиянием современных технологий преобразуются традиционные торговые системы (биржевые и небиржевые) и возникают новые, автоматические торговые системы (automatictradingsystems), выступающие конкурентами традиционных. Биржевые торговые системы завершают переход на электронные технологии. Через сеть удаленных терминалов биржевая тор­говая деятельность выходит за рамки национальных границ.

В-четвертых, возрастают требования к надежности инвестиций. Надежными считаются государственные ценные бумаги ведущих стран, а также крупнейших промышленных компаний. Вырос интерес к ценным бумагам перспективных компаний в таких отраслях, как коммуникации и связь, производство конструкционных материалов, электронного оборудования, фармацевтической продукции.

Образование общеевропейского рынка ценных бумаг меняет структуру инвестиционных портфелей в Западной Европе, что ставит перед собой задачу обеспечить на межгосударственном уровне более четкого регулирования валютно-кредитных отношений между странами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современных условиях высокой экономической открытости национальных хозяйств требуется информационная прозрачность на основе единых для всех стран стандартов бюджетной отчетности, данных о валютных резервах центральных банков, о состоянии платежных балансов, в особенности по счетам движения капиталов, и т.п. Это повышает степень доверия стран друг к другу, позволяет в случае осложнения финансовой ситуации в той или иной стране заблаговременно принимать меры и самим ее властям, и иностранным инвесторам, и МВФ.

Не менее серьезные преобразования предстоят на надгосударственном уровне. МВФ и Всемирный банк, сконструированные для иной эпохи, несмотря на некоторые модификации этих институтов, не в состоянии обеспечивать стабильность многократно усложнившейся мировой финансовой системы. Практика ГАТТ/ВТО и Евросоюза свидетельствует, что никакая система многосторонних договоренностей не может работать сколько-нибудь эффективно без надгосударственного координирующего механизма. Функции такого механизма в мировой финансовой сфере следует значительно расширить по сравнению с нынешними функциями МВФ, чтобы он мог не просто помогать странам, попавшим в беду, а контролировать и прогнозировать состояние всей мировой финансовой системы, заблаговременно принимая надлежащие меры по предотвращению нарушений ее равновесия на любом уровне - глобальном, региональном или страновом.

Для этого такой надгосударственный институт должен располагать соответствующими полномочиями. Распределение полномочий между ним и государствами лучше всего организовать на основе принципа субсолидарности, то есть передать надгосударственной структуре лишь те регулирующие функции, которые она могла бы выполнять более эффективно, чем государственные структуры. Подобная структура должна иметь возможность быстро мобилизовать в необходимых случаях гораздо более крупные финансовые ресурсы, чем нынешний МВФ. К концу 1998 г. общий объем собственных ресурсов МВФ составлял 155.8 млрд. СДР (218 млрд. долл.), основой которых (145.8 млрд. СДР) являются взносы (квоты) государств-членов. Кроме того. Фонд располагал еще 4.9 млрд. СДР заемных средств, полученных от крупных индустриальных стран на основе Общих соглашений о заимствовании, достигнутых в октябре 1962 г., а также 18.5 млрд. СДР по дополнительному соглашению с Саудовской Аравией

Вместе с тем принятие решений об оказании финансовой помощи нужно демократизировать, дистанцируясь от нынешнего порядка, основанного практически на принципах акционерной компании, где музыку заказывает тот, кто больше платит. Сегодня МВФ не без оснований подозревают в том, что он проводит политику, отвечающую прежде всего интересам США.

Разумеется, все это - очень непростые задачи, которые невозможно решить быстро и безболезненно. Но определенные шаги в этом направлении уже предпринимаются на базе существующих международных организаций- МВФ и Всемирного банка. И руководство Фонда, и лидеры "большой семерки", и так называемая "группа десяти" (самых крупных стран-доноров МВФ) активно обсуждают проблемы реформирования этого института, занимающего центральное место в системе механизмов регулирования мировой финансовой системы и принимают конкретные меры.

Во-первых, повышается ответственность МВФ за состояние мировой финансовой системы. Для этого предполагается, с одной стороны, в ближайшее время разработать на основе опыта наиболее стабильных национальных финансовых систем стандарты отчетности и правила поведения для правительств и частных компаний, включая банки, хедж-фонды, пенсионные и страховые фон­ды, и распространить эти стандарты на весь мир, чтобы обеспечить необходимую финансовую прозрачность. "Значительная часть работы по реформированию мировой валютной системы, -полагает директор-распорядитель МВФ М. Камдессю, - будет заключаться в расширении до гло­бальных масштабов сферы действия некоторых принципов, правил и кодексов поведения, которые существуют в наиболее развитых национальных финансовых системах. Этот принцип -выбор и распространение стандартов -пронизывает все остальные аспекты намеченных реформ. С дру­гой стороны, предполагается наделить МВФ более широкими полномочиями по надзору за соблюдением государствами-членами правил поведения в финансовой сфере.”