Только в Восточном (Иранском) Курдистане во время второй мировой войны (после ввода в Иран советских и английских войск), казалось, создалась обстановка, благоприятствующая реализации национальных чаяний курдского народа. В 1943 году борьбу курдов в Ираке возглавил Молла Мустафа Барзани, проведший 11 лет в ссылке. Несмотря на то, что в 1945 году восстание было подавлено, оно стало важным фактором дальнейшего сплочения курдов. В том же году было манифестировано создание Демократической партии Курдистана, а год спустя в Мехабаде возникла самопровозглашенная Курдская автономная область. В той части Западного Ирана, где стояла Красная Армия, уже после окончания войны, в 1946 году, была создана на демократических началах курдская самоуправляющаяся автономия, так называемая Мехабадская республика. Однако она просуществовала меньше года и пала под натиском правительственных карательных войск, пользовавшихся полной поддержкой англичан и американцев. Независимости •курдов не хотели ни в Ираке, ни в Иране. В 1947 году выступление курдов было подавлено, чему немало способствовал американский генерал Шварцкопф. Курдские лидеры — Кази Мохаммед и два его брата — были казнены. "Демократический" Запад показал в те годы свою враждебность делу национального освобождения курдов.
Особенно проявила себя в этом отношении Англия, проводившая антикурдский курс в оккупированном ею Юго-Восточном Иране и в фактически подчиненном ей Ираке, где полыхало курдское восстание во главе с Мустафой Барзани. Советский Союз, не имевший еще тогда атомной бомбы, которую он мог бы использовать в качестве инструмента политического давления на США и другие страны Запада, вынужден был уступить нажиму последних и вывести свои войска из Ирана.
И все же первый в новейшее время опыт курдской независимости не прошел бесследно. Курды доказали свою способность к самоуправлению, а враги курдского национального движения показали свое истинное лицо.
Последующие полтора десятилетия — глухая пора в истории, когда не было отмечено заметных проявлений курдского национального движения. Силы сопротивления, дезорганизованные предыдущими поражениями, не были готовы к активным выступлениям. Во всех странах, разделивших Курдистан, правили бал реакционные авторитарные режимы, твердо стоявшие на позициях великодержавного шовинизма и беспрекословно следовавшие прозападному курсу.
Со второй половины 50-х годов обстановка вокруг Курдистана начала меняться, что привело к быстрой актуализации курдской проблемы. Советский Союз решительно шагнул на афро-азиатскую арену, видя в ней подходящий плацдарм для противоборства с Западом в продолжавшейся холодной войне. Особую активность проявляла Москва именно на Арабском Востоке. Пробил час нового подъема курдского национально-освободительного движения.
Толчком к нему послужила июльская революция 1958 года в Ираке, покончившая с проанглийским монархическим режимом, одним из столпов западного влияния на Ближнем Востоке. То была очередная (но не последняя) победа арабского национализма, свершившаяся в стране, где обитало многочисленное курдское население, традиционно имевшее большой опыт освободительной борьбы. Конфликт на национальной почве был неизбежен, он и произошел в 1961 году, положив начало восстанию под руководством, пожалуй, самой крупной фигуры в курдском освободительном движении в новейшее время — генерала Мустафы Барзани. Восстание с приливами и отливами, временными успехами и неудачами длилось до 1975 года и вызвало большой международный резонанс. Советский Союз оказывал повстанцам Барзани политическую помощь. Однако и на этот раз курдам не удалось взять верх.
Тем не менее движение Иракских курдов под руководством Мустафы Барзани в 60-70-х годах ознаменовало наступление нового этапа в развитии курдского вопроса. Его международное влияние оказалось весьма значительным. Курдское население Западной Азии восприняло события в Иракском (Южном) Курдистане как сигнал к возобновлению общенациональной борьбы. Во всех частях Курдистана появились признаки активизации сил национального протеста, выражавших солидарность с барзанскими повстанцами. Восстание курдов в Северном Ираке вызвало сочувственные отклики в третьем мире (в том числе и в некоторых арабских странах), а также в либерально-демократических кругах Запада.
К 1975 году восстание затухли (хотя партизанское движение в горах продолжалось). Мустафа Барзани вынужден был эмигрировать. Уже в который раз в своейтрагической многовековой истории курды стали жертвой непреодолимых обстоятельств, которые сложились как на региональном, так и глобальном уровнях. Сговор между Багдадом и Тегераном (Иран в обмен на некоторые территориальные уступки со стороны Ирака в спорных районах перекрыл проходившие по его территории коммуникации, по которым шло снабжение повстанческой армии Барзани и освобожденных ею районов Южного Курдистана) поставил курдских инсургентов в почти безвыходное положение. "Брежневская разрядка", пик которой пришелся как раз на середину 70-х годов, резко сократила для Советского Союза возможность оказывать курдам реальную помощь. В такой ситуации попытка Мустафы Барзани обратить свои взгляды в сторону США и Израиля успеха не имела.
Поражение курдского восстания в Ираке было не абсолютным, а относительным и притом временным. Не говоря уже о его непреходящем воздействии на международную обстановку, оно привело к существенному сдвигу в самом Ираке. Багдад вынужден был пойти на важную политическую уступку курдскому национальному движению: на большей части Иракского Курдистана (за исключением нефтеносного Киркукского округа) был образован Курдский автономный район (КАР) с местным самоуправлением, что и было закреплено в конституции страны. И хотя диктаторский баасистский режим сделал все, чтобы выхолостить эту автономию, сам факт ее долговременного (уже более 20 лет) юридического существования важен как прецедент одного из вариантов поэтапного решения курдского национального вопроса, имеющего определенное международно-правовое значение.
С конца 1970-х годов в развитии курдского вопроса наступил новый этап. В первую очередь обозначились существенные изменения в странах проживания курдов. В Ираке в 1979 году Садам Хусейн стал президентом и сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Особенно наглядно его диктаторский стиль управления проявился во внешней политике, отличающейся исключительной агрессивностью, авантюризмом и циничностью. Восьмилетняя кровопролитная война с Ираном, окончившаяся безрезультатно, и позорная кувейтская эпопея говорят сами за себя. В Иране "исламская революция" 1978—1979 годов оказалась не в состоянии положительно влиять на решение курдской проблемы. В Турции внутренняя нестабильность и невиданный рост терроризма привели в 1980 году к очередному военному перевороту. Тем временем в курдских районах на востоке страны назревал и вскоре разразился острый этнический конфликт. Только в Сирии не было никаких видимых изменений, но не отмечалось и никакого заметного прогресса в решении курдской проблемы.
На этой почве произошел серьезный сдвиг в курдском национальном движении. В нем возникли два новых и чреватых серьезными последствиями явления. Во-первых, наступила его значительная радикализация, которую связывают с деятельностью Партии рабочих Курдистана (ПРК) в Турции руководимой Абдуллой Оджалаиом. Вооружившись идеологией революционного национализма, в которой традиционные марксистско-ленинские положения подверглись своеобразной интерпретации в кастровском духе, эта партия организовала в Турецком Курдистане широкое повстанческое движение, начавшиеся в 1984 году и продолжающееся по сию пору. ПРК повсеместно создала разветвленную и хорошо организованную сеть своих ячеек и пользуется значительным и растущим влиянием во всем Курдистане, а также в многочисленной курдской диаспоре на Западе. Во-вторых, после разгрома иракской армии в ходе операции "Буря в пустыне" в 1991 году и открытого выступления Запада в защиту восставших иракских курдов, на территории Курдского автономного округа, занимающего три четверти иракского Курдистана, был образован так называемый "Свободный Курдистан" - полунезависимое государственное образование с собственными органами власти, находящееся вне подчинения Багдада, но пользующееся военной защитой НАТО (в основном США), а также получающее от Запада значительную гуманитарную помощь. Несмотря на раздоры между руководителями "Свободного Курдистана", наносящими значительный ущерб общему делу, эта часть Курдистана сейчас ближе, чем какой-либо другой его район, к осуществлению извечной мечты курдского народа о свободе и независимости.
Прежде всего, необходимо заметить, что курдское общество — одно из самых закрытых в мире. Связано это, в том числе, и с существующими у них формами верования.
Большинство курдов - мусульмане-сунниты (есть шииты). Но особую нишу в курдском сообществе занимают приверженцы синкретических культов — езиды. У курдов-езидов имеются свои священные книги — "Китаб-джилва" (Книга Откровения) и "Масхафе Рем" (Черная Книга). В последней рассказывается о Езгиде (или Езиде, сыне Моавии). В честь этого пророка шейх Али в тринадцатом веке основал секту езидов. Езиды поклоняются двум началам — доброму и злому. Кроме этого, в число поклонений входят Луна, Огонь, Солнце, Деревья, Вода, Воздух и особенно Камни. По езидскому принципу общество делится на две, строго отделенные друг от друга касты - "мириды" (миряне) и "руаны" (духовенство). Браки между представителями каст не заключались, а звания — "мюрид" или "руан" являлись наследственными. Эта кастовая система была гораздо более жесткой, чем в Индии, и сформировала своеобычное и неповторимое общество. Во главе духовенства стоит эмир, за ним следуют руководители общин — шейхи, затем — надзиратели над жизнью мирян — пиры, следующие порангу и весьма знакомые нам — факиры — служители храма и, наконец, замыкают иерархию каваллы и ауханы.