Смекни!
smekni.com

Проблема самоопределения курдов (стр. 5 из 6)

3.2 Обряды и игры курдов

Курдские обряды причудливы и необычайны. Основная молитва курда выглядит так: встав на колени лицом к Солнцу, он произносит:

"Сначала ты помоги 72 народам мира, а потом — мне". Наверное это одна из самых великих "общечеловеческих" молитв.

Одна из распространенных курдских игр называется "кявтаркос". Один из участников изображает труп, а другой — гиену, вползающую в комнату. Увидев "труп", "гиена" радуется и танцует, затем сдирает саван. В этот момент "труп" оживает, а "гиена" в панике удирает. Подобных весьма странных и загадочных игр у курдов великое множество.

Что делают христиане во время засухи? Служат молебны, идут "крестным ходом". А курды запрягают в соху двух вдов и заставляют их "пахать" И это отнюдь не свидетельствует об унижении женщин. Напротив, курдская женщина пользуется необычайной для исламского мира свободой — она не носит паранджу, может свободно выходить из дома и разговаривать с мужчинами. Женщины встречаются даже среди курдских дервишей. Еще в этом веке среди курдов бытовал такой обычай: выбирать из среды женщин "самую-самую". Ей присваивали титул "шаха", и она наделялась огромными полномочиями, вплоть до наказания мужчин.

На судьбу курдов влияет не только противоречивое отношение к ним тюрков и персов, но и неприятие ими христиан, которых они считают "злыми". Поэтому, в езидской семье, которую часто навещала смерть, родившемуся ребенку давали христианское имя (армянское или русское), считая, что таким образом уберегут его от смерти, ибо злое при приближении к злому, должно быть уничтожено.

С другой стороны, все этнографы в один голос заявляют о беспрецедентной гостеприимности курдов. По обычаю, гость может находиться в доме у курдской семьи столько, сколько пожелает. Это правило распространяется даже на врагов. В истории известен случай, когда курдский крестьянин, чтобы достойно встретить гостя, залез в непосильные долги, но даже не подумал нарушить обычай.

Согласно мусульманским законам, жилища, где это только возможно, делятся на мужскую (гостевую) и женскую половины. Убранство деревенских домов весьма скромное. На полу ковры или циновки, у стен - сундук с одеждой и одеялами на них, у очага - посуда.

Дома из камня, без окон, с отверстием в центре крыши, в которое выходит дым от очага. Очаг считается священным местом в доме. Сын, построив новый дом для собственной семьи, берет огонь для своего очага из родительского дома. Дочь, выходя замуж, прощается с родным домом, обходя вокруг очага.

Одеваются курды весьма живописно. Но, конечно, есть определенные особенности, зависящие от достатка, возраста, племенной и религиозной принадлежности. Мужской костюм состоит из шаровар, рубашки, безрукавки и кафтана с широкими рукавами. Две немаловажные его детали - шерстяной или хлопчатобумажный пояс до трех метров длиной, который многократно обворачивается вокруг талии, и войлочные или фетровые колпаки, обмотанные яркими платками с бахромой.

Женщины тоже носят шаровары и рубашку, поверх которых надевают безрукавку, кофту, многочисленные юбки в сборку, передник и пояс. Головной убор в форме скошенного цилиндра, обшитый сукном и украшенный монетами, сверху обвязывают разноцветными платками. Курдянки очень любят разнообразные украшения - налобные и ушные, шейные и нагрудные, поясные и ножные, сделанные из монет, бисера и перламутровых пуговиц.

3.3 Культура курдов

Курды создали богатую и своеобразную культуру - фольклор, литературу, искусство. История курдской литературы изучена не достаточно, многие памятники не исследованы. Нет еще точной датировки творчества некоторых поэтов средневековья. Средневековая литература (XI - XVIII вв.) развивалась на диалекте курманджи в районе курдских феодальных княжеств Бохтан, Хакяри, Бахдианан, Битлис (Турецкий Курдистан). Курдский фольклор богат, жанрово разнообразен и поэтичен. Письменная литература постоянно черпала из сокровищницы народного творчества.

Один из наиболее ранних курдских поэтов - Али Харири (ок. XI в.), автор дивана лирических стихов, написанных живым, народным языком. Большой диван лирических стихов оставил Мелае Джизри (XII в.), поэт-суфий, сочетавший метры аруза с формами народной курдской поэзии. В XV в. появилась городская литература. До нас дошла лишь поэма "Продавец корзин", приписываемая Мела Бате (1417 - 1494). Поэма, в основу которой положено фольклорное сказание, содержит ноты протеста против социального угнетения. Легендарным стало имя народного певца, поэта-философа и лирика Факи Тейрана (XIV или XVI в.). Цикл "Факие Тейра", включавший первоначально только его стихи, позднее оброс подражаниями и стихами о поэте - народном заступнике, борце за счастье народа. Селим Слеман (XVI в.) - автор курдской национально самобытной версии поэмы "Юсуф и Зулейха". С именем поэта Ахмеди Хани (XVII в.) связаны появление просветительских идей, стремление отразить реальную действительность. Ему принадлежит поэма "Мам и Зин", поэтический арабско-курдский словарь "Ноубар". Народная поэма "Крепость Дым-дым" - одно из произведений курдского фольклора на тему о народе - борце за независимость.

Большое влияние на современную курдскую литературу оказала Великая Октябрьская социалистическая революция и советская поэзия. Из современных поэтов - борцов за гражданские и национальные права, мир и демократию наиболее известны Шехмус Джегархун (родился в 1903 г.), Абдаллах Слеман Горан (1904 - 1962), Осман Сабри (родился в 1906 г.), Кадрыджан Хажар (родился в 1920 г.), Дылзар (родился в 1928 г.). В 40 -- 60-е гг. происходит становление художественной прозы в творчестве писателей-реалистов Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда (родился в 1912 г.), Мухаммеда Амина (родился в 1921 г.), Маруфа Барзынджи (родился в 1921 г.)

Курдская литература в СССР возникла после Октябрьской революции 1917г. Основной центр ее - Армения.

У курдов на протяжении веков развиты некоторые виды народного декоративно-прикладного искусства - ковроткачество, гончарное и ювелирное дело, гравировка на медной утвари, резьба по дереву, камню. Особенно известны курдские ковры, яркие по цвету, с геометрическим, а также с растительным орнаментом. Нередко в узорах ковров встречаются изображения павлина - религиозного символа езидов, рогов - символа скотоводства, паука - символа ковроделия. Солнца. Ковры (ворсовые и безворсовые) обычно имеют узор из повторяющихся крупных медальонов на центральном поле и орнаментальную кайму; распространены также полосатые ковры типа паласов. Изготовляются кошмы с валянным геометрическим орнаментом, узорные вязаные чулки и носки и тканые шерстяные изделия (женские пояса, сумки). У курдов Ирана, Турции, Ирака и др. распространено изготовление гравированной медной посуды, оружия с насечкой золотом, чеканных с чернью и зернью серебряных женских украшений, а также пряжек и блях для поясов и конской сбруи. Из дерева выделывают трубки, портсигары, шахматы, скамеечки. В ряде районов вышивают шелковые сузани.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В конце XX столетия проблема воссоздания независимого Курдистана остается одним из самых сложных национальных вопросов нашего времени. Курды остаются единственным в мире крупным народом, лишенным собственной государственности, а территория, на которой они проживают, будучи поделенной между несколькими странами, давно уже превратилась в зону перманентной нестабильности.

Отсутствие политического единства в курдском движении является одним из главнейших факторов, определяющих неудачи, и зачастую используется противниками для углубления конфронтации между отдельными его отрядами и раскола этого движения.

Наиболее ощутимые достижения в национальной борьбе курдов имеют место в Иракском Курдистане. В Ираке официально провозглашена автономия курдов, и это зафиксировано в конституции. После провала кувейтской авантюры С. Хусейна, завершившейся в феврале 1991 года серьезным поражением иракской армии, сложились временно благоприятные условия для проведения под прикрытием Запада свободных, демократических по характеру выборов в курдский национальный парламент (в основном из представителей ДПК и ПСК) и формирования правительства в Эрбиле. Это стало фактически началом становления на территории Ирака самостоятельного курдского государственного образования. По согласованию с ООН и Багдадом, курдская автономия занимает главным образом территорию образованного в 1974 году Курдского автономного района.

В последние годы, в связи с глобальными изменениями в геополитической картине мира существенно изменилось и место курдского вопроса в системе международных отношений. События в Курдистане оказались в постоянном поле зрения мировой общественности и средств массовой информации, справедливая борьба курдского народа за свои неотъемлемые национальные права вызывает сочувствие и поддержку либерально-демократических кругов во всем мире, имеющих большой политический вес и оказывающих влияние на политику не только правительств, но и международных организаций. Главное, что курдская проблема стала уже не пульсирующей от случая от случая к случаю, а постоянной темой международной жизни. На ближневосточной же арене, в связи с окончанием "холодной войны" (в том числе и в этом регионе) и наметившимся постепенным переходом главного конфликта региона – арабо-израильского – из остро конфронтационной в переговорную стадию, курдская проблема приковывает к себе все большое внимание. Страны, имеющие жизненные интересы в Западной Азии, сменили прежний, чисто утилитарный подход к курдскому вопросу и стали заявлять о необходимости определенных уступок общенациональному движению курдского народа. Такую линию начали проводить, например, США. Очередь теперь за другими державами, в том числе (а может быть, в первую очередь) за Россией, временно ушедшей по известным причинам с курдистанской сцены ближневосточного театра, но имеющей там важные государственные интересы.