Смекни!
smekni.com

Роль Международного валютного фонда в мировой валютной системе (стр. 3 из 17)

Деятельность МВФ по предоставлению кредитов тесно связана с пре­дыдущей функцией. Влияние Фонда на страны-члены усиливается по мере расширения поддержки, которую он в состоянии им оказывать. Средства поступают в основном по подписке членов. Они регулярно увеличивались при все более частом пересмотре квот.

В настоящее время членами МВФ являются 182 страны. Участником организации может стать любая страна, проводящая самостоятельную внешнюю политику и готовая признать права и обязанности, предусмот­ренные уставом МВФ. Почти все крупные страны являются членами МВФ. Страны Восточной Европы, ранее имевшие централизованно плани­руемую экономику, и страны бывшего Советского Союза также вступили в организацию и осуществляют переход к рыночной экономике. Страны-члены могут в любое время выйти из МВФ. В прошлом этим правом воспользовались Куба, Чехословакия (ныне Чешская и Словацкая Республики), Индонезия и Польша, хотя затем все эти страны, за исключением Кубы, пересмотрели свое решение и впослед­ствии вновь вступили в организацию.[7]

1.2. Современная организационная структура.

Многие полагают, что МВФ — это организация, обладающая огромны­ми полномочиями и независимостью, которая решает, какую экономиче­скую политику должны проводить ее члены, диктует государствам свои решения и затем обеспечивает их выполнение. Это совершенно неверное представление. Напротив, не МВФ, а государства-члены диктуют МВФ, какой политики ему придерживаться. Команды следуют от правительств стран-членов Фонду, а не наоборот. Определяя обязательства отдельного государства-члена перед МВФ или прорабатывая соглашение о предостав­лении кредитов, МВФ действует не по собственной инициативе, а как посредник, передающий отдельным странам волю большинства членов.

Первым звеном в цепи передачи команд служит Совет управляющих, в который входит по одному управляющему и одному заместителю управляющего от каждой страны. Поскольку управляющие и их заме­стители являются министрами финансов или руководителями централь­ных банков, они могут авторитетно выступать от имени своих прави­тельств. Временный комитет консультирует их по вопросам функциони­рования международной валютной системы, а Совместный комитет по вопросам развития МВФ Всемирного Банка информирует их об особых потребностях более бедных стран. Управляющие и их заместители собираются только на ежегодные совещания для принятия официальных решений в рамках своего органа по вопросам деятельности МВФ.

В остальное время управляющие лишь сообщают пожелания прави­тельств по вопросам повседневной деятельности МВФ своим предста­вителям, образующим Исполнительный совет МВФ в штаб-квартире организации в Вашингтоне. Не менее трех раз в неделю проводятся официальные совещания 24 исполнительных директоров, которые следят за проведением политики, принятой правительствами стран-членов через Совет управляющих. В настоящее время восемь исполнительных дирек­торов представляют по одной стране: Германию, Китай, Россию, Саудовскую Аравию, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты, Францию и Японию. Другие 16 исполнительных директоров представляют группы, формируемые из остальных стран. Исполнительный совет редко принимает решения путем официального голосования, стремясь сформи­ровать консенсус среди своих членов, что сводит к минимуму столкно­вения мнений по важным вопросам и помогает достичь согласия по принимаемым решениям.

МВФ имеет около 2 200 человек персонала, возглавляемого Директо­ром-распорядителем, который назначается Исполнительным советом и также является его председателем. По традиции Директор-распорядитель должен быть европейцем или, по крайней мере, неамериканцем. Прези­дент Всемирного Банка по традиции, в свою очередь, является гражданином США. Штат международных служащих представляет около 114 стран. В организации работают в основном экономисты, а также статисты, научные работ­ники, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообло­жения, лингвисты, публицисты и вспомогательный персонал. Основной персонал работает в штаб-квартире МВФ в Вашингтоне, хотя небольшой штат также прикомандирован к отделениям в Париже, Женеве и при Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке или представляет МВФ, выполняя временные задания в странах-членах. В отличие от испол­нительных директоров, представляющих конкретные страны, члены персонала являются международными гражданскими служащими. Они отвечают перед всеми государствами-членами за проведение политики МВФ и не выражают интересов отдельных стран.

Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предпри­ятия. Возможность каждого участника оказы­вать воздействие на его деятельность с помощью голо­сования определяется долей в капитале. В соответст­вии с принципом «взвешенного» количества голосов каждое государство имеет 250 «базисных» голосов не­зависимо от величины взноса в капитал и дополните­льно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР его квоты. Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее поло­вины) голосов, а по наиболее важным вопросам — как оперативным, так и экономическим и политическим — «специальным большинством» (соответственно 70% или 85% голосов стран-членов). В нынешнем Уставе выделены 53 подобных вопроса (против 9 при созда­нии МВФ) в интересах ведущих стран Запада. На­ибольшим количеством голосов в МВФ обладают: США — 17,7%; Германия — 5,5; Япония — 5,5; Вели­кобритания — 4,9; Франция — 4,9; Саудовская Ара­вия — 3,4; Италия — 3,1; Россия — 2,9%. Доля стран ЕС — 26,2%. Несмотря на некоторое сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует макси­мального большинства (85%).[8]

24 промышленно развитых государства имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4% голосов[9]. США вместе с ве­дущими западными государствами практически рас­полагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что ка­сается развивающихся стран, то при наличии ско­ординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимой согласо­ванности столь большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно.[10]

Совет управляющих может учредить новый посто­янный орган управления — Совет на уровне министров стран-членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Но он еще не создан, и его роль играет состоящий из 22 членов Временный комитет Совета управляющих по вопро­сам мировой валютной системы (InterimCommitteeoftheBoardofGovernorsontheInternationalMonetarySystem), учрежденный в 1974 r. Однако в отличие от предполагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Со­вет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т. е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб-квартире в Вашингтоне. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24, 5 из них назначены Великобританией, Германией, США, Францией и Японией, т. е. странами, у которых наибольшая квота в капитале Фонда; 3 — представля­ют каждый одну страну -— Китай, Россию и Саудовс­кую Аравию; 16 — избраны от остальных стран-чле­нов. разделенных на соответствующее количество групп с учетом принципа географическою представи­тельства[11]. Назначения и выборы исполнительных ди­ректоров производятся раз в два года. Директор рас­полагает тем количеством голосов, которым пользу­ются в совокупности избравшие его управляющие.

Дирек­тор-распорядитель (с 1987 г.) - Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.) Стэнли Фи­шер и другие (США).

В 1944 году страны-основатели МВФ пришли к выводу, что Фонд будет более эффективно функционировать и принимать более ответ­ственные решения, если количество голосов каждого члена будет напрямую зависеть от суммы средств, внесенных в организацию по квоте. Поэтому страны с наибольшим взносом в МВФ определяют решение вопросов политики организации. Соеди­ненные Штаты, например, сейчас имеют около 265 000 голосов, или примерно одну пятую от их общего количества, а Маршалловы Острова имеют 275 голосов.

1.3. Кредитные ресурсы.

При вступлении в МВФ каждая страна вносит определенную сумму средств, именуемую взносом по квоте, который является своеобразным членским взносом.

Квоты используются для различных целей. Во-первых, они образуют денежный фонд, которым МВФ может пользоваться для кредитования государств-членов, испытывающих финансовые трудности. Во-вторых, квота служит основой определения суммы средств, которую может заимствовать государство-член, оплатившее свой взнос, или которую государство-член может получить при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос страны, тем больший кредит она может при необходимости получить. В-третьих, квота определяет количество голосов государства-члена. МВФ самосто­ятельно устанавливает размер взноса по квоте на основе анализа богатства и экономических показателей страны. Чем богаче страна, тем больше ее квота. Размер квоты пересматривается каждые пять лет и может быть увеличен или уменьшен, в зависимости от потребностей МВФ и экономического процветания государства-члена. В 1945 году 35 стран-членов МВФ внесли 7,6 млрд СДР; по состоянию на 30 июня1992 года членами МВФ было выплачено свыше 145,3 млрд СДР. Соединенные Штаты, являясь крупнейшей экономической державой, имеют наиболь­ший взнос в МВФ, составляющий около 18 процентов от общей суммы квот (26 526,8 млн СДР); Республика Палау - островное государство в Тихом океане, имеет наименьшую квоту и внесла 2.2 млн СДР[12].