Российские эксперты представили гораздо более пессимистичную картину и советовали американцам быть более практичными: например, воспользоваться "чеченским вариантом", то есть найти наконец местного сильного и более или менее лояльного лидера, способного навести порядок в стране, а уж затем думать обо всем прочем. Не улучшают атмосферу для расширения сотрудничества с Россией в афганском вопросе, в котором США и другие государства НАТО явно нуждаются, и такие недружественные действия, как проведение военных учений в Грузии в мае 2009 года. Есть и другие проблемы. Так, видимо, под давлением США Афганистан тормозит программу подготовки специалистов для силовых структур по линии ОДКБ и вообще предпочитает, как и США, связям с ОДКБ сотрудничество на двусторонней основе.
Об остаточной бравурности американского подхода свидетельствует и отношение Вашингтона к проведению международной конференции по Афганистану 31 марта в Гааге. Поначалу она планировалась как мероприятие НАТО. Однако, видимо, поняв, что для реального решения проблемы такого формата недостаточно, ее перевели под эгиду ООН. Правда, председательствовал на конференции специальный посланник Генсека ООН в Афганистане норвежский дипломат Кай Эйде, и прошла она в Нидерландах, которые, как и Норвегия, входят в НАТО.
Тем не менее, перевод конференции под эгиду ООН привел к значительному расширению состава участников, которые представляли около 80 государств. В такой обстановке принятие практических решений было вряд ли возможно. Скорее, смысл конференции свелся к представлению США афганской стратегии новой администрации и их попыткам привлечь к сотрудничеству (предоставление вооруженных сил и финансовых средств) наибольшее количество стран. Ведь на сегодня из Афганистана планируют вывод своих войск даже ближайшие союзники Вашингтона.
В отличие от гаагской, московская конференция имела региональный и более практичный характер. Ее успех был обеспечен практической целью - забыть о старых спорах и наладить сотрудничество всех соседей Афганистана с международной коалицией для стабилизации положения в этой стране и минимизации исходящих из нее угроз.
Сегодня, после очевидных достижений в обсуждении афганской проблемы, представляется, что для ШОС крайне важно не останавливаться на достигнутом, а сыграть важную роль в практическом решении афганского вопроса. Следующим шагом могла бы быть инициатива по организации межафганского мирного диалога. Для этого у Организации есть все возможности. Такой диалог может быть инициирован под эгидой ШОС при условии, что государства - члены и государства - наблюдатели ШОС, обладающие влиянием на отдельные афганские этнические группы (Таджикистан, Узбекистан, Иран, Пакистан, Индия), стимулируют эти группы к участию в переговорах о внутреннем урегулировании в Афганистане. Участие представителей международной коалиции также крайне желательно. Однако, учитывая их настороженное отношение к любым инициативам, исходящим не от них самих, на такое участие можно рассчитывать только на более позднем этапе, после первых реальных успехов диалога. В определенной степени моделью для данного механизма могла бы послужить работа Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху.
Даже простая встреча лидеров афганских группировок, проведенная в столице одной из "незаинтересованных" стран ШОС (этнические группы которых активно не участвуют в афганском конфликте), например, в Бишкеке или Астане, имела бы значительный демонстрационный эффект. Россия, Китай и Казахстан могли бы выступить гарантами возможного соглашения.
Такая инициатива в какой - то степени развивала бы идею Президента Узбекистана Ислама Каримова (вновь высказанную им на Екатеринбургском саммите), предложившего возобновить деятельность группы "соседей и друзей Афганистана" "6+2" (Иран, Китай, Пакистан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Россия и США), функционировавшей до событий 11 сентября 2001 года, преобразовав ее в "6+3", добавив к "друзьям" еще и НАТО. Недостатком этой схемы является отсутствие в ней самого Афганистана, в результате руководство этой страны отнеслось к ней холодно. Учитывая тот факт, что без участия как Афганистана, так и Узбекистана решение афганской проблемы вряд ли возможно, а также то, что большая часть потенциальных участников каримовской "девятки" либо члены, либо наблюдатели ШОС, группа "соседей и друзей" могла бы действовать под эгидой ШОС.
2.2 Особенности сотрудничества стран СНГ в борьбе с терроризмом
При всей глобальности и международной значимости сотрудничества Российской Федерации в области борьбы с преступностью в рамках ООН, Совета Европы, иных континентальных и межконтинентальных межгосударственных сообществ и организаций в настоящее время особое значение приобретают вопросы взаимодействия со странами СНГ. И это неслучайно.
Уголовная среда, используя правовые, экономические, политические, организационные промахи в работе правоохранительных органов, органов государственной власти и управления стран СНГ, создала свое единое криминальное поле, интернационализировалась и консолидировалась, обрела профессионализм, фактически взяла под контроль значительную часть экономических структур. В динамике и структуре преступности стран СНГ отмечаются сходные тенденции.
Их суть состоит в том, что эта преступность реально угрожает экономическому развитию и национальной безопасности. Из года в год растет число транснациональных преступлений, где преобладают бандитизм, убийства по найму, незаконные операции с оружием и наркотиками, контрабанда сырьевых ресурсов, финансовые аферы. Межнациональные преступные контакты приобрели характер устойчивой закономерности.
С момента создания СНГ борьба с преступностью, а особенно с преступностью в сфере экономики, была отнесена к области совместной деятельности государств, и это нашло законодательное закрепление в Уставе Содружества. Уже 12 марта 1993 г. в Москве Совет глав правительств СНГ утвердил первую Программу совместных мер по борьбе с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ. В Программе отмечалось, что правовой основой для сотрудничества и взаимодействия органов внутренних дел государств — участников Содружества должно послужить подписание в Минске 22 января 1993 г. главами государств Содружества Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
В 1996 г. Совет глав государств СНГ утвердил вторую Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ на период до 2000 г.
За период действия второй Межгосударственной программы существенное развитие получила международно - правовая база сотрудничества. Приняты основополагающие документы, Концепция и Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества в борьбе с преступностью. Подписаны международные договоры о сотрудничестве в борьбе с терроризмом, незаконной миграцией, о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств — участников Содружества.
Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ разработала и приняла модельный уголовный, уголовно - процессуальный и уголовно - исполнительный кодексы, модельные законодательные акты о борьбе с терроризмом, коррупцией, организованной преступностью, о борьбе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств, о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем.
Активизировалась работа по присоединению государств — участников Содружества к основным договорам, касающимся уголовно - правовой сферы, в рамках ООН, ее специализированных учреждений и Совета Европы.
Решением Совета глав государств СНГ от 25 января 2000 г. была утверждена третья Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью.
Ежегодно в рамках Межгосударственной программы правоохранительными органами государств — участников Содружества проводятся согласованные на двусторонней и многосторонней основе оперативно - профилактические мероприятия и специальные операции.
Осуществляется работа по формированию специализированных банков данных и обмену информацией по линии министерств внутренних дел, пограничных служб, органов безопасности и спецслужб государств — участников Содружества.
Решением Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 г. была одобрена Концепция взаимодействия государств — участников СНГ в борьбе с преступностью.
Концепция — базовый документ, с учетом положений которого могут разрабатываться и заключаться двусторонние и многосторонние соглашения и договоры о взаимодействии правоохранительных органов стран СНГ в борьбе с преступностью.1
Важнейшая задача взаимодействия— согласованная деятельность правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с терроризмом, бандитизмом, захватом заложников.2
Федеральная служба безопасности Российской Федерации в настоящее время поддерживает договорные отношения более чем с 60 спецслужбами, органами безопасности и правоохранительными органами государств мира.
Заключены многосторонние договоры с 12 государствами — участниками СНГ. Реализация двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве спецслужб государств — участников СНГ позволяет решать следующие задачи, связанные с обеспечением экономической безопасности сотрудничающих государств.
1.Осуществление совместной деятельности с целью наиболее эффективного и взаимовыгодного использования оперативных и других возможностей в интересах обеспечения безопасности сторон.
2.Информирование о выявленных разведывательных устремлениях спецслужб и враждебных проявлениях организаций государств, не являющихся участниками Содружества, в отношении сторон.