Необходимо отметить, что за данный период у власти в США находились три президента: Дуайт Эйзенхауэр (20 января 1953-20 января 1961), Джон Кеннеди (20 января 1961- 22 ноября 1963), Линдон Джонс (22 ноября 1963-20 января 1969). Еще в годы второй мировой войны генерал Эйзенхауэр отметил особую стратегическую важность ближневосточного региона. "Ближний Восток с его огромными нефтяными ресурсами являлся еще одним регионом, безопасность которого имела большое значение для Америки".
Наиболее активно ближневосточная политика развивалась в годы правления Д.Эйзенхауэра. "В 1952 году он выставил свою кандидатуру на президентских выборах и одержал победу. Если этот взлет в политике сопоставить, допустим, с прыжком спортсмена, то его, несомненно, можно назвать рекордным. Его многие расценили как блистательный. Как кандидата от республиканской партии Эйзенхауэра и в 1956 вновь избрали на пост президента США". Избрание одного кандидата на два срока подряд на пост президента является редкостью в истории Америки. Именно при нем возможность националистов и национализма содействовать американским интересам претерпевает изменения. Пересмотр подходов начался с кризиса в американо-иранских отношениях при Моссадыке в 1953 году, причиной которого стала неприемлемость американского правительства нового режима в Иране. В режиме прослеживалась явная приверженность национализму, но американцы стали его рассматривать как потворствующий советским интересам, а такого поворота событий американцы никак не могли допустить. "Уже спустя несколько месяцев после прихода к власти в 1953 г. администрация Эйзенхауэра резко меняет общий курс своей политики в отношении местного национализма, а в Иране принимает исключительное решение использовать американское влияние и прямую силу для устранения националистического режима Моссадыка и замены его на, по сути, традиционалистское правление (на начальных этапах оно приобрело форму военной диктатуры, а, в конечном счете, привело к реставрации монархии)".
Аналогичный пример меняющегося отношения к националистам дает политика САШ в отношении Египта. В течение двух лет после устранения Моссадыка, США поддерживали движение арабского национализма, которое возглавил Гамаль Абдель Насер. Причиной такой поддержки послужила готовность Насера идти на сотрудничество с американской разведкой. Насер жестко контролировал любые оппозиционные силы от братьев - мусульман до коммунистов. И, несмотря на это, США все же вскоре отказались от ставки на насеризм. Толчком к этому послужило отношение Насера к Израилю и возобновление военных действий в районе Суэцкого канала. Решение египетского руководства о национализации Суэцкого канала (1956) вызвало неоднозначную реакцию на Западе и полную поддержку Советского Союза. Спровоцированный этим решением Суэцкий кризис привел к ослаблению позиций Великобритании и Франции на Ближнем и Среднем Востоке. Интересам США в гораздо большей степени отвечало установление международного контроля над этим важнейшим участком морских путей (через канал на Запад шла нефть из стран Ближнего Востока), чем сохранение национального англо-французского контроля. В этих условиях США отказались вмешиваться в урегулирование Суэцкого кризиса
В октябре 1956 г. Израиль осуществил вторжение в Египет. К нему не замедлили присоединиться Великобритания и Франция, изначально провоцировавшие это вторжение. При поддержке ООН Соединенным Штатам Америки удалось убедить страны-агрессоры в необходимости заключить перемирие. С учетом обстоятельств возникновения этого кризиса и осложнения обстановки в других арабских странах, в частности в Ливане и Иордании, где у власти находились правительства, ориентирующиеся на США и Великобританию, а также с учетом роста в ряде стран этого региона влияния Советского Союза возникла необходимость разработки новой внешнеполитической стратегии США.
Вошедшая в историю под названием "доктрина Эйзенхауэра" программа новой ближневосточной политики США была разработана при активном участии государственного секретаря США Джорджа Фостера Даллеса, изложена президентом Дуайтом Дейвидом Эйзенхауэром в послании к Конгрессу США 15 января 1957 г. и утверждена конгрессом в марте того же года. Суэц продемонстрировал Эйзенхауэру с абсолютной очевидностью важность третьего мира для Соединенных Штатов. Именно этот вопрос стал главной темой его инаугурационной речи при вступлении на пост президента во второй раз, и в значительной мере определил характер его деятельности на высоком посту в течение второго срока. "Ни один народ не может жить исключительно ради самого себя". — эти слова он произнес на своем выступлении перед народом. Эйзенхауэр полагал, что срочно необходимо улучшить условия жизни в третьем мире, иначе он перейдет под руководство коммунистов. "Процветание Америки не может длиться долго, если не будут процветать и другие нации". Еще до церемонии инаугурации Эйзенхауэр поручил своей администрации заняться подготовкой научных программ помощи Соединенных Штатов другим странам. Вывод подготовленных через два месяца программ совпадал с тем, к чему склонялся сам Эйзенхауэр: "помощь третьему миру будет способствовать экономическому развитию, которое, в свою очередь, приведет к политической стабильности и эволюции демократических обществ".
5 января 1957 года Эйзенхауэр направил послание Конгрессу, запрашивая одобрение того, что стало известно под названием "доктрины Эйзенхауэра", а именно, тройственной программы для Ближнего и Среднего Востока, охватывающей экономическую помощь, содействие в военном отношении и защиту от коммунистической агрессии. В послании о положении в стране от 10 января 1957 года Эйзенхауэр пошел еще дальше и объявил об обязанности Америки защищать весь свободный мир:
"Во-первых, жизненно важные интересы Америки распространяются на весь земной шар, охватывая оба полушария и каждый из континентов.
Во-вторых, у нас имеется общность интересов с каждой из наций свободного мира.
В-третьих, взаимозависимость интересов требует приличествующего уважения прав и мира для всех народов.
Попытка Америки отъединиться от Европы обязывала ее принять на себя бремя защиты каждой свободной (то есть некоммунистической) нации в любом из регионов земного шара".
В "доктрине" Эйзенхауэр заявляет о главных целях американской внешней политики, национальной целью в международных делах является мир во всем мире. По мнению Эйзенхауэра чтобы этот мир был прочен, он должен " охватывать все области, все народы мира". Многие десятилетия страны Ближнего Востока находились под контролем других стран, в первую очередь под контролем Западной Европы. Уже после первой мировой войны арабские страны начали стремиться к независимости своих государств. Как заявлено Эйзенхауэром, США всегда приветствовали стремление арабских стран к получению независимости. "Наша страна безоговорочно поддерживает полный суверенитет и независимость каждого и всех государств Среднего Востока". Нужно также отметить, что в регионе постоянно складывались конфликтные ситуации, происходили военные столкновения, в которых США винили международный коммунизм. Во второй части своего заявления Эйзенхауэр приходит к выводу, что Союз не имеет каких либо экономических интересов в данном регионе, он имеет только политические. В основе интереса Советского Союза к Ближнему и Среднему Востоку лежат исключительно политические соображения силового характера. Учитывая, что главной целью СССР на протяжении многих лет было распространение коммунизма, можно легко понять его надежду на установление господства над Средним Востоком.
Экономические интересы присутствуют у стран Западной Европы. На территории Ближнего и Среднего Востока сосредоточены две трети найденных мировых запасов нефти, что покрывает нефтяные нужды многих государств Европы, Азии и Африки. Но во второй половине ХХ века влияние западноевропейских стран значительно снизилось. Также, в "доктрине" помимо опасности установления коммунистического контроля над политическими и экономически процессами в регионе, выделяется опасность влияния атеистического государства на религиозный центр. Средний Восток является территорией трех великих религий - мусульманской, христианской и иудейской. Мекка и Иерусалим это нечто большее, чем просто наименования на карте. "Было бы недопустимо, если бы эти святые места Среднего Востока подверглись гнету со стороны строя, восхваляющего атеистический материализм". Соединенные Штаты возлагают на себя большую ответственность за поддержание стабильной обстановки в регионе и выражают полную готовность поддержать независимость свободолюбивых государств этого региона. Эйзенхауэр открыто заявляет, что такая поддержка не может обойтись без сотрудничества с конгрессом. "…Неопределенность сложившейся ситуации и рост угрозы, исходящей от международного коммунизма, убеждают меня в том, что принципиальная политика Соединенных Штатов должна найти выражение в совместных действиях конгресса и главы исполнительной власти. Кроме того, наша обоюдная решимость должна быть сформулирована таким образом, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что в случае необходимости наши слова будут подкреплены действиями".