Смекни!
smekni.com

Проблема регулирования трудовых отношений и социального обеспечения КНР в условиях построения общества "сяокан" (стр. 4 из 15)

1.2 Проблема построения общества «сяокан» и социальная поддержка нетрудоспособного населения в КНР

По мнению древнекитайских мыслителей, «сяокан» - это модель идеального общества. «Сяокан», на русском языке «общество малого достатка», как и следовало ожидать, стал темой горячего обсуждения на проходящем сейчас 16-м съезде КПК. Всестороннее построение общества «сяокан», как отмечал в своем докладе Цзян Цзэминь на открытии XVI съезда КПК 8 ноябряи 2002 г., - задача Китая на первое двадцатилетие нынешнего века[42].

После того, как в конце 70-х годов минувшего столетия Китай начал проводить политику реформ и открытости внешнему миру, генеральный архитектор реформ Дэн Сяопин использовал понятие «сяокан», уже давно вошедшее в лексикон рядовых китайцев, - для характеристики китайской модели модернизации. «Сяокан» стал целью, достижение которой Китай должен был обеспечить к концу 20-го века.

6 декабря 1979 года, во время встречи с премьер- министром Японии Масаеси Охира, - Дэн Сяопин использовал понятие «сяокан». Он сказал: "Четыре модернизации, к осуществлению которых мы стремимся, - это модернизации китайского типа[43]. Наша концепция «четырех модернизаций» - это не та концепция модернизации, которую вы восприняли. Мы имеем в виду «семью сяокан». В конце нынешнего столетия, даже если мы достигнем определенной цели в нашем деле модернизации, наш среднедушевой показатель валового национального продукта останется довольно низким. Чтобы выйти на уровень более богатых стран третьего мира, скажем, со среднедушевым ВНП в 1000 долл США, нам следует прилагать еще немалые усилия. Китай в этом случае по-прежнему будет находиться в состоянии «сяокан»».

В 1984 году Дэн Сяопин дал дополнительное разъяснение к своей концепции «сяокан». «Среднедушевой ВНП в 800 долл США к концу нынешнего столетия - вот это и есть «сяокан», - сказал он[44].

В октябре 1987 года, на 13-м съезде КПК "сяокан" был официально сформулирован как "второй шаг" стратегии социалистической модернизации. В соответствии с этой стратегией Китай должен был решить проблему обеспечения народа питанием и одеждой, а к 1990 году удвоить ВНП против уровня 1980 года. Это первый шаг. Второй шаг: удвоение показателя ВНП 1990 года к концу 20-го века, дальнейшее повышение уровня жизни на основе достаточного обеспечения народа питанием и одеждой - до уровня средней зажиточности. Третий шаг: увеличение среднедушевого ВНП к середине 21-го века до уровня среднеразвитых стран, обеспечение народу уровня жизни выше среднезажиточного и в основе осуществления модернизации[45].

В 1987 г. на 13-м съезде КПК задачи были уточнены. Предусматривалось увеличение размера ВВП в расчете на душу населения с 250 долл. в 1980 г. до 800-1000 долл. в 2000 г. 16-й съезд КПК поставил цель всестороннего построения «общества сяокан» к 2020 г. и очередного учетверения ВВП в течение двух десятилетий[46]. Хотя экономическое развитие КНР в конце ХХ - начале XXI ве-ка поднялось до уровня средней или малой зажиточности – «сяокан», однако задача полного построения среднезажиточного общества остается пока нерешенной. Примерно половина провинций Китая до сих пор не достигла критерия среднезажиточного общества - среднего уровня потребления на одного человека 1 тыс. долларов в год. Однако высокие темпы развития китайской экономики, когда в 2006 году ВВП Китая превысил 21 трлн. юаней (1 долл. = 7,52 юаня), а в течение последних четырех лет сохраняется более чем десятипроцентный рост, позволяют китайским руководителям заявлять о возможности полного построения среднезажиточного общества к 2020 году. Придерживаясь этих темпов, Китай сможет к 2020 году довести среднедушевой ВВП более чем до 4 тыс. долларов по сравнению с 2 тыс. долларов в 2002 году[47].

Китайские руководители и серьезные эксперты, не оспаривая конечных показателей, тем не менее пытаются охладить пыл слишком горячих оптимистов. Судя по всему, они серьезно опасаются двух вещей. Во-первых, возникновения внутри Китая среди кадровых работников «головокружения от успехов». Тревожит их и то, что в ура-патриотических заявлениях о «возвеличивании Китая», о наступлении «века Китая» начинают явственно проступать тенденции, переходящие грани патриотизма. Одновременно у весьма многочисленной части населения ныне появляются завышенные ожидания в получении от государства дополнительных социальных благ и гарантий.

Одновременно лидеры КПК и КНР подчеркивают, что нельзя абсолютизировать общие показатели, достигнутые Китаем в экономическом развитии. КНР по производству стали, чугуна, проката, текстиля, многих средств связи, зерна, мяса и т.д. занимает лидирующее место в мире. Однако эти цифры нужно соотносить с огромным населением, превышающим 1 млрд. 300 млн. человек, соотносить с тем фактом, что большая часть населения (свыше 750 млн. человек) проживает в сельской местности, где только сейчас начинает создаваться современная система образования и здравоохранения, что около 200 млн. человек еще не преодолели неграмотности, свыше 20 млн. человек живут за чертой бедности[48]. С учетом этого по душевым показателям производства основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, по общему уровню культуры и образования населения Китай оказывается в середине списка второй сотни перечня стран (между 130-140 местами). Во внешнем плане в рамках международных экономических организаций это дает Китаю право относить себя к развивающимся странам и претендовать и пользоваться определенными финансовыми льготами.

Старение населения, т. е. абсолютное и относительное увеличение в демографической структуре лиц, которые, выражаясь политкорректно, относятся к «третьему возрасту», до недавнего времени было принято связывать исключительно со странами экономически развитыми. Здесь, этот процесс нарастал поступательно в течение многих десятилетий, и общество, достигшее высокого уровня благосостояния, и накопившее немалые ресурсы, было вполне к нем) готово. Иное дело — Китай, где старение населения в силу демографической политики принимает все более стремительный характер и где проблемы, создаваемый на пути экономического и социального развития, требуют принятия неотложных мер в условиях, когда уровень среднеразвитых стран еще видится целью, достижимой лишь к середине века. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть различные аспекты этой проблемы, затрагивающей многие стороны жизни современного китайского общества

Китайское общество вступает в этап старости в условиях, когда удовлетворяются, как говорят в Китае лишь первичные потребности народа в «тепле и пропитании», и при незавершенной реформе системы социального обеспечения, что существенно обременяет бюджет и тормозит социально-экономическое развитие[49].

До начала реформ практиковавшаяся на государственных предприятиях низкая заработная плата сочеталась с поголовным страхованием труда. Из заработной платы удерживались взносы в фонды, которыми управляли профсоюзы при контроле со стороны органов труда. Средства, накопленные в этих фондах с момента основания КНР, были полностью расхищены во время культурной революции”. После отстранения от власти «банды четырех» опустошенный пенсионный фонд еще долго не мог выплачивать пенсии.

Пенсионная система, существующая почти исключительно в городе, и сегодня охватывает преимущественно рабочих и служащих государственных предприятий и учреждений, правительственных чиновников и других лиц с постоянным источником дохода, чей жизненный уровень сравнительно высок и стабилен, тогда как большая часть общества — крестьяне, временные и индивидуальные работники — пенсий не получаю.

Перестройка социального обеспечения в Китае началась в середине 80-х гг. и постепенно продвигалась по мере расширения и углубления реформаторской политики.

В 45 статье Конституции, сказано, что Граждане КНР в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, имеют право на получение от государства и общества материальной помощи[50]. Государство развивает социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, необходимое для реализации этого права граждан. Государство и общество обеспечивают инвалидов из числа военнослужащих, оказывают материальную помощь семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих. Государство и общество помогают слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования. В статье 21 сказано, что государство развивает медицинское обслуживание, продвигает современную медицину и традиционную китайскую медицину, продвигает действия массового характера по здравоохранению для того, чтобы защитить здоровье нации. Государство развивает физкультуру и продвигает массовые спортивные мероприятия[51].

Тема китайских пенсий – весьма сложна для обсуждения, хотя бы потому, что официальная статистика рассказывает о пенсиях только тех граждан, которые их получают. Традиционно пишут о том, что крестьяне в КНР пенсию действительно не получают (хотя с середины 90-х годов и делались попытки ввести систему добровольных пенсионных накоплений). Раньше по достижении пенсионного возраста им помогали существовать народные коммуны, но с роспуском коммун в эпоху реформ фактически был ликвидирован и этот источник социального обеспечения. Тем не менее, на селе как нигде сильны семейные ценности, и долг молодых жителей села – содержать своих престарелых родителей. По сути дела, это пенсионная система, реализуемая на уровне отдельных семей – молодые содержат старшее поколение.