Цель работы, – определить позиции участников конфликта и других заинтересованных сторон на различных стадиях конфликта и переговорного процесса по проблеме Иерусалима: Иордании, Израиля, ООП, США, СССР/России, а также ООН.
Реализация цели работы предполагает постановку и решение следующих задач:
1) проанализировать составляющие проблемы Иерусалима, включая, политические, религиозные, демографические, административно-правовые аспекты; 2) отобразить особенности и закономерности развития переговорного процесса на различных этапах; 3) выявить факторы, способствующие, или, напротив, препятствующие урегулированию; 4) рассмотреть наиболее перспективные направления переговорного процесса.
Предметом исследования является израильско-палестинский диалог.
Объектом исследования является проблема Иерусалима в этом диалоге.
Хронологические рамки работы:
Наиболее раннее упоминание о проблеме восходит к эпохе Вавилонского владычества (IV-V в. до Н.Э.). С тех пор евреи уже не были единоличными владельцами города, а их борьба, собственно, за Иерусалим то разгоралась, то затухала. Но последние шесть десятилетий проблема существенно обострилась, а поиски ее решений в значительной степени усложнились.
Таким образом,первая глава работы, – это краткая история проблемы до 1947г. (т.е. до резолюция ООН от 29.11.47г. о разделе Палестины на два государства). Данная глава не является специальной целью работы, но она дает общее представление о древности конфликта и его природе. Вторая глава работы охватывает период с 1947г. по настоящее время и освещает динамику решения проблемы, вошедшую, как представляется, в наиболее острую стадию.
Характеристика источников:
В работе использованы несколько видов источников:
1) Нормативные акты: а) Ближневосточный конфликт: из документов архива внешней политики СССР 1947-1967: [в 2т.]. / Отв. Ред. В.В. Наумкин. М, 2003. – 608с. б) «Дорожная карта»: Положения Совета Безопасности ООН май-ноябрь 2003г., – http://www.un.org/russian/. в) Программа урегулирования палестино-израильского конфликта: три года после переговоров в Кемп-Девиде и Табе. Сборник статей и документов под ред. А.Д. Эпштейн – М., 2004. – 183с.
Эти источники содержат ряд важных положений и резолюций ООН, принятых с 1947-2003гг, а так же позиции советской и западной дипломатии, которые позволяют видеть динамику решения проблемы мировым сообществом.
2) Нарративные источники: а) Мемуары политического обозревателя А. Бовина. А.Е. Бовин. Пять лет среди евреев и мидовцев или Израиль из окна российского посольства. Из дневника. – М., 2003. – 574с.
б) Опубликованный разговор известного публициста Хаима Мисгава с бывшим премьером Израиля Шимоном Пересом. По обе стороны стены. Беседа Хаима Мисгава с Шимоном Пересом / Под ред. Бибичкова М. и др. (перевод с иврита) – М., 2005. – 256с.
Откровенные ответы Ш. Переса на острые вопросы Х. Мисгавы, а так же фрагменты дневника А. Бовина, – это два взгляда, две разные системы измерений проблемы и ее решения. Сравнение их позволяет видеть с одной стороны чисто политические подходы к решению (А. Бовин), с другой религиозно-политические (Ш. Перес).
проблема иерусалим процесс переговоры
Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1. Иерусалим от Вавилона к Риму
История образования города уходит глубоко в древность. Из сохранившихся источников только Библия [«Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины…» (Ис. Навина 15:63)] и труды Иосифа Флавия содержат ряд повествований о народах проживающих на территории современной Палестины. В частности там содержится факт переименования города евреями из Иевус в Иерусалим около 1000г. до н.э. [«… И пошел царь, и люди его на Иерусалим против Иевусеев… Давид взял крепость Сион… и поселился Давид в крепости и назвал ее городом…» (2Царств 5:6-9)]. Некоторые вавилонские и персидские источники так же свидетельствуют об этом древнем городе, который им был известен, как столица Израиля. В 586г. до н.э. город был окончательно разрушен Навуходоносором, царем вавилонским, а жители его депортированы.
Персидская провинция:
В течение 538г. до н. э. началось возвращение евреев из Вавилонии. Судя по документам тех лет, их было свыше 40 тысяч.1 Те, кто предпочел остаться в Месопотамии, помогали возвращавшимся деньгами.Население, отправленное из Палестины в Вавилонию после войн 597-586 годов, вопреки историческим прецедентам и всем ожиданиям, не утратило своих национальных и религиозных черт.
Постепенно улицы Иерусалима были очищены от развалин, дома отремонтированы. Спустя два года после возвращения из Вавилона были положены первые камни нового Храма. Но после смерти Кира в 529г. до н. э. мир в созданной им империи был нарушен рядом восстаний и гражданских войн, которые не могли не задеть Палестину. После шестнадцатилетнего перерыва, зимой 520г. до н. э. работа по восстановлению Храма возобновилась. Этот момент современная наука считает подлинным началом национального возрождения.
Пока евреи находились в вавилонском пленении, соседние племена захватили много земель, прежде принадлежавших Иудее. Особые отношения складывались с полуязыческими остатками населения северного Израильского царства, которые смешались с разнородными колонистами. Причина этих «особых» отношений связана с искажением основ иудейской веры последними.
Сама еврейская колония находилась под непосредственным управлением губернатора, который, в свою очередь, подчинялся своему коллеге в Самарии.
Иерусалим был фактически открытым городом, ничем не защищенным от нападений. В царствование Артахсеркса при его дворе находился некий преданный царю еврей по имени Неемия, переполненный патриотическими чувствами за народ и город. В 455г. царь поставил его губернатором Иерусалима. С деятельностью Неемии связано восстановление городских стен и по сути статуса города.2 День за днем, несмотря на враждебность Самарии, горожане возводили стены, поочередно неся дневную и ночную стражу. Так в результате еврейское население из мелких сельскохозяйственных поселений, в Палестине превратилось в ядро государства, по крайней мере, с одной крепостью, способной устоять перед врагом.
Греческое владычество:
Птолемеи проявили себя добрыми и веротерпимыми правителями, согласными предоставить Иудее почти полную автономию, лишь взимая с нее умеренную годовую дань.
Между тем, Птолемеи (в Египте) и Селевкиды (в Сирии) постоянно воевали друг с другом. И территория Израиля не редко была полем битвы династий.3
В 195г. до н. э. на трон Селевкидов взошел Антиох IV Епифан (Знаменитый). Под его руководством процесс эллинизации проник в каждый уголок государства. Однако эллинизация в Иудеи натолкнулась на серьезный религиозный и национальный сепаратизм большей части населения. В ответ началась систематическая насильственная эллинизация страны. Соблюдение еврейских религиозных обрядов объявлялось наказуемым проступком. Священные свитки, на которых был записан Моисеев Закон, уничтожали или оскверняли. Особый надзор был за тем, чтобы не соблюдалась суббота и праздники. Все это преследовалось с особой жестокостью.
Грязная борьба за пост первосвященника дала Антиоху IV повод для прямого вмешательства. А когда римляне в 168г. до н.э. вынудили его уйти из Египта, он по пути следования в Сирию разрушил Иерусалим.4
Первый ответный удар нанес старый священник из дома Хасмонеев по имени Матитьягу. Восстание Хасмонеев, на религиозной почве, похоже на многие движения такого рода в мировой истории.Матитьягу умер вскоре после того, как поднял знамя восстания. На смертном одре он наказал избрать вождем своего третьего сына Иуду по прозвищу Маккавей (обычно это имя производится от слова "Маккава" - молот). Отряды Иуды Маккавея не потерпели ни одного поражения, и не раз неожиданной атакой рассеивали посланные против них отряды.
Сирийцы не оставляли надежды на восстановление утраченного влияния. В 138г. до н. э. Антиох VII пошел на Иерусалим и после долгой осады покорил его, но благодаря вмешательству римлян, с которыми Хасмонеи поддерживали дружеские отношения, он не смог развить свою победу.6
Под властью Рима:
С 30-х годах до н.э. судьба Палестины решалась не на Востоке, а в Риме. Страна платила тяжелую дань. Римские легионеры постоянно находились в Иерусалиме.7Старый государственный строй был разрушен. Синедрион, прежде самый важный совещательный орган, был лишен всей исполнительной и совещательной власти, и превратился в религиозный совет. Было сделано все возможное, чтобы предотвратить сплочение народа вокруг первосвященника, как это бывало раньше.
Строй и управление здесь были те же, что в любой другой провинции империи. Во главе провинции стоял прокуратор, подчинявшийся легату Сирии. Известный своей непокорностью Иерусалим был лишен звания столицы, а административный центр переместился в Кесарию.8
Мир в Палестине поддерживался только благодаря особому вниманию к религиозной чувствительности евреев. Наученные горьким опытом римские легионы, входя в Иерусалим, снимали знаки орлов и даже символы императорской власти.
50-е годы уже н.э. отмечены полным пренебрежением к еврейским обычаям и религиозным идеалам. Повсюду активизировалась деятельность зелотов; среди них возникла крайняя партия, известная под прозвищем «убийц». Осенью 66г. по всей Сирии прокатились национальные бунты. Всюду, где евреи были в большинстве, они восставали. Наконец императорский легат в Сирии Галл решил подавить мятеж. Без всяких столкновений он подвел свое войско к Иерусалиму, расположился у его стен. Еврейское сопротивление рухнуло только весной 67г. Зимой 67/68 г. Веспасиан сначала изолировал Иерусалим, а затем нанес окончательный удар.Погибло много евреев, город и Храм были разрушены.
Окончательная судьба города решилась в 138г. после восстания Бар-Кохбы. Иерусалим перестал существовать как географическая и политическая единица. Но не менее важно заметить, что евреи, теперь уже второй раз в истории, потеряли свою национальную и религиозную основу. 9