3. Динамика решения проблемы Иерусалима за последние годы.
3.1 Провал переговоров в Кемп-Девиде и новые инициативы
В 2000г. в Кэмп-Дэвиде израильская делегация во главе с премьер-министром Эхудом Бараком впервые со времен Шестидневной войны согласилась обсуждать с палестинцами возможность передела города, несмотря на то, что статус Иерусалима как «вечной и неделимой» столицы Израиля закреплен в Основном Законе (1980).По ходу переговоров эта тема стала одной из центральных, но сторонам не удалось достичь даже промежуточного компромисса. Переговоры по проблеме Иерусалима продолжались осенью 2000г. и позже, уже после начала второй палестинской интифады, в январе 2001г. в Табе (Египет), но снова закончились безрезультатно.
Сразу после саммита в Кемп-Дэвиде мировое общественное мнение складывалось не в пользу палестинцев, поскольку Б. Клинтон обвинил Я. Арафата в отсутствии доброй воли и, по большому счету, в провале переговоров. Однако, с началом интифады, палестинцы снова стали восприниматься как жертва.
По инициативе Клинтона была создана специальная комиссия по расследованию причин вспышки насилия, которую возглавил бывший американский сенатор Джордж Митчелл. В ее состав вошли бывшие премьер-министры Турции и Норвегии. В мае 2001г. комиссия Митчелла опубликовала свой доклад. В нем, в частности, говорилось, что печально знаменитый визит А. Шарона на Храмовую гору не был причиной интифады (эти причины, по мнению комиссии, были гораздо более глубокими), но оказал провоцирующие воздействие на палестинцев. Израильтяне, отмечалось, могли и были обязаны предвидеть это воздействие.
Далее содержались предложения по смягчению ситуации, мерах по прекращению насилия и возвращению сторон к мирному диалогу, но о переговорах по проблеме Иерусалима ничего не говорилось.
В июне 2001г. в Израиль прибыл директор ЦРУ Джордж Тенет. Он так же представил ряд конкретных предложений по прекращению насилия, однако, как и в предложениях Митчелла, ничего не говорилось о проблеме Иерусалима. Правда оба документа способствовали формированию новой американской политики в регионе и были предтечами плана «Дорожная карта».18
Параллельно с действиями американских дипломатов обсуждение новой ситуации в палестино-израильских отношениях происходило в ООН. Первая, принятая ООН после начала интифады, резолюция Совета Безопасности № 1322 от 7 октября 2000г. была выдержана в откровенно проарабском духе. Визит А. Шарона на Храмовую гору был охарактеризован как провокация и (в отличие от выводов комиссии Митчелла), фактически, назван причиной вспышки насилия в городе. Причинно-следственная связь между начавшимися беспорядками и провалом кемп-дэвидеких переговоров игнорировалась.
Резолюция Генеральной Ассамблеи № 56/36 от 3 декабря продолжила практику запутывания юридического статуса Иерусалима. В резолюции содержались противоречащие друг другу пункты. Ссылка на резолюцию № 181 1947г.: описание Иерусалима как «оккупированной палестинской территорией», формулировка «оккупированный Восточный Иерусалим и оккупированная палестинская территория», а также ссылка на соглашения Осло, которые, предусматривают решение проблемы Иерусалима в двустороннем порядке.
После неудачных переговоров в Кемп-Дэвиде и Табе израильское правительство заявило, что сделанные им входе этих встреч предложения, в том числе по изменению статуса Иерусалима, более недействительны. И все же сам факт, что такие переговоры имели место, создал новую политическую реальность и задал новые направления израильской политической мысли. Среди таких направлений можно выделить:
· подготовку новых проектов палестино-израильского мирного договора, включая раздел Иерусалима;
· концепцию одностороннего размежевания по территориально-демографическому принципу, в том числе размежевание в Иерусалиме;
· приверженность принципу «Иерусалим – вечная и неделимая столица Израиля».
Ниже анализируются планы, отражающие все эти концепции.
3.2 Четыре плана мирного урегулирования
На сегодняшний день таких планов пять: «Дорожная карта», план Гилада Шера и Ури Саги, план Сари Нуссейбы и Ами Аялона, так называемая «Женевская инициатива», и идея кантонизации, выдвинутая Авигдором Либерманом. Важно проанализировать, как каждый из этих планов урегулирования палестино-израильского конфликта соотносится с проблемой Иерусалима.
Эти планы принципиально отличаются друг от друга. Так «Дорожная карта» (апрель 2003г.), которая преподносится Госдепартаментом США в качестве основного документа, в сущности, повторяет ту же ошибку, которая привела к краху «процесса Осло». В обоих случаях о проблеме Иерусалима не сказано ничего, а их решение откладывается на неопределенный срок. Логику Осло можно было выразить так: Мы начнем встречное движение в рамках переговорного процесса, и по ходу дела возникнет позитивная динамика, которая позволит нам решить также и эти «отложенные» вопросы». 19
«Дорожная карта» исходит из сугубо западного – и далеко не бесспорного – понимания политического устройства. В частности, этот план требует от палестинцев провести открытые выборы. Сложно себе представить, чтобы палестинцы провели такие выборы. Ибо ни в одной арабской стране «прозрачный отбор кандидатов на основе свободного многопартийного процесса» не практикуется. Предположим даже, что они это сделают. Но кто может поручиться, что на свободных палестинских выборах не победят «Хизбалла» и «Исламский джихад»?
Авторы-составители «Дорожной карты» исходят из предпосылки, что там, где проводятся демократические выборы, обязательно победят либералы. Но, зная настроения на палестинских территориях, можно с уверенностью сказать, что либеральные и ориентированные на мирное урегулирование партии и движения там едва ли добьются успеха. Попытка навязать западное мировоззрение совершенно иному обществу, имеющему другую политическую культуру, и надежда, будто это сработает, – большая ошибка.
Вместе с тем, «Дорожная карта» во многом соответствует чаяниям израильского общества. Во-первых, палестинцам вменяется в обязанность прекратить террор, остановить вооруженные действия и все формы насилия против израильтян на любой территории.20 Почему это так важно? Официальная позиция палестинской администрации состоит в том, что террористические акты против гражданского населения внутри «зеленой черты», то есть на территории собственно Израиля, являются нелегитимными, и после каждого взрыва в тель-авивском или хайфском кафе палестинское руководство заявляет, что оно осуждает насилие и кровопролитие. Но террористические акты против военных и гражданских лиц на контролируемых территориях (на Западном берегу и в Газе) воспринимаются едва ли не всеми палестинцами как легитимное средство национально-освободительной борьбы.
Вторая важная для Израиля позиция касается требований к арабским странам: вернуться на тот уровень контактов, который был достигнут до начала второй интифады.
Не менее важен и еще один пункт этого документа: «Арабские государства пресекают государственное и частное финансирование и все другие формы помощи группировкам, поддерживающим насилие и террор и причастным к ним».21 Это важнейшее для Израиля требование, поскольку палестинская инфраструктура террора не могла бы существовать без финансирования и прямых поставок боеприпасов со стороны арабских стран.
Но израильское руководство все же до конца недооценила позитивный потенциал «Дорожной карты».
Другие планы палестино-израильского урегулирования, заметно отличаются и от «Дорожной карты» и друг от друга, поскольку исходят из разных предпосылок.
План Ури Саги (бывшего начальника военной разведки Израиля, и Гилада Шера (адвоката, во время правления Эхуда Барака возглавлявшего израильскую делегацию на переговорах с палестинцами). Когда 6 февраля 2001г. Э.Барак проиграл А.Шарону на всеобщих выборах, официальная позиция Израиля состояла в том, что все предложения, которые обсуждались в Кэмп-Дэвиде и Табе, аннулированы, поскольку палестинцы их отклонили. У.Саги и Г.Шер решили исходить из другой предпосылки, а именно: наработанный опыт следует сохранить.
Данный план строится на следующем тезисе: переговоры в Кэмп-Дэвиде и Табе показали, что на палестинской стороне у Израиля сегодня нет серьезного партнера, искренне стремящегося к урегулированию. Никто из обладающих реальной властью палестинских руководителей не готов идти на какую бы то ни было форму мирного сосуществования с Израилем. Эта горькая реальность, в целом, согласная с подобной оценкой У.Саги и Г.Шер. С другой стороны, – констатируют они, – на палестинских территориях едва ли не самая высокая в мире рождаемость. Сегодня, если взять всю территорию Палестины, то соотношение евреев и арабов практически один к одному, и в дальнейшем доля арабского населения будет расти. 22
Таким образом, Ури Саги и Гилад Шер пытаются найти ответ на две угрожающие Израилю проблемы: демографическую и антидемократическую. С их точки зрения, для сохранения своего еврейского национального характера, с одной стороны, и, с другой, чтобы не превратиться в государство апартеида, Израилю нужно как можно быстрее отделиться от максимально большего числа палестинских арабов. В этой ситуации, утверждают Гилад Шер и Ури Саги, Израиль должен действовать по модели одностороннего размежевания (это ключевой принцип плана).
В общих чертах этот план предусматривает, что те поселения, которые находятся в трех анклавах в районе так называемого «большого Иерусалима», в районе Гуш-Эциона и в районе Ариэля, должны быть присоединены к Израилю. Остальные 68 поселений должны быть ликвидированы в одностороннем порядке, вне рамок какого-либо договора с палестинцами. При этом поселенцам предлагается переезд либо в поселенческие блоки (три названных района), либо вглубь Израиля с выплатой компенсаций за потерю имущества. Неотъемлемым элементом этого плана является последующее строительство разделительного забора, который призван защитить Израиль от террористов, подобно заборам, существующим на границе с Ливаном на севере и вокруг сектора Газа на юго-западе.23 Т.е. план Г.Шера и У.Саги исходит из предпосылки, что израильтянам и палестинцам вместе не ужиться. Что вобщем-то показали и закончившиеся крахом переговоры в Кэмп-Дэвиде и Табе.