Смекни!
smekni.com

Проблема Иерусалима в Израильско-Палестинском диалоге (1947-2008гг.) (стр. 9 из 11)

5. Альтернативные варианты решения проблемы Иерусалима

План создания арабского и еврейского муниципалитетов:

Структура и порядок формирования координирующего органа могут быть различны. Один вариант – непосредственное представи­тельство каждого из муниципальных районов (еврейских и арабских) при равном количестве палестинских и израильских представителей. Другой вариант – представительство, соответствующее соотношению численности арабского и еврейского населения. Для более эффективной работы двух муниципалитетов необходимо создание «зонтичного муниципалитета», координирующего их работу. Фактически, это будет означать создание муниципальной конфедерации. Жители еврейских и арабс­ких кварталов могут избирать в отдельности свои муниципалитеты, а избранные депутаты обоих муниципалитетов сами, без участия из­бирателей, будут формировать «зонтичный муниципалитет». 39

Если координирующий орган докажет свою эффективность, его деятельность может продолжиться и после завершения территориального размежевания.

Творческое обобщение опыта работы городского совета Иеруса­лима в период британского мандата и анализ предложений, которые тогда обсуждались, но не были приняты, позволяет рассмотреть не­сколько вариантов муниципальной конфедерации, в том числе и со­здание квот для национальных меньшинств (армяне, греки и др.) или религиозных меньшинств, прежде всего христиан. Можно предусмот­реть также участие в выборах жителей Старого Города, причем жители христианского и армянского кварталов смогут сами определять, в ка­ком из двух муниципалитетов они хотят иметь своих представителей.

Варианты международного контроля Старого Города и святых мест:

На рубеже 1920-х гг. ведущие западные державы пытались создать международную и межконфессиональную комиссию по изучению требований и претензий различных сторон в вопросе иерусалимских святынь, а также для подготовки предложений по функциональной интернационализации некоторых святых мест. Представляется це­лесообразным вернуться к этой идее и создать подобную комиссию, обязательно включив в ее состав представителей Израиля, Палестин­ской Администрации и Иордании. Участие Иордании в работе комиссии можно будет рассматри­вать как признание ее особой роли в судьбе иерусалимских святынь, о которой говорилось в иордано-израильском мирном договоре 1994г.

В качестве вознаграждения для израильской стороны логич­ным шагом было бы принятие ООН резолюции, отменяющей давно потерявший практический смысл принцип «corpusseparatum», что позволит ведущим странам мира признать Западный Иерусалим столицей Израиля и перевести туда свои посольства.

6. Возможная реакция заинтересованных сторон

Позиция евреев:

Не следует исключать вариант, что идея передачи под палестинский суверени­тет арабских районов Восточного Иерусалима, находящихся за пределами Старого Города, в обмен на присоединение к Израилю еврейс­ких поселений, скорее всего, вызовет серьезный раскол в израильс­ком обществе. В качестве доказательства можно назвать реакцию израильтян на уход из Газы, которая по своему символическому зна­чению не идет ни в какое сравнение с Иерусалимом. Трудно будет сегодня найти большинство сторонников такого решения еще и в связи с очередной волной интифады и террора. Вместе с тем, можно указать точки роста политического сознания, на основе которых при грамотном проведении политической кампании возможно увеличение числа сторонников предлагаемого компромисса.

Первая точка роста состоит в том, что протест продиктован национально- и религиозно-символическими соображениями, а не практическими. 72% опрошенных признались, что никогда не посещали арабские деревни, включенные в границы Иеру­салима; 9% - были там только один раз. 40 Вторая точка роста: сохранение еврейского характера города. На вопрос, поддер­живаете ли вы пересмотр границ Иерусалима, при котором арабские поселения окажутся вне города, ради обеспечения еврейского большинства Иерусалима, положительно ответили 60% опрошенных. 41

Третья точка роста связана с позицией поселенческого движе­ния. Рассматриваемый здесь план обмена территориями ведет к вхождению в состав Израиля ряда еврейских поселений на Западном берегу и признанию этого решения мировым сообществом.42 На практике аннексия Израилем таких поселений как Маале-Адумим и Гиват-Зеэв может идти параллельно с ликвидацией неко­торых других поселений, в частности в Самарии.

С одной стороны, это вызовет раскол в израильском обществе. С другой стороны, определенные компенсации, предусмотренные планом двухстороннего размежевания и точки роста политического сознания, могут изменить общественное мнение в пользу данного компромисса.

Позиция палестинских арабов:

Палестинским респонден­там задавали вопрос: «Насколько серьезно вы воспринимаете предложение, чтобы Западный Иерусалим и еврейские районы Восточного Иерусалима были под суверенитетом Израиля, остальная часть Восточного Иеру­салима под палестинским суверенитетом, а вопрос о Старом Горо­де решался отдельно?». 28% опрошенных (и точно такой же процент жителей Иерусалима) заявили, что готовы воспринять эту идею «се­рьезно» или «очень серьезно», 57% отвергли данное предложение, 15% заняли среднюю позицию («готовы воспринять эту идею с не­которой степенью серьезности»). 43

Отсюда можно предположить, что если вопрос об обмене территория­ми будет поставлен на повестку дня, в палестинском обществе и по­литической элите появится несколько уровней оппозиции. На первом уровне будут те, кто в принципе против признания Израиля и каких-либо компромиссов с ним; на втором те, кто не согласен с поэтапным решением проблемы Иерусалима и требует немедлен­ного решения вопроса о Старом Городе. На третьем уровне возра­жения будут сводиться к тому, что нужно получить более твердые гарантии израильских уступок по Старому Городу в обозримом бу­дущем.

Вероятно, смягчить позицию палестинцев может «увеличение вознаграждения» за уступки. Вознаграждение должно включать не только экономические меры, но и частичное удовлетворение национальных амбиций применительно к Старому Городу. Один из таких вариантов был предложен в настоящей работе: со­здание международной и межконфессиональной комиссии по рас­смотрению притязаний различных сторон по поводу святых мест, с участием в работе комиссии представителей ПА и, может быть, с предоставлением им права вето.

Серьезное воздействие на палестинское общественное мнение может оказать позиция арабского мира, прежде всего Египта, Иор­дании, Саудовской Аравии.

Позиция Иордании:

Ко­роль Абдалла II, в отличие от своего отца, никогда не управлял Восточным Иерусалимом. Становление Палестинской Администрации привело к вытеснению Иордании из тех сфер жизни Восточного Иерусалима, в которых до 90-х гг. сохранялось иорданское влияние, или к острому соперничеству с ПА. В качестве примера можно на­звать назначение королем Иордании и Палестинской администра­цией двух соперничающих муфтиев Иерусалима. При таких спорах арабы Восточного Иерусалима, ориентирующиеся в большинстве своем на Палестинскую Администрацию, все чаще отдают предпоч­тение ей, а не Амману.

Главный (но не единственный) интересующий Иорданию воп­рос в Восточном Иерусалиме – максимальное признание ее роли в настоящей и будущей судьбе мусульманских святынь.

Если ради «увеличения вознаграждения» для палестинцев Израиль пойдет на уступки, связанные с символикой в святых мес­тах, это сразу приведет к повышению активности Иордании и по­пыткам с ее стороны вмешаться в переговорный процесс. Поскольку палестино-израильские переговоры могут привести к решениям, дающим палестинцам преимущество в их споре с Иорданией о мусульманских святынях. Таким образом, Иордания может рассматриваться, скорее, как союзник Израи­ля, чем палестинцев.Безусловно, важной будет ее роль в создании и работе международной комиссии по вопросу иерусалимских святынь. Желательно только, чтобы статус Иордании в этой комиссии был подчеркнуто высоким.

Позиция Лиги арабских государств и Организации Исламской конференции:

Если несколько десятилетий назад Египет и Саудовская Аравия стремились использовать палестинскую проблему, включая пробле­му Иерусалима, для давления на Израиль, то сегодня наличие этой проблемы воспринимается ими скорее как помеха на пути к урегулированию, в то время как само урегулирование посте­пенно становится приоритетной целью.

Им противостоит радикаль­ная группа, лидером которой после падения Саддама Хусейна, безус­ловно, является Сирия.

Итак, если в ходе переговоров появят­ся признаки, что палестинская сторона готова разделить Иерусалим не по линии 1967г., а по демографическому признаку, то умеренные арабские страны поддержат в этом палестинское руководство. Но в первую очередь, возобновление переговоров будет использовано уме­ренными режимами, особенно Саудовской Аравией и Египтом, как повод для выдвижения новых инициатив, способствующих повыше­нию международного статуса этих стран в глазах США. Пример тому, их инициативы по урегулированию конфликта во время «интифады Аль-Акса».44 Однако пока выдвигаемые ими параметры урегулирова­ния на сегодняшний день не принимаются большинством израильского общества и его правительством.

Общие выводы по второй главе:

Изученный мною вопрос о статусе Иерусалима за последние шесть десятилетий, как особо чувствительной составляющей палестино-израильского конфликта, позволяет сделать следующие выводы:

1. История конфликта вокруг Иерусалима характеризуется наличием двух особенностей. Первая из них заключается в расширении круга политических сил, или государств, межгосударственных организаций, религиозных организаций и других институтов, вовлеченных в конфликт. Вторая, напротив, направлена на сужение круга участников переговоров по проблеме Иерусалима. То есть является предметом двусторонних палестино-израильских переговоров. Таким образом, данный конфликт является, с одной стороны, многоуровневым, с другой стороны, двусторонним.