5. Альтернативные варианты решения проблемы Иерусалима
План создания арабского и еврейского муниципалитетов:
Структура и порядок формирования координирующего органа могут быть различны. Один вариант – непосредственное представительство каждого из муниципальных районов (еврейских и арабских) при равном количестве палестинских и израильских представителей. Другой вариант – представительство, соответствующее соотношению численности арабского и еврейского населения. Для более эффективной работы двух муниципалитетов необходимо создание «зонтичного муниципалитета», координирующего их работу. Фактически, это будет означать создание муниципальной конфедерации. Жители еврейских и арабских кварталов могут избирать в отдельности свои муниципалитеты, а избранные депутаты обоих муниципалитетов сами, без участия избирателей, будут формировать «зонтичный муниципалитет». 39
Если координирующий орган докажет свою эффективность, его деятельность может продолжиться и после завершения территориального размежевания.
Творческое обобщение опыта работы городского совета Иерусалима в период британского мандата и анализ предложений, которые тогда обсуждались, но не были приняты, позволяет рассмотреть несколько вариантов муниципальной конфедерации, в том числе и создание квот для национальных меньшинств (армяне, греки и др.) или религиозных меньшинств, прежде всего христиан. Можно предусмотреть также участие в выборах жителей Старого Города, причем жители христианского и армянского кварталов смогут сами определять, в каком из двух муниципалитетов они хотят иметь своих представителей.
Варианты международного контроля Старого Города и святых мест:
На рубеже 1920-х гг. ведущие западные державы пытались создать международную и межконфессиональную комиссию по изучению требований и претензий различных сторон в вопросе иерусалимских святынь, а также для подготовки предложений по функциональной интернационализации некоторых святых мест. Представляется целесообразным вернуться к этой идее и создать подобную комиссию, обязательно включив в ее состав представителей Израиля, Палестинской Администрации и Иордании. Участие Иордании в работе комиссии можно будет рассматривать как признание ее особой роли в судьбе иерусалимских святынь, о которой говорилось в иордано-израильском мирном договоре 1994г.
В качестве вознаграждения для израильской стороны логичным шагом было бы принятие ООН резолюции, отменяющей давно потерявший практический смысл принцип «corpusseparatum», что позволит ведущим странам мира признать Западный Иерусалим столицей Израиля и перевести туда свои посольства.
6. Возможная реакция заинтересованных сторон
Позиция евреев:
Не следует исключать вариант, что идея передачи под палестинский суверенитет арабских районов Восточного Иерусалима, находящихся за пределами Старого Города, в обмен на присоединение к Израилю еврейских поселений, скорее всего, вызовет серьезный раскол в израильском обществе. В качестве доказательства можно назвать реакцию израильтян на уход из Газы, которая по своему символическому значению не идет ни в какое сравнение с Иерусалимом. Трудно будет сегодня найти большинство сторонников такого решения еще и в связи с очередной волной интифады и террора. Вместе с тем, можно указать точки роста политического сознания, на основе которых при грамотном проведении политической кампании возможно увеличение числа сторонников предлагаемого компромисса.
Первая точка роста состоит в том, что протест продиктован национально- и религиозно-символическими соображениями, а не практическими. 72% опрошенных признались, что никогда не посещали арабские деревни, включенные в границы Иерусалима; 9% - были там только один раз. 40 Вторая точка роста: сохранение еврейского характера города. На вопрос, поддерживаете ли вы пересмотр границ Иерусалима, при котором арабские поселения окажутся вне города, ради обеспечения еврейского большинства Иерусалима, положительно ответили 60% опрошенных. 41
Третья точка роста связана с позицией поселенческого движения. Рассматриваемый здесь план обмена территориями ведет к вхождению в состав Израиля ряда еврейских поселений на Западном берегу и признанию этого решения мировым сообществом.42 На практике аннексия Израилем таких поселений как Маале-Адумим и Гиват-Зеэв может идти параллельно с ликвидацией некоторых других поселений, в частности в Самарии.
С одной стороны, это вызовет раскол в израильском обществе. С другой стороны, определенные компенсации, предусмотренные планом двухстороннего размежевания и точки роста политического сознания, могут изменить общественное мнение в пользу данного компромисса.
Позиция палестинских арабов:
Палестинским респондентам задавали вопрос: «Насколько серьезно вы воспринимаете предложение, чтобы Западный Иерусалим и еврейские районы Восточного Иерусалима были под суверенитетом Израиля, остальная часть Восточного Иерусалима под палестинским суверенитетом, а вопрос о Старом Городе решался отдельно?». 28% опрошенных (и точно такой же процент жителей Иерусалима) заявили, что готовы воспринять эту идею «серьезно» или «очень серьезно», 57% отвергли данное предложение, 15% заняли среднюю позицию («готовы воспринять эту идею с некоторой степенью серьезности»). 43
Отсюда можно предположить, что если вопрос об обмене территориями будет поставлен на повестку дня, в палестинском обществе и политической элите появится несколько уровней оппозиции. На первом уровне будут те, кто в принципе против признания Израиля и каких-либо компромиссов с ним; на втором те, кто не согласен с поэтапным решением проблемы Иерусалима и требует немедленного решения вопроса о Старом Городе. На третьем уровне возражения будут сводиться к тому, что нужно получить более твердые гарантии израильских уступок по Старому Городу в обозримом будущем.
Вероятно, смягчить позицию палестинцев может «увеличение вознаграждения» за уступки. Вознаграждение должно включать не только экономические меры, но и частичное удовлетворение национальных амбиций применительно к Старому Городу. Один из таких вариантов был предложен в настоящей работе: создание международной и межконфессиональной комиссии по рассмотрению притязаний различных сторон по поводу святых мест, с участием в работе комиссии представителей ПА и, может быть, с предоставлением им права вето.
Серьезное воздействие на палестинское общественное мнение может оказать позиция арабского мира, прежде всего Египта, Иордании, Саудовской Аравии.
Позиция Иордании:
Король Абдалла II, в отличие от своего отца, никогда не управлял Восточным Иерусалимом. Становление Палестинской Администрации привело к вытеснению Иордании из тех сфер жизни Восточного Иерусалима, в которых до 90-х гг. сохранялось иорданское влияние, или к острому соперничеству с ПА. В качестве примера можно назвать назначение королем Иордании и Палестинской администрацией двух соперничающих муфтиев Иерусалима. При таких спорах арабы Восточного Иерусалима, ориентирующиеся в большинстве своем на Палестинскую Администрацию, все чаще отдают предпочтение ей, а не Амману.
Главный (но не единственный) интересующий Иорданию вопрос в Восточном Иерусалиме – максимальное признание ее роли в настоящей и будущей судьбе мусульманских святынь.
Если ради «увеличения вознаграждения» для палестинцев Израиль пойдет на уступки, связанные с символикой в святых местах, это сразу приведет к повышению активности Иордании и попыткам с ее стороны вмешаться в переговорный процесс. Поскольку палестино-израильские переговоры могут привести к решениям, дающим палестинцам преимущество в их споре с Иорданией о мусульманских святынях. Таким образом, Иордания может рассматриваться, скорее, как союзник Израиля, чем палестинцев.Безусловно, важной будет ее роль в создании и работе международной комиссии по вопросу иерусалимских святынь. Желательно только, чтобы статус Иордании в этой комиссии был подчеркнуто высоким.
Позиция Лиги арабских государств и Организации Исламской конференции:
Если несколько десятилетий назад Египет и Саудовская Аравия стремились использовать палестинскую проблему, включая проблему Иерусалима, для давления на Израиль, то сегодня наличие этой проблемы воспринимается ими скорее как помеха на пути к урегулированию, в то время как само урегулирование постепенно становится приоритетной целью.
Им противостоит радикальная группа, лидером которой после падения Саддама Хусейна, безусловно, является Сирия.
Итак, если в ходе переговоров появятся признаки, что палестинская сторона готова разделить Иерусалим не по линии 1967г., а по демографическому признаку, то умеренные арабские страны поддержат в этом палестинское руководство. Но в первую очередь, возобновление переговоров будет использовано умеренными режимами, особенно Саудовской Аравией и Египтом, как повод для выдвижения новых инициатив, способствующих повышению международного статуса этих стран в глазах США. Пример тому, их инициативы по урегулированию конфликта во время «интифады Аль-Акса».44 Однако пока выдвигаемые ими параметры урегулирования на сегодняшний день не принимаются большинством израильского общества и его правительством.
Общие выводы по второй главе:
Изученный мною вопрос о статусе Иерусалима за последние шесть десятилетий, как особо чувствительной составляющей палестино-израильского конфликта, позволяет сделать следующие выводы:
1. История конфликта вокруг Иерусалима характеризуется наличием двух особенностей. Первая из них заключается в расширении круга политических сил, или государств, межгосударственных организаций, религиозных организаций и других институтов, вовлеченных в конфликт. Вторая, напротив, направлена на сужение круга участников переговоров по проблеме Иерусалима. То есть является предметом двусторонних палестино-израильских переговоров. Таким образом, данный конфликт является, с одной стороны, многоуровневым, с другой стороны, двусторонним.