Смекни!
smekni.com

Мотивация и стимулирование деятельности сержантского состава (стр. 11 из 17)

Типичный, но ксожалениюошибочный,подходкподготовке младшего командира- сержанта - с течением длительного времени (за последние 40-50 лет) не претерпел практически никакихизменений. Неотрицая важной роли младшего командира в жизни воинского коллектива, практически ничего не делается в плане улучшениякачества его подготовки, которая ограничивается только пока еще существующими школами младших специалистов (сержантов),втечение всего 6месяцевподготавливающихмладшийкомандный состав для войсковых частей. Специфика деятельности младшего командира, особенно вВВУЗетребуетновых подходов в его обучении.При этом важны не только навыки, но и знания основ педагогики, психологии, методики и т.д. Насущно необходим новый для армии тип образования - начальное военно-профессиональное.


3. Рекомендации командирам подразделений по повышению мотивации и стимулирования служебной деятельности сержантского состава

3.1Состояние и тенденции изменения содержания мотивационно-смысловой деятельности

На основе проведенного теоретического исследования содержания мотивационной сферы деятельности можно приступить к анализу ее состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе побудительных мотивов деятельности сержантов.

Повседневная деятельность сержантов, на сегодняшних день окрашена достаточно пессимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие служебного жилья, и туманные перспективы на получение личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно - смысловой сферы деятельности сержантов (применительно к военнослужащим по контракту). Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные средства (социально-экономические, идеологические, психологические, политические, собственно социальные и др.).

Как часть общества, государственный институт, армия также должна быть проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству, своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это, скорее, теоретическая модель, должное. На практике всё происходит много сложнее, противоречивее.

Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать недоверие ему. Так, по данным Всероссийского мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований РАН, в мае 1997 года только 3% опрошенных (выборка составила 1612 человек), считали, что власти заботятся о жизни простых людей, 64% полагали, что власти нет никакого дела до них, только 11% считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане равны перед законом, а 8% - что у них есть социальные гарантии. У 41%, опрошенных денег хватало только на приобретение продуктов питания, а 21% залезали постоянно в долги, чтобы их купить, и только у 3% опрошенных денег было вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Недоверие выразили: Президенту и правительству - 65% опрошенных, Совету Федерации - 59%, Государственной Думе - 61%, армии - 49%.

Аналогичным, как известно, является экономическое и социальное положение армии, военнослужащих. Не случайно поэтому количество молодых людей, отрицающих вообще какие-либо ценности военной службы, составило в начале 1996 г. 17% от всего числа опрошенных, а среди различных категорий военнослужащих - от 11 до 31%.

Разумеется, такое положение больших масс людей, в том числе и сержантов , размывает чувство патриотизма даже в таком деле, как военная защита Отечества, Родины. Без социально-экономической поддержки патриотические идеи не действуют.

Особую остроту приобрела проблема самоубийства среди различных категорий. военнослужащих. По данным Министерства обороны, в 1996 г. число военнослужащих, покончивших жизнь самоубийством, составило 520 человек.[13,3] Многие социологи отмечает, что это своеобразный протест военнослужащих сложным социально-экономическим реальностям, отчаянная попытка заявить о проблемах армии и флота.

Представляется, что такое состояние сознания, мировоззрений, духовных качеств людей, которым общество доверило оружие, защиту страны, представляется крайне опасным для них самих и всего общества в целом.

Духовный мир военнослужащих не может длительно пребывать в ситуации постоянного и сложного духовного выбора, не определенности ценностных ориентаций и идеалов. Отсюда вполнеочевидна необходимость в комплексной общегосударственной программе, определяющей чёткие и конкретные пути, способы и методы формирования высокой мотивационной активности военнослужащих.

Данные идеи подтверждаются анализом материалов и публикаций на армейскую тематику, а также результатами социологических исследований и опросов. Никогда еще в нашем обществе воин и армия не подвергались такому моральному унижению, такой сознательно очернительной критике со стороны отдельных средств массовой информации. Часто мотивом такого очернительства выступает якобы борьба против наиболее консервативной части высшего эшелона руководства Вооруженных Сил России, выступающей против демократических преобразований в армии и на флоте. Многие чиновники, некоторые писатели и ученые во всех "бедах" государства пытаются обвинить армию. Она и "консервативна”, и "съедает" весь бюджет страны, и "против демократических преобразований" и т.п. Под предлогом защиты общечеловеческих ценностей отдельные экстремисты и неформалы разжигают антиармейские страсти в стране, формируют предубежденную позицию к армейской службе среди молодежи. В этих условиях духовный престиж воинской службы падает, моральный дискомфорт ощущают вес воины. В результате растет процент уклонения от военной службы допризывников, которых, например, только в 1996 г. в стране насчитывалось более 31 тысячи человек. Причем по Москве число отказников достигло цифры в 9000 человек. Уменьшается количество молодых людей, поступающих в военные училища. Материальная необеспеченность и социальная незащищенность делают службу в армии далеко не привлекательной. Все это вызывает пассивность солдат, сержантов, офицеров, нежелание честно и добросовестно выполнять воинский долг. [11]

Существенное влияние на формирование мировоззрения личности сержанта оказывает духовная жизнь общества. На различных этапах развития нашего общества данный фактор играл первостепенное значение в формировании морально-боевых качеств, духовного состояния армии и флота. В конечном итоге духовный фактор, высокий моральный дух народа и армии явились одним из важнейших источников массового героизма советских и российских солдат, сержантов, офицеров в тяжелые годы испытаний, служили и служат основой добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителей старшего и нынешнего поколений. Одним из ключевых компонентов духовного фактора как раз и являются мотивы поведения сержантов. От их сформированности и развитости в сознании и мировоззрении сержантского состава в значительной степени зависит успешное выполнение стоящих перед воином задач, ибо побудительные мотитвы детерминируют в конечном итоге всю деятельность военнослужащего.

Вместе с тем нельзя не видеть, что негативные процессы, определявшие духовную жизнь общества, постепенно проявлялись и в Вооруженных Силах, сковывали их духовное развитие, а в ряде сфер армейской жизнедеятельности вели к деградации и нарастанию аномальных явлений. С середины 80-х годов, когда в общественной жизни начали утверждаться гласность, открытость, плюрализм мнений, армия оказалась в фокусе общественного сознания, идеологической борьбы. Началась массированная атака на Вооруженные Силы, некоторые заинтересованные политические круги стремились идейно и морально разоружить военнослужащих. И сегодня кое-кто пытается разрушить, деформировать мотивационную сферу деятельности воинов, пытаясь поставить под сомнение их преданность Конституции и народу. Под флагом "свободной критики" проповедуется шовинизм, история Вооруженных Сил представляется как сплошные "черные пятна".

До сегодняшнего дня отсутствовала какая-либо государственная программа духовного возрождения и развития нации. Этот процесс был пущен на самотек, являлся уделом прогрессивных и патриотически настроенных одиночек. Данная проблема в прямой постановке до сих пор не поднималась в Государственной Думе, на правительственном уровне. Как фрагмент решения данного вопроса, а точнее, обращения внимания на него, явилась встреча Президента России с творческой интеллигенцией в ноябре 1994 года. На данный момент в ВСРФ всеми силами пытаются возродить то, что было утеряно за последние два десятилетия.

В таких условиях, которые проецируются на духовное развитие Вооруженных Сил России, происходит формирование мотивационной системы деятельности сержантов как контрактной службы так и по призыву. Нередко у сержантов под воздействием вышеуказанных причин складываются искаженные духовно-мировоззренческие установки: будто бы реальной, героической истории у армии нет, а будущее туманно и неопределенно, традиции и духовные ценности Советского Союза и его Вооруженных Сил устарели и не приемлемы в нынешних условиях. Можно констатировать ситуацию стихийного духовного состояния и неопределенности у сержантов. Отсутствие же высоких целей и идеалов, веры в них, разрыв между должным в морали и аморальностью на практике, частая смена исходных мировоззренческих позиций, оценок ведут в конечном итоге к социальной пассивности, в целом отрицательно влияя на процесс формирования мотивов поведения сержантов. Негативное воздействие на духовность всего личного состава ВС, оказывают деформация в общественном сознании идей и представлений о действительном функциональном предназначении армии, падение престижа военной службы. [2]