Смекни!
smekni.com

Самопрезентация в управленческой деятельности (стр. 5 из 7)

2. Ошибок нет - есть практика.

Друзья, только регулярная практика, радость своим успехам и спокойное отношение к любым результатам своих выступлений помогут вам найти свой, уникальный стиль публичного говорения.

И хочется напомнить вам слова из книги по публичному выступлению (Рон Хофф "Я вижу Вас голыми"):

"Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался, и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки, - смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация".

1.3. Шаляпинская система самопрезентации

Важную роль в создании имиджа играют эффекты фасцинации аттракции.

Фастинация (очарование, обаяние) — словесное воздействие на людей, при котором достигается минимизация потери информации[5,90]. Можно говорить монотонно и занудно или интенсивно и энергично. Каждая из манер вызывает разный эффект у слушателей. Посредством искусной речи можно обращать на себя внимание, вызывать к себе доброжелательное расположение.

Аттракция (привлечение, притяжение) — визуально фиксированное эмоциональное отношение человека к кому-либо в виде проявления к нему симпатии или готовности к общению. Это состояние больше характеризуется своей спонтанностью[9,75].

Практический интерес для постижения технологии фасцинации и аттракции представляет схема самопрезентации великого русского певца и драматического актера Ф. И. Шаляпина. Кажется, Бог ему дал все, чтобы стать фигурой необычной. Но, несмотря на это, он много сил тратил на самосовершенствование. Так, у него сложилась четкая система воссоздания художественных образов[]. В этой системе немало поучительных приемов.

1. Постижение характера изображаемого лица. Это достигалось благодаря внимательному изучению роли и литературных источников. Как пояснял Ф. И. Шаляпин, он просто усваивал урок, как ученик в школе.

2. Воображение— одно из самых главных орудий художественного творчества. Вообразить — это значит вдруг увидеть. Увидеть образ и в целом, и его характерные детали[].

3. Психологический грим. Никакой грим не поможет создать живой индивидуальный образ, если актер не передаст тончайшие нюансы души персонажа. Недаром Г. Лессинг подчеркивал: "Красота души придает прелесть даже невыразительному телу, точно так же, как безобразие души кладет на великолепное сложение какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение"[].

4. Жест — тоже важная составляющая сценического творчества. Малейшее движение лица, бровей, глаз (что называется мимикой) есть, в сущности, жест. Правда жеста и его выразительность — первоосновы актерской игры.

5. Дисциплина чувств. Свобода в искусстве, как и в жизни, только тогда благо, когда она ограждена и укреплена внутренней дисциплиной. Соблюдение художественной меры предполагает контроль над собой.

6. Постоянное накопление опыта. Зрительный зал и идущие из него на подмостки флюиды шлифуют образ, создаваемый актером. Чтобы держать публику в напряжении, одного таланта мало: нужна постоянная, прямо-таки каторжная работа.

В шаляпинской системе вхождения в образ каждый прием — это своеобразная мини-технология, отработанная с помощью многолетнего тренинга. Все эти мини-технологии нацелены на достижение эффекта фасцинации и аттракции.

Но фасцинация и аттракция — неотъемлемые элементы создания имиджа, который так необходим нашим политикам и бизнесменам.


Глава 2. Эффективность самопрезентации в управленческой деятельности

2.1. Проведение исследования по повышению эффективности самопрезентации

Для проведения исследования по повышению эффективности самопрезентации мы провели небольшой тренинг. Участвовала группа из 5 человек, объединенные по возрасту, но разные по своим способностям: два человека из них, обладающие актерским мастерством и остроумием.

Цель:

Повышение эффективности самопрезентации при достижении личных и рабочих целей.

Методика:

Индивидуальный подход, краткие теоретические и методические материалы, анкетирование, ролевые игры.

Краткий теоретический материал

ТВОЕ ОБАЯНИЕ

Десять правил

В гневе, даже разумном, ты не будешь приятным человеком, а ты должен быть обаятельным, располагать к себе людей и вызывать у них доверие... И у тебя быстрее будут и расти зарплата или доходы.

1. Твое дело вторично

Человек (партнер, клиент, коллега очень интересен тебе своими желаниями, мнениями, проблемами. Хорошего контакта не будет, если тебя волнуют собственные дела.

2. Сначала выслушай

Умей слушать человека. Часто это бывает более ценным, чем умение говорить. Позволь сначала высказаться другому. А потом говори с учетом услышанного.

3. Скажи, что ты дашь

Человек хочет иметь от тебя «пользу». Не рас­хваливай свою продукцию, не возвеличивай качество своих услуг или способностей. Лучше скажи конкрет­но, что будет он иметь, если примет твои предложения.

4. Критикуй осторожно

Часто критика бывает бумерангом. Начав критико­вать человека, помни, что тебе отплатят тем же. Критикуемый начнет защищаться, а лучший способ защиты — нападение. Не критикуй личность, а только действия и поступки. Не говори: «Ты — не обязатель­ный человек», скажи: «Ты не выполнил свое обе­щание». Говори позитивно: «Ты — умный человек, и понимаешь, что в этом случае...». Не обобщай: «Ты — злой», а лучше: «Твои слова меня обижают». Не обвиняй никогда людей в непонимании, упрямстве, неспособности слушать, в неумении сдерживаться. Не обвиняй вообще никого, ни в чем и никогда!

5 Без металла в голосе

У тебя появились подчиненные, нанятые тобой работники, и ты можешь им приказывать. Большинство людей не любят, когда им приказывают, напоминают об их обязанностях. Или говорят с ними в приказном, высокомерном, назидательном или поуча­ющем тоне. Взяв такой тон, ты ставишь человека в «детскую» позицию.

И вполне естественно со стороны взрослого, и зависимого от тебя человека, сопротивление, раздражение или такой же тон. И будет не сотрудничество, а поединок, в котором оба участника проигрывают.

Убирай металлические нотки в своем голосе! Представь, что перед тобой хороший приятель или желающий им стать. Не возвышай себя, говори Мягко, спокойно, доверительно. Лучшая форма для приказа просьба, совет, предложение, вопрос.

Не бойся хвалить людей

Обычно их ругают, а когда нужно похвалить, молчат. Замечай в первую очередь все то, что тебе нравится в людях, в их поведении. Говори об их достоинствах.

Может быть, эти достоинства еще в зачатке, но человек хочет оправдать твои ожидания и «закрепить» эти достоинства.

Вокруг тебя 5 % нечестных людей, и нельзя подозревать, что все остальные тоже могут быть нечестными. Лучше иногда ошибаться, чем постоянно не доверять людям. На этом ты потеряешь намного больше. Не бойся говорить комплименты и говори их искренне! Удачное начало разговора и лучший способ поднять настроение

В ходе тренинга было проведено тестирование « Умею ли я говорить публично?»(см. приложение №1). Цель этого теста – выявить свои недостатки и достоинства при публичном выступлении и сравнить результаты своего тестирования с тем, кто более успешнее в этом деле.

Результаты тестирования

В результате тестирования выяснилось, что участники имеют навыки публичной речи. В частности, все они указывают на то, что при выступлении

ссылаются только на достоверные факты, правильно сочетают общую и конкретную информацию, Вносят новизну в обсуждаемый вопрос, выступают полемично, стараются свободно владеть проблемой, привлекать и удерживать внимание слушателей, уважают своих слушателей. В качестве отрицательных сторон они отметили, что говорят слишком быстро, не затрагивают интересы слушателей, выступают сложно или неточно для слушателей, нет конкретных идей и предложений.

После тестирования участники прослушали по записи выступления оратора, и применили тот же тест. Результаты теста сравнили со своим и сделали вывод каждый для себя : над чем необходимо работать.

Далее мы попросили каждого из участников попробовать, применяя свои способности, попробовать самопрезентовать себя в качестве студента. Естественно не каждый это смог сделать. Затем мы попросили одного из участников эксперимента( участник команды КВН, имеющий навыки артистизма, выступления перед публикой, обладающий остроумием) тоже самопрезентовать себя. Получилось очень интересно и забавно.


"Предмет рассказывает о хозяине".

Правила: Каждый из участников берёт в руки любой принадлежащий ему предмет и от лица этого предмета рассказывает о своём обладателе ("Я авторучка Марины, я у неё всего месяц и за это время я узнала о ней...").Другие "предметы" могут задать рассказчику любой вопрос о его хозяине.

Психологический комментарий: Такая форма самопредставления, когда человек говорит о самом себе в третьем лице, идентифицируясь с неодушевлённым предметом, позволяет быть более раскованным и поделиться сокровенным, облегчает задачу самораскрытия.

Продолжительность упражнения: Время на проведение этого упражнения необходимо выделить достаточно, может быть даже, что не менее часа. Иногда оно затягивается, что вызывает раздражение у некоторых участников, но очень важно для достижения нужного эффекта, чтобы каждый участник "побывал предметом".

Рекомендации ведущему: Оправданно поведение ведущего, если он начнёт первым, демонстрируя пример такой самопрезентации. Чем более откровенным и искренним он будет, тем успешнее пройдёт это упражнение.

Затем участникам был предложен текст готовой самопрезентации(см. приложение №2).Один должен быть нанимателем, другой выступать с текстом самопрензентации в качестве ищущего работу. В результате деловой игры, человек, нанимающися на работу должен убедить работодателя в своей компетенции.

Итак, в ходе тренинга участники должны были убедиться, что самопрезентация - это то, как человек подает себя. Одним словом - умейте себя подать. Учитесь быть самопрезентабельными.