Смекни!
smekni.com

Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека (стр. 2 из 3)

Социальное развитие с позиции синергетики. Социальная синерге тика исследует общие закономерности социальной самоорганизации, т.е. взаимоотношения социального порядка и социального хаоса. Под порядком понимают элементы любой природы, между которыми существуют устойчивые отношения, повторяющиеся в пространстве или во времени, хаосом называют множество элементов, которые не имеют устойчивых (повто ряющихся) отношений.

Синергетика – одна из теорий развития, а самоорганизация представляется как качественное и структурное изменение некоторой объективной реальности. Синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» адаптации и «революционных» перерождений, выводящих системы на новые ступени совершенства. Но в тоже время, синергетический процесс самоорганизации материи это бесконечное чередование этапов «спокойной» инженерной, управленческой, организационной работы, адаптирующей существующие объекты к изменениям среды, и неординарных идей, новаторских решений, изобретений и «революционных» реорганизаций, выводящих системы на совершенно новые ступени совершенства. Именно на этих этапах человек, нашедший неординарное решение, практически реализует бифуркацию состояния конкретной системы.

Что такое «адаптационный этап» с нашей точки зрения? Мы все время занимаемся оптимизацией: инженер “шлифует” конструкцию изделия, управляющий добивается лучшей работы коллектива, бизнесмен – повышения рентабельности фирмы. Что означает «катастрофный этап»? Это означает, что наступает наш звездный час: инженер изобретает новую конструкцию, управленец проводит коренную реорганизацию, бизнесмен открывает новое дело. Очевидно, что такие решения составляют наиболее эффек тивную форму человеческой деятельности. Умение, во-первых, в любой ситуации увидеть суть дела, во-вторых, вовремя заметить проблему, т.е. не пропустить момент, когда обстоятельства требуют ломки привычных представлений, и, в-третьих, найти одно или несколько красивых решений, отличает людей, добивающихся успеха в любом деле. Бифуркация состояния социальных систем, таким образом, есть не только объективный факт, но и продукт мыслительной деятельности конкретных личностей.

История любой системы чередование эволюционных этапов, когда специалисты могут применять полученные ими знания, и этапов бифуркационного развития, когда находится человек, способный к неординарному мышлению, новаторству, изобретательству. И если законы синергетического развития универсальны, то можно предположить, что в основе неординарных творческих способностей гениальных личностей лежат как раз эти законы.

Тысячелетний опыт социального развития, хорошо отраженный в теории организации – “тектологии” А.А. Богданова, свидетельствует, что социальная самоорганизация выступает как чередование двух исключающих друг друга процессов – организации и дезорганизации. Организация – последовательное объединение элементарных диссипативных структур в диссипативные структуры более высокого порядка. Дезорганизация – последовательный распад диссипативных структур на более простые. Примером может служить периодические образования грандиозных империй и их последующий распад. Спектр направлений протекания организующих и дезорганизующих процессов не произволен, а задается природой систем и характером внешней среды. Направление развития определяется бифуркацией – разветвлением старого качества на множество потенциально новых качеств. Эта нелинейность развития придает процессу самоорганизации “стохастический” (вероятностный) характер.

Социальная самоорганизация – сложное и тонкое взаимодействие дифференциации и интеграции социальных институтов и идеалов. Но в отличие от природы в развитии общества порядок и хаос переплетаются с идеологическим порядком и хаосом. В силу этого не существует “объективного” критерия социального прогресса, независимого от социальных идеалов. Социальная синергетика делает вывод: относительный прогресс определяется степенью реализации абсолютного идеала. Учитывая, что социальный идеал включает в себя экономический, политический, эстетический, этический и мировоззренческий аспекты, то критерием абсолютного прогресса может быть только степень приближения к полной гармонии указанных составляющих. Если социальный идеал представить в виде драгоценного камня, то прогресс – огранка камня, превращающая блеск отдельных граней в единый ювелирный ансамбль.

2. Характеристика пассионарной модели развития

Пассионарная модель разработана Л. Гумилевым. Он исходил из того, что неравномерность распределения биохимической энергии живого вещества биосферы за историческое время должна была отразиться на поведении этнических коллективов в разные эпохи и в разных регионах. Эффект, производимый вариациями этой энергии, как особое свойство характера людей назван пассионарностью (от лат. passio страсть).

Пассионарность – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или неосознанное) к деятельности, направленой на достижение какой-либо цели. ”Так, в 8 в. в Италии вокруг Ромула собрались 500 бродяг, положивших начало римлянам; так же собрались сподвижники вокруг царя Давида в 11 в. до н.э., а люди “длинной воли” – вокруг Чингисхана, бароны – вокруг Карла Великого и т.д.” – Л.Н. Гумилев [4].

Пассионарность – это непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.[4]

Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми. Она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождает подвиги и преступления, творчество и разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека “героем”, ведущим “толпу”, так как большинство пассионариев находится в составе “толпы”.

Пассионарность – это способность и стремление к изменению окружения – к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает настолько силен, что носители этого признака – пассионарии не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность – атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в специфике конституции нервной деятельности. Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный.

Деяния, продиктованные пассионарностью, легко отличимы от обыденных поступков, совершаемых вследствие наличия общечеловеческого инстинкта самосохранения, личного и видового. Для пассионариев характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни. Из этого следует вывод, что работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения.

Как “необратимая сила” пассионарность находится в основе глобальных коллизий – миграций народов, культурного роста человечества. Именно пассионарность делает безграничными ресурсы человеческой воли и умов. Объяснить это можно тем, что каждый организм обладает энергетическим полем, создаваемым биохимической энергией живого вещества. Применяя эту этноэнергетическую модель к проблемам развития человека, можно сделать вывод, что индивид, этнос выступают в качестве системы колебаний определенного энергетического поля. Разные “Я” отличаются частотой колебания поля, особым характером ритмов разных этнических групп. Чувство “своего” означает унисон ритмов, чувство “чужого”несовпадение ритмов. После пика пассионарности следует период диссипации. Они возникают в далеких от равновесия системах и существуют благодаря обмену энергии и вещества. Выдающееся в людях уступает место обычному (принцип дополнительности Н. Бора). В пределах системы есть выдающееся и обычное. Когда внутри социальной системы воцаряется беспорядок, то в ней выживают те, кто не принимал участия в историическом процессе, жил в гомеостазе, в равновесии с природой. Например, наиболее сильные и здоровые уходили на войну, где погибали. Новый толчой все начинает сначала.

Данная модель имеет ряд достоинств. Л.Н. Гумилев делает вывод, что не может быть никаких ограничений для прогресса, изменяются только лидеры социогенеза (антропосферы). “Угасший” этнос после выполнения своих авангардный функций уступает место вошедшему в состояние активности. Человеческий путь объясним; если изменить подход – что-то делается во имя интереса к новому, жажды впечатлений и неожиданных ситуаций это и есть проявление высших мыслей и эмоций, но уже следствие, а причина – образование “условных и экстраполяционных рефлексов”.

Негэнтропийный максимум в системе “Я” человека служит причиной отказа от достигнутых результатов, если они начинают давить на него, превращаться в самоценнность. Движение к новому является проявлением энтропийного качества, поскольку усугубляется положение ищущего ответ “Я” человека. Но именно в этом случае конфликтность (проблемность) бытия служит лучшим средством повышения творческой активности. Так формируются великие характеры и делаются открытия. Эффект энтропности в жизни человека может быть объяснен с помощью феномена “отклоняющегося поведения”. Норма уступает место антинорме, обычное в мотивах поведения – необычному. Нестандартность, нешаблонность поступков обнаруживает отклонение от нормы для наилучшей самоорганизации. Это значит, что наиболее общим средством обеспечения сохранения равновесия творческой системы индивида является ее изменение. Чем динамичней система, тем большее значение приобретают изменения системы, а неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источниками упорядоченности, способствуют достижению эффективных результатов.