Смекни!
smekni.com

Синергетическая и пассионарная модели развития как методологическая основа моделирования жизнедеятельности человека (стр. 3 из 3)

В едином мировом процессе самодвижение материи и самоорганизация равнозначны убыванию энтропии, самодезорганизация – возрастанию негэнтропии. Организациия и дезорганизация, порядок и беспорядок, негэнтропийные и энтропийные процессы обусловлены их неравномерным распределением в пространственновременном континууме Вселенной. Земля, самоуправление являются областью организационных, информационных, негэнтропийных процессов. В таких условиях порождаются информационногенерирующие процессы – геогенез, антропосоциогенез. Противоречие между порядком и беспорядком объективно служит необходимым источником развития физических, биологических и социальных систем.

Пассионарность обладает важным свойством: она заразительна. Это значит, что гармоничные и импульсивные люди, оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточное расстояние отделяет их от пассионариев, они вновь обретают свое традиционное природное поведение. Это обстоятельство применяется чаще всего военными, так как два-три пассионария могут поднять боевой дух целой роты. Нередко те же военнные формируют из пассионариев элитные ударные части. Здесь суть не в том, что пассионарий руководит воинской частью, а в том, что благодаря наличию среди солдат нескольких пассионарных, но более ничем не примечательных особей сама часть приобретает порыв, что подчас выручает даже бездарного полководца. Такое явление было названо пассионарной индукцией.

Главное в явлении пассионарной индукции состоит в следующем. Любой процесс этногенеза начинается героическими, а иногда и жертвенными поступками небольших групп людей, к которым присоединяются окружающие их массы, причем вполне искренне. Конечно, тот или иной человек может быть настроен скептически или просто эгоистичен, но после того, как он вошел в возникающую на его газах систему, его настроенность большого значения не имеет.

Способы утраты пассионарности. Любой этногенез – это более или менее интенсивная утрата пассионарности системой, иными словами, гибель пассионариев и их генов, особенно это проявляется во время тяжелых войн, так как пассионарные воины часто погибают молодыми, не использовав своих возможностей полностью и не передавших своих качеств по наследству. Но самое интересное то, что не только во время войн снижается пассионарное напряжение. Это было бы легко объяснимо гибелью особей, слишком активно жертвующих собой ради торжества своего коллектива. Но пассионарность столь же активно падает во время глубокого мира, причем даже быстрее, чем в жестокие времена. И самое страшное для этноса – переход от спокойного существования к обороне перед натиском другого этноса; тогда, если не наступит гибель, обязательно произойдет надлом, никогда не проходящий безболезненно. Объяснить это явление социальными причинами невозможно, но если рассматривать повышенную пассионарность как наследуемый признак – все становится ясно.

Во время войн женщины ценят героев, идущих в бой, благодаря чему те, прежде чем погибнуть, успевают оставить потомство, причем не всегда в законном браке. Дети вырастают и совершают такие же поступки, как их отцы. И наоборот, в тихие эпохи идеалом становится аккуратный семьянин, вследствие чего пассионарий не может найти себе достойного места в жизни.

Пассионарность – не просто дурные наклонности, а важный наследственный признак, вызываюший к жизни новые комбинации этнических субстратов, преображая их в суперэтнические системы (человечество – суперэтнос). Пассионарность – это биологический признак, а первоначальный толчок, нарушающий инерцию покоя, это появление поколения, включающего некоторое количество пассионарных особей. Они самим фактом своего существования нарушают привычную обстановку, потому как жить повседневными заботами для них не представляется возможным. Необходимость сопротивляться окружению заставляет их объединяться и действовать согласно. Именно таким образом возникает первичная консорция. Порождаемая пассионарным напряжением активность при благоприятном стечении обстоятельств ставит эту консорцию в наиболее выгодное положение, тогда как разрозненных пассионариев в древности просто изгоняли из племени либо убивали.

Если бы пассионарии всегда погибали, не успев ничего сделать, то люди до сих пор ели бы тела врагов, приносили в жертву младенцев. И жили бы на Земле не современные украинцы, англичане, итальянцы, а шумеры, пикты и другие, имена которых давно забыты.

Образы пассионариев. Л.Н. Гумилев приводит множество примеров пассионариев. Возьмем, к примеру, Александра Македонского. Всем известны его походы на Беотию, Иллирию, Фракию, Среднюю Азию, Индию.в этом случае интересуют мотивы этих войн, которые придется искать в характере полководца. Два качества, доведенные до крайности, отмечают у Александра и Ариан, и Плутарх: честолюбие и гордость, т.е. проявление пассионарности. Этого избытка энергии оказалось достаточно не только для победы, но и для того, чтобы принудить своих подданных вести войну, которая была им не нужна. Ситуация Александровских времен была интересна еще и тем, что не он один был пассионарием. Многие его соратники: Клит, Селевк, Птолемей и другие обладали пассионарностью и искренне соучаствовали в деле своего царя, благодаря чему удалось взять в поход простых македонян и греков. Не один человек, а целая группа пассионарных людей определила судьбу похода, который был обречен на победу.


Выводы

Синергетика (от греч. – согласованное действие) – область научных исследований коллективного поведения частей сложных систем, связанных с неустойчивостями и касающихся процессов самоорганизации. Синергетика является теорией самоорганизации систем различной природы, изучает открытые (обменивающиеся веществом, энергией, информацией), нелинейные (многовариантные и необратимые в плане развития), саморазвивающиеся (изменяющиеся под влиянием внутренних противоречий, факторов и условий) и самоорганизующиеся (спонтанно упорядочивающиеся, переходящие от хаоса к порядку) системы.

Пассионарность (от греч. passio – страсть) – характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление к деятельности, направленной на достижение какой-либо цели.

Распространяя знания синергетики, пассионарности на деятельность и жизнедеятельность человека, можно предполагать, объяснять и делать выводы. В человеке (персонале организации) как нелинейной, неравновесной системе в определенных условиях жизни образуются внутренние связи, начинают “работать” системообразующие факторы, организующие, мобилизирующие его и позволяющие совершать действия, поступки, которых он сам и его окружающие не ожидали. Это свидетельствует, что каждый человек сам себя не знает; в условиях кризиса в каждом из нас появляются (могут проявляться) характеристики, способности, дающие ему возможность выйти на новый уровень развития. Проявление этих закономерностей в жизни дало возможность Ф. де Ларошфуко написать следующее: “Мало обладать выдающимися качествами, надо еще уметь ими воспользоваться”. “О достоинствах человека нужно судить не по его хорошим качествам, а по тому, как он ими пользуется”.


Список использованной литературы

1. В.М. Колпаков. Управление развитием персонала. – К.: МАУП, 2006.

2. Book.ru/ Snivenkovi 01. html.

3. В.М. Колпаков. Организация труда менеджера. – К.: ИД ”Персонал”, 2008.

4. Л.Н. Гумилев. География этноса в исторический период. – Л.:ЛГУ, 1990.

5. О теории пассионарности Гумилева. // Республика №1, декабрь2002.