Вот так написано о некоторых чертах благородного человека в
«Лунь-юй»:
· Учитель сказал: «Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду».
· Учитель сказал: «Благородный муж предъявляет требования к себе. Низкий человек предъявляет требования к людям».
· Учитель сказал: «…Если благородный муж утратил человеколюбие, то можно ли его считать благородным мужем?.. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи».
Из рассуждений Конфуция следует, что благородный муж не судит других людей, а только себя, не разделяет слово и дело, берет пример с самых лучших людей и должен не только рассуждать, но и заниматься практической деятельностью.
В конфуцианскую этику, помимо ее общечеловеческого содержания, включены принципы достижения социальной гармонии через установление иерархических отношений как в семье, так и в обществе, уважение к старшим, выполнения определенных ритуалов и верности традициям. Идеи конфуцианства заметно повлияли на формирование этики бизнеса в странах восточной цивилизации». [25]
Итак, современный подход к этике бизнеса в разных странах сформировался под влиянием религиозных, исторических и культурно - психологических факторов. Рассказать об особенностях этики бизнеса в разных странах нельзя без обращения к истокам – различным религиозным и философским учениям. Поэтому я обратилась к протестантской трудовой этике и идеям конфуцианства. Отличия одной цивилизации от другой очевидны. Даже взглянув на известные высказывания, можно сделать информационный вывод:
«Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Конфуций). «Время – деньги» (Американская пословица).
1.6. Развитие идей современной этики бизнеса в странах Запада и Востока. Япония и США – в чем различия?
В этом разделе я уделю внимание двум, пожалуй, наиболее противоположенным системам бизнеса в целом, и их этическим принципам, в частности, каковыми являются японская и американская системы. Первая распространена также и в других странах Азии, ну, а европейская система представляет собой некие черты, присущие и западным, и восточным соседям европейских государств. К тому же в каждом из них развивалась в соответствии с национальными особенностями вполне определенная модель бизнеса. Развитие же этика бизнеса в России началось сравнительно недавно, но заслуживает особого рассмотрения. К ней я вернусь в следующем разделе и рассмотрю более подробно.
М.Л. Лучко рассказывает об основных положениях этики бизнеса в Японии в своей книге «Этика бизнеса – фактор успеха». «Современная этика бизнеса в Японии базируется на нескольких китах: синтоической этике, идеях конфуцианства и буддизма, самурайской философии. Древняя синтоическая религия имеет своим ключевым положением уважение к своим предкам. Отношения между людьми выстроены в соответствии с иерархией. В традициях конфуцианства, как я уже описывала, были также заложены принцип сыновей почтительности и вытекающей отсюда принцип четкой структуры семьи и общества с сильной властью. Дисциплиной и иерархичностью отношений. Буддизм предписывает человеку познать правильный путь, цель которого – самопознание и самосовершенствование. Буддизм, в частности, учит, что через свой правильный труд человек может получить признание Будды. Влияние самурайских традиций состоит из пяти ключевых положений кодекса самурайского поведения. Это верность, вежливость, мужество, правдивость, простота».[26]
Далее я назову основные черты современной этики бизнеса японских предпринимателей и сравню эти черты с американскими. В этом мне поможет также книга М.Л. Лучко.
«Патернализм, иерархическая структура бизнеса - связей и деловых отношений. Патернализм- (от лат. «pater» - отец) это отношения, основанные по принципу «старший - младший». Действительно, если посмотреть на японскую компанию, то становиться ясно, что она является одной большой семьей. Система пожизненного найма в Японии действительно применяется.
В Японии и США принципиально разное отношение к роли работника. В Японии работник становится членом корпоративной семьи, то в США – это временный работник, работающий по контракту. Труд для американцев – это средство зарабатывание денег. Для японцев – радость бытия и священная обязанность. Карьерное продвижение в Японии зависит от стажа работы. В США – от личных способностей и достижений. В США преобладает индивидуализм. Группизм – характерная черта японцев. Работа группы не столь ориентированна на результат, как в США.
В целом, современная этика бизнеса в Японии – это сплав западных представлений о социальной ответственности и традиционных культурных ценностей японского общества. Причем надо сказать, что и все американские компании нельзя причесать «под одну гребенку». Некоторые из них больше привержены методам внутрифирменных отношений и бизнеса в целом в японском стиле. Например, компания IBM практически проводит политику пусть не пожизненного, но долгосрочного найма, отличается демократическим типом управления, активным развитием неформальных отношений.
Поэтому, наверное, сегодня правильнее говорить, что, несмотря на различия, которые все еще сохраняются в американской и японской системах бизнеса, постоянно происходит их сближение. Вряд ли в обозримом будущем возникнет унифицированная система ценностей в странах Запада и Востока, потому что они связаны с вековыми и тысячелетними ценностями народов, принадлежащих к разным цивилизациям». [27]
1.7 Этика бизнеса в России.
Хотя этические нормы на Западе стали развиваться гораздо раньше, в России тоже была своя предпринимательская этика.
Современная этика бизнеса в России не должна формироваться на голом месте, ведь российское предпринимательство имеет свои, очень интересные исторические традиции. Правда, мнение о них далеко не однозначное. В одной стороны, российские предприниматели старались следовать «Принципам ведения дел в России», которые были выработаны деловым сообществом и которые провозглашали главными добродетелями честность, верность своему слову и отечеству. С другой стороны, существовало мнение о российских купцах как о плутах, причем с позиции заморских купцов они выглядели совсем уж нелицеприятно.
Многие иностранные авторы так оценивали торговые нравы России: «Русские купцы в своих сделках всегда прибегают к обманным клятвам и обещаниям»; «У русских купцов нет ни малейшей добросовестности…Добросовестность – эта единственная основа торговли –не существует в России».
В любом случае, более низкий в среднем этический уровень российских торговцев, особенно до XIXв., безусловно, был связан с более низким уровнем развития экономики, общества и культуры России по сравнению с европейскими странами.
Как идеи православия повлияли на формирование этики бизнеса в России? Чрезвычайно интересным представляется мнение русского философа Николая Бердяева. Он пишет: « Русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность – западноевропейский идеал. Русский идеал – святость… Русское православие, которому русский народ был обязан своим нравственным воспитанием, не ставило слишком высоких нравственных задач перед личностью среднего русского человека. Смирение было единственной формой дисциплины личности. Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться. Русский человек привык думать, что бесчестность – не великое зло…»[28]
Также интересно отношения русского человека к богатству. Павел Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» писал: «Само отношение предпринимателя к своему делу было несколько иным, чем теперь на Западе или в Америке... На свою деятельность смотрели не только и не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбой… Нужно сказать вообще, что в России не было того «культа» богатых людей, который наблюдался в западных странах». [29]
М.Л. Лучко рассказывает об истории российской бизнес – этике.«Еще Петр I пытался в свое время «привить» в России правила честных деловых отношений и внутри страны, и в отношениях с иноземцами, сурово карая провинившихся силой своей власти. Говоря о российских традициях в предпринимательской этике, нельзя не сказать и о том, что девизом русских купцов и промышленников в XIX в. становиться принцип «Честь превыше прибыли!».
Попытки укрепить на государственном уровне нравственных основ предпринимательства в России стали более заметными в XVIII- XIX вв. Еще в 1733 г. российская Коммерц-коллегия издает указы, в которых регламентируются правила торговли внутри России с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики. Уже тогда начинают прилагать усилия по борьбе с недобросовестной конкуренцией и нечестной торговлей. Причем параллельно с принятием законов и указов, предусматривающих административные и уголовные наказания за проступки деловых людей, пытались воздействовать на провинившихся путем морального осуждения в обществе». [30]
Еще не так давно, если верить данным социологических исследований, имидж российских предпринимателей находился на критически низком уровне. При этом сам бизнес как сфера деятельности воспринималась в целом положительно, но формы его воплощения в России оценивались «как совершенно неприемлемые».
Отношения к нашим отечественным предпринимателям меняется не так уж быстро. Пока нельзя сказать, что общественное мнение о них в целом благоприятное. А это не способствует развитию нормального бизнеса у нас в стране, так как в «агрессивной внешней среде обитания» российским предпринимателям сложно рассчитывать на большие коммерческие успехи. Еще более негативная оценка российских бизнесменов нередко звучит из уст их зарубежных партнеров. «То, что на Западе считается бесчестно, в России считается здравым смыслом». (А. Крейг Копетас, американский ученый, журналист).