Смекни!
smekni.com

Храм Христа Спасителя в Москве (стр. 2 из 4)

нировочно новый ансамбль с историческим центром Москвы - Кремлём и Ки-

тай - городом и одновременно сохранить самостоятельность по отношению

к нему.

Ф. М. Шестаков предлагал соорудить храм Христа на спроектированной им

новой грандиозной площади между Тверской заставой и Бутырским валом.

Другой проект, тот, который Д. В. Голицын представлял императору, был

создан И.Т. Таманским. Зодчий предлагал разместить храм Христа Спасителя

в непосредственной близости к Кремлю на противоположенной стороне Москвы-реки на Царицыном лугу.

В проекте архитекторского помощника Е. Г. Малютина храм Христа Спа-

сителя претпологалось соорудить также в самом центре Москвы, в непос-

редственной близости от Кремля, но на противоположенной от Москвы-реки

староне - на громадной площади простиравшейся от Воздвижении до Знамен-

ки и от Александровского сада до Арбатских ворот.

Проектирование храма было передано К.А. Тону. Так определилась судьба

архитектора, и одновременно-во многом и судьба направления, известного под

названием византийского стиля. В проекте Тона впервые достигается гармония идее храма его облика и место положения. Тон предложил Николаю I

на выбор три варианта размещение храма Христа Спасителя: За воспита-

тельным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой,

на Тверской улице на месте Страстного монастыря (ныне пушкинская пло-

щадь), и у Большого Каменного моста не далеко от Кремля, между Москвой-

рекой и Волхонкой, на месте Алексеевского женского монастыря. Император

выбрал последние.

В этом найденном Тоном варианте счастливо соединялись все преимущества

выбора места, предложенные его предшественниками: размещение на высоком

берегу Москвы-реки и в близости от Кремля. В феврале 1832г. в связи с отме-

ной прежнего места размещения храма был прекращён дальнейший приём про-

ектов.

Начиная рассказ о строительстве храма Христа Спасителя, которая продо-

лжалось почти пол века, хочется сказать несколько подробней о месте где

предстояло возвести собор,осуществовавших там строениях и их дальнейшей

судьбе.

Характерно, что все предложения тона о выборе места для будущего собора

обладают одной общей чертой. Он предлагает сооружать новый храм на мес-

те существующих церквей или монастырей. Большим достоинствам оканча-

тельно выбранным Тоном места был великолепный, открывающийся от храма

Христа Спасителя принципиально важный для его символике и содержание

вид на Кремль с соборами, башнями, и колокольней Ивана Великого.

Алексеевский монастырь на месте которого возвели храм Христа Спасителя

был основан в XIVв. Новое место для Алексеевского монастыря удалось выб-

рать не сразу. В 1837г. Алексеевский монастырь перевели на место, где стоя-

ла приходская церковь Воздвижения Креста Господня (ныне Красносельская

улица). Возведение монастырских построек началось сразу после монастыря на

новое место. Однако законченный облик ансамбль Алексеевского монастыря

приобрёл лишь в 1850-тые годы.

После революции от бывшего монастырского ансамбль сохранились: сильно

перестроенная и обезглавленная в 1930-ые годы Алексеевская церковь, соору-

жённая в 1887-1891гг. церковь Всех святых и церковь Воздвижения, которая отчасти вошла в существующее ныне здание. Ограда монастыря с башнями и

старая церковь были снесены при реконструкции и расширении Красносельс-

кой улицы. Тогдаже исчезли и надгробия находившейся на монастырской тер-

ритории кладбища.

После выхода манифеста о строительстве храма, приуроченного к двадца-

тилетия отечественной войны 1812г., начались подготовительные работы,

связанные с оценкой и покупкой частных домов, расположенных на террито-

рии будущего храма. Руководство работами возглавило созданная специально

для его сооружения комиссия во главе с военным генирал-губернатаром Д.В.

Голиценым. Производителем работы и главным архитектором был назначен

автор проекта храма Христа Спасителя К. А. Тон. В 1838г. начались строи-

тельные работы. Работы продвигались успешно и к 10 сентября 1839г. ока-

залось возможным преступить к торжественной закладки храма. Освещение

памятника на Бородинском поле и закладка храма-памятника во имя Христа

Спасителя превратился в единый праздник в честь великой победы.

Сооружение храма Христа обозначило рубеж двух строительных эпох в

жизни Москвы. Им завершился этап, условно называемый архитектурой после

пожарной Москвы, и началось обновление центра Москвы в русском стиле.

Тон внёс свою лепту не только строительством храма Христа. По его про-

екту была сооружена колокольня Симонавого монастыря. Её строительство

как и открытие памятника Минину и Пожарскому, обязана потреотическому

подъёму, вызванная войной 1812г. В Симоновом монастыре покоились герои

Куликовой битвы.

Храм Христа Спасителя и колокольня Симонового монастыря оказались в

числе первых проектов представлявших новый градостроительный этап в

развитии Москвы, связаны с обновлением исторически сложившиеся систе-

мой вертикали её храмов и колоколен, строительство которых развернулось в

середине XIXв. на всей территории Москвы.

В проекте Тона едва заявленная у Витберга тема национального храма - па-

мятника выражена программно и определённо.Новое здание было задумано То-

ном как памятник подвигу русского народа, черпавшему силы в кровных узах

с родной землёй.

Тон придал храму Христа Спасителя ещё одну характеристику для древнерусского храма соборного типа особенность - опоясывающую основной

объем церкви крытую галерею. Церковь приобретала таким образом ступен-

чатый силуэт и ярко выраженную вертикальность общей композиции.

В проекте Тона галерея двухъярусная.

Основные особенности архитектурного облика храма определились в 1832 г.

Однако в ходе длительного строительства процесс проектирования не прекращался вплоть до его завершения. На четырех колокольнях было пове-

шено 14 колоколов, выполненных на московском колокольном заводе Н.Д.

Финляндского. Все колокола представляли собой не только уникальные музыкальные инструменты, но и столь же уникальные произведения изобра-

зительного искусства. Колокола были украшены рельефами, орнаментами,

надписями. Предметом особой гордости храма Христа был торжественный

большой колокол весом 1654 пуда (это более 26 тонн - 26464 кг). Следующий

по величине праздничный воскресный колокол, весивший 970 пудов (15,5 тонны -

15520 кг), был украшен изображениями святителей московских - митропо-

литов Петра, Алексия, Ионы, Филиппа. Третий по величине полиелейный коло-

кол весом в 635 пудов (около 10 тонн - 10160 кг) украшали рельефы с изобра-

жениями Николая Чудотворца, Александра Невского и Зосимы Соловетского.

За ним в убывающим по весу порядке следование будничные колокола.

В 1858 году - окончился первый, очень важный этап строительства храма. Он

был освобожден от лесов и предстал во всем величии своего гигантского объ-

ема, превратившись отныне в неотъемлиною часть московского городского пейзажа. Храм царил над постройками, над деревьями Александровского сада. При подъезде к Москве в юга и юга-запада он был виден более чем за десяток

верст.

Его огромные размеры - сознательный прием. Они подчеркивали значительность выражаемого ими содержания, свидетельствовали также,

что храм это не чета обычным церквам, а что это своего рода Храм храмов.

В ходе строительства вносились изменения не только в облик и отделку фассада, но и проект окружения храма. Даже площадь, на которой стоял храм Христа, претерпел несколько этапов проектирования.

Возрождение русской традиции размещение храма в центре площади, благо-

даря чему главным в ансамбле является объём здания, а не окруженное здани-

ями пространство площади, нашло отражение в архитектурной обработке

самой площади, которая трактована как огромный пьедестал - подножие

гигантского храма, подчеркивавшего скульптурность его объёма. После окон-

чания строительства Храма Спасителя площадь была засажены нескорослыми деревьями, кустарниками, на ней были разбиты роскошные цве-

тники.

В течение долгого строительства проект храма Христа Спасителя подвергался непрерывной переработке. Именно это позволяет рассматривать

его как памятник искусства, воплотившей наиболее яркие тенденции не толь-

ко времени утверждения проекта, но и целый половины столетия. Отдельные части храма представляют отделенные этапы художественного процесса.

Наиболее ранний этап (1830-1850) связан с фасадами. Скульптуры, украшаю-

щие их, - явление более позднее (1846-1863). Позднему этапу (1860-1880) соот-

ветствуют росписи, церковная мебель и утварь - (1870- начало 1880).

Скульптура на фасадах

Скульптура на фасадах и живопись в интерьерах вошли в архитектуру на основе принципов, не известных не только древнерусскому искусству в духе

которого сооружался храм, но своему предшественнику - зодчеству класси-

цизма, где скульптурный декор широко применялся в гражданском и культовом строительстве.

Всю работу по выбору сюжетов для скульптурных композиций на фасадах и

живописных интерьерах, а также отбору надписей помещённых, как с нару-

жи, так и в нутри храма, провели высший духовный иерархи, главным образом

московские митрополиты.

Работа над горельефами началась ещё до окончания строительство храма и

снятие лесов в 1846 г. и продолжалось без малого 20 лет - до 1863 г.

Первоначально горельефы храма сделать из бронзы альвогно пластическим

способом. Однако первый опыт использование протопоповского мрамора до-

казал полную пригодность этого материала для скульптурных работ. В ре-