Смекни!
smekni.com

Храм Христа Спасителя в Москве (стр. 3 из 4)

зультате вся скульптура на фасадах храма была выполнена из того же мате-

риала, что и основные архитектурные части стен - цоколь, базы, пилястры,

угловые колонны, стены под пилястрами колонными и рельефами, карнизы, и

фасадные арки. Остальные части кирпичных стен были оштукатурены порт-

ландским цементом и выкрашены под цвет мрамора, по виду совершенно не

отличаясь от него.

Дополнительный цветовой аккорд вносил в бело-золотую гамму фасадов

темно-красный гронид,из которого были устроены все крыльца и цоколь храма

Всем четырем одинаковым фасадом храма соответствует одинаковая схема расположения на них скульптур.

Главным фасадом храма всегда считался западный. Скульптуры на верху медальонах изображали в центре Христа Спасителя, благословляющего входя-

щих в храм. По сторонам его в боковых медальонах располагались святые пок-

ровители императоров - святой Александр Невский, святитель Николай, свя-

той блаженный Николай и святой праведный Елезоветы. Скульптура над вход-

ными арками западного фасада символически изображала находящиеся под покровительством небесных сил русские войска. Тему, связанную с событиями,

причиной которой явилось построение храма, продолжали многофигурные ком-

позиции. Все скульптуры западного фасада выполнены А. В. Логановским.

На южной стороне храма, в наппровление,где проходили решающие битвы за

Москву и староне, откуда совершались на неё набеги были изображены святые

и композиции, имевшие прямое отношение к событиям отечественной войны

1812 г.

На верху в медальонах Смоленская Богоматерь - в память о том что этот чудотворный образ более трёх месяцев находился в войсках. По сторонам в

четырёх малых медальонах изображение святого Романа Рязанского, свято-

го апостола Фомы, святого Иоанна Крестителя, святого Ионы архиепископа

Новгородского. Всё это в память о битвах 12 года. Внизу по сторонам арак трёх крылец южного фасада находились изображения событий и персонажей

Ветхого Завета. Все скульптуры также исполнены Логановским.

Восточный фасад храма с алтарем был обращён к Кремлю. По этому поме-

щённые на его стенах горельефы выражали несколько иной аспект религиозно-

исторической тематики. Здесь были представлены русские национальные святые - заступники и молитвенники за родную землю, избавители России от

внешних врагов, особо чтимые иконы явлений Богоматери и священные картины двух важнейших событий из жизни Иисуса Христа: Рождество Хри-

стово ( автор А. В. Логановский ) и воскресение ( автор Н. А. Ромозанов ).

В центре восточного фасада на верху в медальоне помещался образ Влади-

мерской Божьей Матери как память о бородинской битве 26.07.1812г. В ос-

тальных медальонах были изображены святые: царица Александра, Мария Ма-

кдалина, Анна Пророчица и святая великомученица Екатерина.Все они были

выполнены Ромазановым.

Внизу во круг арачных входов портала изображение особо почитаемых русс-

ких святых.

На северном фасаде обращённым на Волчонку находились рельефы с изобра-

жениями национальных святых - распространителей христианства на Руси,

хранителей её от врагов и помощников в битвах. В верхнем ряду в центре на-

ходился рельеф вцентре с изображением иконы Иверской Богоматери. По сто-

ронам святой мученик Лавар, святой мученик Сергий, святой Григорий Двоеслов, святой мученик Хрисанф. Всё это в память о сражениях в войне.

Скульптуры по сторонам арак боковых ворот портала на северном фасаде

напоминали об истории христианства на Руси.

На глухих боковых частях северной стороны храма находились две в прямом смысле исторические композиции. Справо от портала преподобный Сергий

Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами( вошла

в историю как Куликовская) и даёт ему подмогу иноков Пересчета и Ослябю.

На левой стене аналогичная по символике и смыслу композиция - приподбный

Дионисий, архимандрит Троице - Сергиевой лавры благословляет Минина и Пожарского на освобождение Москвы от врагов.

Всего для фасадов храма Христа было исполнено 60 горельефов: из них внезу-

8 многофигурных компазицей и 40 фигур по сторонам входов и окон, 12 икон

в закомарах в верхней части фасадов храма. Львиная доля работ была выполнена скульптором А. В. Логановским (1810 - 1855).

Наименьший объем работ для храма Христа был выполнен Петром Карловичем Клодтом (1805 - 1867).

Одновременно в скульптурных композициях храма Христа присутствует совершенно неизвестная более раннему времени правдивость облика и одежды.

Это соединение идеальности и исторической достоверности, которое является характерной особенностью скульптуры храма Христа Спасителя,

принадлежит к типическим признакам искусства романтизма, к которому следует отнести и грандиозный ансамбль храма Христа Спасителя.

Скульптурой и богатым орнаментальным декором были покрыты также

входные двери храма Христа Спасителя.

Представить по описанию интерьер храма людям, никогда не видевшим его,

ещё труднее, чем фасады.

Основным определяющим композицию интерьера элементом служит подку-

пальное пространство: высота подкупольной части 32 саж. (68,16м). В соот-

ветствии с этим подкупольному пространству, залитому светом 16 громад-

ных окон высотой в 11 аршин (7,81м) и шириной в три аршина (2,13м), проти-

востоит полумрак боковых частей храма, освещавшихся светом, поступавшем

через окна хор и купола.

Последовательно выдержен принцип иерархичности в сюжетике росписей и

отделки интерьера. Огромная роль в интерьере принадлежит системе росписей

Интерьер храма как художественное целое не сводится к сумме отдельных произведений.

Проект интерьера храма впервые был пересмотрен в 1854г., когда решено было отказаться от отделки интерьера в стиле классицизма, выполнив его

в соответствие с характером фасадов в византийском стиле исполнение ново-

го проекта принадлежало помощнику главного архитектора А. И. Рязановым.

Здесь прошли выучку и работали многие крупные архитекторы обеих столиц.

Кроме названных ранее, нельзя не упомнить Л.Н. Бенуа, А.И.Кракау и др.

Архитектором наряду с художниками принадлежала исключительно важная

роль в создании интерьеров храма.

В храме Христа был возрожден своеобразный поясной принцип размещения росписей, типичный для древнего храма. Живопись подчеркивала характерные

конструктивные особенности храма. Орнаментальная роспись обрамляла арки

ветвей креста, окна, пояс барабана, арки хор.

Выбор сюжетов и их местоположения в той или иной части храма определяло иерархии российской церкви.

Перед вошедшими в храм Христа Спасителя открывалась грандиозная и ве-

личественное зрелище. Интерьер его поражал торжественностью и велико-

лепием. В восточной ветви креста находился уникальный по композиции иконо-

стас в виде беломраморной восьмигранной часовни, увенчанной позолоченным

бронзовым шатром. Высота иконостаса храма Христа Спасителя вместе с шатром 26,6 м.

Росписи главного алтаря изображали священные картины, повествовавшие

о Рождении Спасителя и событиях последних дней его жизни на земле.

В своде главного купола находилось изображения Господа Саваофа, благословляющего обеими руками, имевшего в лоне Сына Божия, а на груди Духа Святого в виде голубя, т.е. изображение триединого бога.

Росписью купола начались в 1861 году живописные работы в Храме. Только на это ушло 5 лет (закончены 1866 году). Трудно себе представить гигантские размеры написанные художником А.Т. Марковым композиции.

Художнику помогали 3 помощника и в их числе самый известный и талант-

ливый из учеников Маркова - Иван Николаевич Крамской.

Вся система росписей подкупольной части храма Христа пронизана чувством радостного торжества, ставшего возможным благодаря победе принесенных в мир Христом идей.

Следующий цикл картин находился в самом низу в нишах, расположенных

в скосах несущих купол колоссальных подпорных столбов.

Тему истории жизни людей предчувствующих и предрекающих предшествие

Иисуса и побеждающих благодаря вере в него продолжали картины в нишах

западной части храма.

В своде южного крыла изображение Иисуса Христа в виде младенца. На бо-

ковых стенах были помещены изображение Божей Матери в различных явле-

ниях, а перед нею и по бокам больших и малых арок святые угодники Божии.

Стены и своды хор храма Христа Спасителя, как в древнерусских храмах,

были сверху донизу покрыты росписями.

Кроме уже упомянутых авторов в росписи храмов принимали участие Е.С.

Сорокин, Жигулевский, Корнеев, Ф.С.Жеравлев и другие. Весь архитектурный декор - орнаменты, обрамляющие арки окон и арки, открывающиеся в центральную часть храма, очертания сводов и т.д., а также великолепные по своей декоративности, красоте, чувству света и формы росписи сводов, вы-

полнены были по проэктан Л.В. Даля.

С храмом Христа Спасителя связано также попытка прервать выполнение

для него живописные работы в такой же источник возрождения русского

стиля в изобразительном искусстве, каким стало строительство его для архи-

тектуры.

Несмотря на обилие работавших в храме художников, принадлежавших к тому же к разным поколениям, представлявшим разные направления (поздне-

академическое - подавляющее большинство) и реалистическое (в их числе пред-

вижники - И.М. Пряничников, А.И. Корзухин, И.Н. Кромской, В.И. Суриков), их

работам присуще бесспорное стилевое единство.

Оно было предложено главным архитектором и утверждено Николаем I :

«нижний коридор должен составлять притвор храма, посвященный воспоми-

нанием славной для России эпохи 1812 г., в который божественный промысел

явно благословил наше Отечество - на столбах притвора предположено было

изобразить живописью важнейшие события (1812 г.) и написать имена вои-