Художественная литература освещала реальные факты и подвиги народных героев. Повести Б. Л. Горбатова «Непокоренные» и В. Л. Василевской «Радуга» показывали невыносимо тяжелую жизнь и неустрашимую борьбу советских людей на оккупированной территории. Героические страницы битвы под Москвой и Сталинградской эпопеи оживали в «Волоколамском шоссе» А. А. Бека, повести «Дни и ночи» К. М. Симонова. Начали печататься главы романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину» (1943–1944 гг.). В сентябре 1942 г. появились публикации первых глав поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин».
Несмотря на военное время, столица жила активной творческой жизнью. В 1942 г. была отмечена 105-летняя годовщина со дня смерти А. С. Пушкина. В марте того же года состоялось первое исполнение в Москве 7-й симфонии Д. Д. Шостаковича, посвященной героическому Ленинграду. Исполнялись также произведения Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, В. И. Мурадели, А. И. Хачатуряна и других советских композиторов.
Военно-патриотическая тема заняла ведущее место в репертуаре столичных театров. Пьеса К. М. Симонова «Русские люди» впервые была сыграна на сцене Московского театра драмы.
Большой интерес вызвали также постановки пьес А. Н. Афиногенова «Накануне», Л. М. Леонова «Нашествие», А. Е. Корнейчука «Фронт».
По радио и в концертных залах выступали Государственный симфонический оркестр СССР, Краснознаменный ансамбль песни и пляски Красной Армии, хор им. М. Е. Пятницкого.
Многие события военных лет запечатлели московские кинематографисты. На экраны кинотеатров каждую неделю выходил новый выпуск «Союзкиножурнала», где главное место отводилось репортажу с фронтов Отечественной войны; освещалась в нем и самоотверженная работа тыла. Большой популярностью пользовался документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой», который демонстрировался не только на советских экранах, но и в США, Англии.
Эвакуированные на восток страны киностудии создавали полнометражные художественные фильмы, которые внесли немалый вклад в общее дело мобилизации всех сил на борьбу против фашистских агрессоров.
Героическая борьба советского народа получила яркое отражение и в изобразительном искусстве. Самое непосредственное воздействие на зрителя оказывала в те годы графика. Целая серия плакатов и произведений политической сатиры была создана художниками Кукрыниксами, В. Н. Де-ни, Б. Е. Ефимовым и др. Большое агитационное значение имели «Окна ТАСС», возродившие боевые традиции «Окон РОСТА». Они расклеивались на стенах зданий, выставлялись в витринах магазинов и неизменно привлекали к себе внимание.
Тема мужества и героизма советских людей, выдержавших тягчайшие испытания войны и доказавших свое нравственное превосходство над врагом, красной нитью проходит через картины, созданные в военные годы: «Ленинградское шоссе» Г. Г. Нисского, «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» А. А. Дейнеки, «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года» К. Ф. Юона, «Мать партизана» С. В. Герасимова, «Расстрел» Вл. А. Серова, «Крюково после боя» В. В. Мешкова, «Фронтовая дорога» Ю. И. Пименова и др.
В ряду произведений скульптуры особо выделялись работы «Партизанка» В. И. Мухиной и «Зоя Космодемьянская» М. Г. Манизера. В Москве военных лет прошли две художественные выставки: «Великая Отечественная война» (1942 г.) и «Героический фронт и тыл» (1943–1944 гг.).
В духовной жизни советского народа в годы войны большую роль играли произведения литературы и искусства. Стихи А. Твардовского, Е. Долматовского и других поэтов часто появлялись на страницах центральных газет и во фронтовой печати. Поэмы «Зоя» М. Алигер, «Лиза Чайкина» М. Светлова, «Сын артиллериста» К. Симонова, «Пулковский меридиан» В. Инбер и др. воспитывали ненависть к врагу, бесстрашие в борьбе с ним. Некоторые лирические стихотворения М. Исаковского, А. Суркова, К. Симонова перелагались на музыку. Подлинно народными стали песни военных лет композиторов А. Александрова, И. Дунаевского, Б. Мокроусова, Д. Кабалевского, Т. Хренникова, Н. Богословского, В. Соловьева-Седого, К. Листова и др. Артисты выступали не только в концертных залах городов, но и непосредственно на фронте
Велика была роль советской столицы в объединении усилий всех прогрессивных людей мира–противников чудовищной идеологии и политики нацизма. В августе 1941 г. в Москве был проведен первый Всеславянский митинг, призвавший славянские народы подняться на борьбу против гитлеризма. Затем состоялись антифашистские митинги женщин и молодежи, на которых были приняты обращения с призывом крепить единый патриотический фронт и содействовать сокрушению фашистской тирании.
Из советской столицы велось радиовещание на чешском, словацком, польском, немецком, французском и других языках. Здесь работала радиостанция им. Христо Ботева, вещавшая на Болгарию. Действовали различные антифашистские комитеты – молодежные, женские, профсоюзные и др.
Советское правительство последовательно стремилось к созданию антигитлеровской коалиции государств. 12 июля 1941 г. в Москве было подписано соглашение между правительствами СССР и Великобритании о совместных действиях в войне против Германии. Это был первый шаг к объединению усилий в борьбе против фашистской агрессии. Вскоре были подписаны советско-чехословацкое и советско-польское соглашения о взаимной помощи и поддержке в войне с Германией.
30–31 июля 1941 г. в Москве состоялись переговоры между И. В. Сталиным и представителем президента США Г. Гопкинсом. Так закладывались основы сотрудничества во второй мировой войне трех великих держав–СССР, Великобритании, США.
Советский Союз проводил активную внешнеполитическую деятельность по сплочению и расширению антигитлеровской коалиции. Он официально признал Национальный комитет «Свободная Франция». На территории СССР формировались национальные чехословацкие и польские воинские части.
Руководители Советского государства настаивали на открытии в 1942 г. второго фронта в Европе. Однако правящие круги США и Англии срывали принятые на себя обязательства. Посетивший Москву в августе 1942 г. премьер-министр Великобритании У. Черчилль вручил Советскому правительству памятную записку, в которой заявлялось об отказе открыть второй фронт в 1942 г. Затем было нарушено и обещание открыть его в 1943 г.
До лета 1944 г. СССР продолжал один вести вооруженную борьбу против гитлеровской Германии и ее союзников на главном театре второй мировой войны.