Как ни удивительно, но исследование Земли императора Николая II (с 1926 г. - Северной Земли) так и не было осуществлено силами Полярной комиссии, несмотря на то что на ее заседаниях был рассмотрен ряд отечественных проектов. Реализован был проект, представленный на обсуждение ПК в 1929 г. полярным исследователем Г.А. Ушаковым, вернувшимся после трехлетнего пребывания на о. Врангеля [67]. Этот проект был осуществлен на средства Института по изучению Севера при ВСНХ (ныне - ААНИИ) [68], одобрен Правительственной арктической комиссией [69] и утвержден Советом народных комиссаров. В результате двухлетнего пребывания полярников на Северной Земле (с 24 августа 1930 г. до 14 августа 1932 г.) острова архипелага получили свои наименования, вошли в географическую литературу и были нанесены на карту [70], также были собраны первые сведения о тектонике и геологическом строении островов, обнаружены четыре магнитные аномалии, собран гербарий, выполнены метеорологические и гляциологические наблюдения [71]. Доклад о работах на Северной Земле и научных результатах экспедиции Г.А. Ушаков сделал на одном из открытых заседаний Полярной комиссии.
Среди самых значительных результатов деятельности Полярной комиссии - создание библиотеки, задуманной как систематическое собрание литературы по вопросам исследования полярных стран. К концу 1936 г. ее фонд насчитывал более 6 тыс. отечественных и иностранных монографий, сборников статей, рукописей, а также несколько сотен картографических произведений и десятки газетных вырезок, касающихся исследования полярных районов [72]. Библиотека выписывала 106 наименований периодических и продолжающихся изданий на русском, английском, французском, немецком и других языках. Библиотека в дар получала издания Русского географического общества, Главного гидрографического управления Морского министерства, Геологического комитета, Главной геофизической обсерватории, редакции "Морского сборника", Географического института, НИИ по изучению Севера, Дальневосточной геофизической обсерватории, Соловецкого общества краеведения, КЯР, КЕПС, Общества изучения Урала, Норвежского Шпицбергенского комитета, Всероссийского общества кожевенных заводчиков. В ее фонд были переданы отдельные книги из собрания Русской полярной экспедиции. Поступали дары и от частных лиц, среди которых прежде всего работы членов Полярной комиссии - Л.Л. Брейтфуса, А.И. Толмачева, Б.М. Житкова, П.В. Виттенбурга, А.Ф. Шидловского и даже от настоятеля Трифоно-Печенгского монастыря.
В 1919 г. собрание книг ПК пополнилось прекрасно подобранной библиотекой и рукописями уехавшего в 1918 г. на Мурман Л.Л. Брейтфуса. Его библиотека представляла собой ценную коллекцию, куда входили труды по гидрографии, зоологии, гидрологии северных морей, арктическим экспедициям и путешествиям на русском, немецком и французском языках. Библиотечный отдел Комиссариата народного просвещения выдал ему следующее Охранное свидетельство, которое гласило:
"Дано сие гражданину Л.Л. Брейтфусу в том, что его личная библиотека, в качестве рабочего аппарата обслуживающая его научные труды и помещающаяся в Щетербурге, на Щетербургской стороне, по Церковной ул. д. 4/3 кв. 41, состоит в ведении и под охраной Библиотечного отдела Комиссариата народного просвещения, а посему не подлежит никаким реквизициям отдельными лицами или учреждениями вне контроля Библиотечного отдела Комиссариата народного просвещения. Основание: Декрет Совета Народных Комиссаров об охране библиотек от 17 июля с.г. и приказ Народного комиссара по просвещению от 10 сентября с.г." [73].
14 января 1919 г. личная библиотека и рукописи Брейтфуса с его согласия были перевезены в помещение Полярной комиссии, а позднее вошли в состав библиотеки [74]. Пользование библиотекой и картами Л.Л. Брейтфуса допускалось только в помещении библиотеки.
Библиотека Полярной комиссии смогла получить значительное собрание книг эмигрировавшего И.П. Толмачева. С просьбой о предоставлении этой библиотеки во временное пользование комиссия обратилась в Президиум Академии наук сразу же после его отъезда. Но по различным причинам передача книг из библиотеки Толмачева смогла состояться только в 1932 г. [75].
Богатая библиотека комиссии пользовалась большим успехом не только у ее сотрудников, но и у всех исследователей арктических районов страны. Временные правила пользования библиотекой были утверждены уже в 10-м заседании 28 января 1919 г., а постоянные - приняты в 1928 г. вместе с "Положением о Полярной комиссии".
Одним из важных направлений деятельности библиотеки было снабжение академических и иных экспедиций картографическими материалами и книгами. Так, Комиссии по экспедиционным исследованиям РАН, организовавшей летом 1925 г. геологические работы на северном о. Новой Земли в районе Крестовой губы, были предоставлены карты этих территорий. Значительное количество книг получили в пользование полярник Г.А. Ушаков, отправлявшийся на о. Врангеля [76] и на Северную Землю, и натуралист А.Ф. Казанский для лаборатории Полярной комиссий на Маточкином Шаре.
Упразднение Полярной комиссии
Планы Полярной комиссии неожиданно были прерваны решением Президиума АН о ее ликвидации, которое прошло в рамках мероприятий по очередному совершенствованию структуры Академии наук, когда было принято решение о сокращении числа комиссий, частично - путем слияния их с профильными институтами, а частично - путем прямого упразднения, признав их работы неактуальными. Ликвидация Полярной комиссии, которую постигла участь многих других академических комиссий, связана с существованием Главного управления Северного морского пути и активной работой ААНИИ, возглавившего работы в Арктике, а также с переходом к стационарным исследованиям (в это время была организована Северная база Академии наук в Архангельске) [77]. Большую роль сыграло и отсутствие авторитетного и яркого лидера, который смог бы отстоять комиссию (А.П. Карпинский скончался в 1936 г.).
За право обладать библиотекой Полярной комиссии спорили несколько учреждений: Институт географии АН СССР в Москве, Комитет по вечной мерзлоте, Северная база Академии наук и несколько научно-исследовательских институтов в Ленинграде [78]. Поскольку библиотека ПК была необходима широкому кругу лиц, занимающихся проблемами Севера и Арктики, было решено в 1936 г. передать ее как специальную книжную коллекцию в состав Библиотеки Академии наук в Ленинграде.
* * *
В протоколе заседания Комиссии по сокращению списка комиссий Академии наук СССР отмечена большая работа, проведенная Полярной комиссией по изучению Арктики [79]. Но можно ли действительно назвать эту работу большой? К сожалению, социально-политические условия, в рамках которых пришлось действовать комиссии, не дали ей возможности реализовать свой потенциал. Можно предположить, если бы не исторические обстоятельства, то результаты деятельности Полярной комиссии были бы более значительными.
Район исследований Полярной комиссии - арктические пространства России-СССР - именно в первой трети XX в. приобрел политическое значение. Отчасти это активизировало деятельность комиссии (обсуждение проектов иностранных экспедиций, совместные исследования в Арктике, участие в спасении иностранных путешественников и ученых - У. Нобиле и др.), а отчасти затруднило практические работы (например, публикацию подготовленных карт северных территорий, отдельные районы которых были заняты исправительно-трудовыми лагерями ГУЛАГа, считались секретными, и получение верных сведений о них было невозможно).
В 1936 г. внезапно прерванная работа комиссии, в то время как были составлены планы на 1937 г. и незадолго до этого создано Московское отделение Полярной комиссии, оставила много незавершенных проектов.
Тем не менее благодаря деятельности Полярной комиссии Академия наук оказалась причастной ко всем важнейшим событиям в самый героический период исследования Арктики. Полярной комиссии удалось осуществить координацию работы различных ведомств лишь по локальным, но очень важным вопросам: установление границ и номенклатуры арктических морей, подготовка ко 2-му Международному полярному году и др. На согласование работы различных ведомств по освоению нефтяных и газовых ресурсов Ухта-Печорского края была направлена деятельность Печорской бригады. Работа Полярной комиссии способствовала налаживанию международных научных контактов и решению внешнеполитических задач (сохранению территориальной целостности страны и приоритета отечественных ученых в исследовании арктических земель в зоне тяготения СССР). Созданные Полярной комиссией подразделения получили самостоятельное развитие в системе Академии наук [80]. Библиотека Полярной комиссии стала крупнейшим собранием науч ной литературы по северной тематике и послужила делу сохранения библиотек ученых, эмигрировавших из страны.
В результате деятельности Полярной комиссии осталось немалое научное наследство: обширная библиотека по полярным вопросам, картографические материалы, материалы экспедиций, протоколы заседаний, рукописи статей и документы арктических экспедиций XIX - начала XX вв. Значительная часть документов была передана в Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, а библиотека и немалая часть картографических документов - в Библиотеку Академии наук в Санкт-Петербурге, где они хранятся в настоящее время.
Список литературы