Смекни!
smekni.com

Здоровье и эмоции (стр. 4 из 20)

Коллективное бессознательное не приобретается в течение жизни одного чело­века. Это инстинкты и архетипы, формирование которых длится тысячелетия­ми. В противоположность личному, коллективное бессознательное одинаково у всех людей. Личное бессознательное— это «Оно» человека, а коллективное состоит из так называемых архетипов. Слово «архаический» подчёркивает, что они существуют с древнейших времён.

Но всякий человек, как и всякое живое существо, уникален, а значит и индиви­дуален — с этим нельзя не согласиться. Поэтому Юнг считал, что человек с расщеплением характера индивидуален бессознательно. Меняя маску в разных ситуациях, он обманывает других. Но зачастую он обманывает и себя относительно того, каков же его настоящий характер. В разных ситуациях он надева­ет разные маски, никогда не видя своего собственного лица.

Маску Юнг назвал «Персона» (термин, которым обозначалась маска древнего актёра), а внутренний характер — «Душа». Подобно тому, как Маска сформи­рована воздействием внешней среды, Душа сформирована воздействием бес­сознательного и его качеств.

Итак Персона (Маска) — это приспособительная реакция, поведение в соот­ветствии с внешними обстоятельствами. Персона — это видимый характер че­ловека. Какова же его Душа, зачастую не знают не только окружающие, но и сам человек.

Но Душа, как правило, содержит всё то, чего лишена Маска. Например, внеш­не жестокий, бесцеремонный и недоступный тиран внутренне очень несамос­тоятелен, подвержен страхам и сомнениям. Или вдруг оказывается, что жен­щина, в высокой степени женственная, обладает сильной волей и настойчиво­стью.

Эта противоположность легко объяснима. И Душа, и Маска имеют как мужские, так и женские черты, и всё дело лишь в пропорциональности этих на­чал.

Индивидуальная психология (Альфред Адлер).

«Научились ли вы радоваться препятствиям?»

Надпись на одном из тибетских храмов.

Индивидуальная психология оказала огромное влияние на психиатрию, психо­логию и педагогику. Её обобщил австрийский психолог Альфред Адлер.

Адлер считал, что с детства каждый человек испытывает чувство собственной неполноценности, всю жизнь старается преодолеть свои слабости, чтобы, в конце концов, испытать чувство полноценности.

Стремление ощутить свою силу в одних случаях ведёт к стремлению к власти, в других — к стремлению достичь смутной конечной цели — «самосовершенс­тва», а в третьих приводит к творчеству.

Другими словами, стремление к власти, к познанию, творчество являются процессами бессознательной компенсации чувства собственной неполноцен­ности.

Для каждого человека важно ощутить собственную ценность, собственную ин­дивидуальность. Как только человек начинает ощущать свою бесполезность для общества, чувство его неполноценности усиливается.

В детстве формированию чувства неполноценности способствуют следующие три фактора.

Дети, родившиеся с физическими недостатками, воспринимают их как жизнен­ное препятствие. Свой стиль жизни они находят в маскировке этих недостатков.

Бессердечные дети. Они повсюду видят врагов и ведут себя так, словно нахо­дятся во враждебном лагере.

Но, пожалуй, самую большую категорию составляют изнеженные дети. Когда им приходится становиться на собственные ноги, они чувствуют себя изгнан­ными из рая. В последующей жизни им всегда недостаёт душевной теплоты и они никак не могут найти взаимопонимание с другими людьми.

Ошибки, допущенные в раннем возрасте и повлекшие за собой выраженное чувство собственной неполноценности, могут быть исправлены благодаря осознанию человеком последствий этих ошибок.

Чем больше у кого-либо выражено стремление к власти, тем менее у него раз­вито чувство общественного долга. Тип людей, слишком много занимающихся собой и стремящихся к личной власти, чаще всего считает других людей свои­ми врагами, желающими им только плохого. Всё человечество и его проблемы кажутся таким людям чужими и далёкими. Поэтому нет ничего удивительного в том, что обременённые властью люди зачастую испытывают чувство собс­твенной неполноценности.

Адлер также отвергает существование врождённых способностей. Он считает, что все большие человеческие достижения есть результат правильного обуче­ния, упорства и соответствующих упражнений. Человек может достичь наи­больших результатов не благодаря своим дарованиям, а благодаря постоянной упорной борьбе с возникающими на его пути трудностями. «Дайте мне дюжи­ну нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я гаранти­рую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить его в специалиста любого типа—доктора, юриста, нищего или вора, безотноситель­но к его таланту, склонностям, способностям, призванию», — говорит уже не Адлер, а бихевиористУотсон.

Гуманистический психоанализ (ЭрихФромм).

«Счастлив тот, кто живёт в гармонии с

собой. Разлад наступает тогда, когда вас

принуждают быть в гармонии с другими».

Оскар Уайльд

Эрих Фромм является одним из наиболее ярких представителей школы неоф­рейдизма. Он считал, что в процессе развития человек приходит к индивиду­ализации, то есть к обособлению, и в результате этого у него появляется чувс­тво одиночества. Кроме того, у каждого человека также присутствует чувство неуверенности, ведь социальная система, навязывая ему свой ритм, превратила его в винтик.

Задачей психоанализа, считает Фромм, является выработка средств, с помощью которых человек избавляется от чувства безнадёжности.

Существуют следующие бессознательные механизмы избавления от этого чувства:

1. Стремление к господству или стремление к подчинению. Так, ребёнок, кото­рого тиранил отец, может защитить себя, приспособив свою систему эмоций к беспрекословному повиновению. Став взрослым, он будет находить удоволь­ствие в подчинении — жене, начальнику и так далее (мазохизм). Другой же ребёнок, восстав против отцовского авторитета, может найти удовольствие в разрушении, тирании, стремлении к господству (садизм).

2. Стремление к разрушению внешнего мира (деструктивизм) также является способом самоутверждения, бегства от собственного бессилия.

3. Человек начинает усваивать тот образец личности, который навязывает об­щество. Он перестаёт быть личностью. Мысли заменяются псевдомыслями (автоматический конформизм).

Так как этот тип людей наиболее распространён, рассмотрим его поподробнее.

Стиль жизни, который большинство людей находит в современном обществе, — это принятие мышления и поведения, навязываемого окружающей средой. Человек становится таким, каким другие ожидают его видеть. Этот механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых животных: они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно отличить от неё.

Человеком, который уничтожил свою индивидуальность и стал автоматом, таким же, как и миллионы других автоматов вокруг него, не владеет больше чувство одиночества и тревоги. Однако цена этому — потеря самого себя.

Предполагается, что большинство из нас — индивидуумы, способные думать, чувствовать и действовать так, как нам нравится. Каждый искренне верит, что он — это он и что его мысли, чувства и желания — действительно его.

Когда кто-то говорит «я думаю», прежде всего мы оцениваем, верно или невер­но то, что он думает, а не то, он ли думает. На следующем примере мы убедим­ся, что выражение «я думаю» вовсе не означает, что думаю именно я, говорит Эрих Фромм.

Также формируется мнение основной массы людей об искусстве. Средний че­ловек, который идёт в музей и видит картины, например, Рафаэля или Репина, оценивает их как прекрасные и впечатляющие. Но на самом деле у него нет внутреннего отклика на картину. Он считает её прекрасной, так как знает, что этого от него ожидают. Посещая театр или филармонию, он «восторгается» чу­десной игрой.

Художники, музыканты, артисты зачастую искусственно создают себе имидж. Публикации хвалебных заказных статей в прессе, частые показы по телевиде­нию — и подавляющему большинству людей этого достаточно, чтобы иметь «своё» положительное мнение о том-то и о том-то.

Всё, о чём мы говорили, является верным не только для мышления, но и для чувств и желаний. Большинство людей убеждены, что если они чего-то хотят, то они действительно хотят этого. Но это одна из самых больших иллю­зий. Большинство наших желаний или решений не являются нашими собственными, а навязаны извне, и мы успешно себя убеждаем, что сами приняли эти решения, в то время как в действительности мы, движимые бес­сознательным страхом и угрозами комфорту, только подчинились ожиданиям других.

Подмена подлинных актов мышления, чувств и желаний псевдоактами ведёт в конце концов к замене подлинной личности на псевдоличность. Таким образом:

Подлинное Я — это Я, которое является инициатором умственной актив­ности.