Смекни!
smekni.com

Анализ феномена культуры в философских воззрениях (стр. 8 из 8)

Особенности педагогического творчества позволяют понять полнее взаимосвязь педагогического творчества и педагогической культуры, их взаимообусловленность.

Одним из условий возникновения педагогического творчеств является высокая общая и педагогическая культура учителя, овладение мастерством, умением оптимально выбирать методы и приемы обучения и воспитания. Второе условие – социальный опыт, умение видеть в сегодняшнем развитии завтрашние задачи.

Говоря о шестой взаимосвязи педагогической культуры и педагогического творчества, можно утверждать, что педагогическая культура представляет собой явление динамичное, постоянно изменяющееся в процессе своего развития, приобретающее все новые оттенки и черты.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что чаще всего среди структурных компонентов педагогической культуры называют: личностные качества /66,9%/, профессиональные знания /66,2%/ и умения /56,8%/, педагогический опыт /16,8%/, творческий подход к решению педагогических задач /30%/.

Но, несмотря на многообразия компонентов педагогической культуры, мы не встречаем такого важного компонента, как педагогическая интуиция.

По нашему мнению, педагогическая интуиция является одним из системообразующих компонентов педагогической культуры, определяющим моментальный и безошибочный выбор метода, приема, слова, интонации. Педагогическая деятельность не мыслиться без чутья, предвидения, интуиции, импровизации.

Если учесть неполноту и приблизительность информации, которой располагает педагог, многообразие возможных вариантов, ограниченность времени для поиска решений, то становится понятием, что в таких условиях точный расчет очень часто просто невозможен, а интуитивное предвосхищение может оказаться точнее всяких логических выкладок. Интуиция, педагогическое чутье часто заменяют опытному учителю логические рассуждения.

Понятие «интуиция» не является понятием устоявшимся и однозначно определенным. Словари дают самые различные определения: «Знания, возникающее без осознания путей и условий его получения» /85/; « способность постижения истины «путем прямого ее усмотрения, без основания с помощью доказательства» /16/.

Интуиция является сложным феноменом , который рассматривается в философской (гносеологической, эстетической), психологической (психология творческой деятельности, психология личности, психология мышления, психология эмоций, психология принятия решений) и различный специальной (биологической, медицинской, нейрофизиологической и другой) литературе. Но более важными с точки зрения изучения сущности интуиции являются философские и психологические теории.

Философия рассматривает интуицию лишь как продукт познавательной деятельности человека. Изучение конкретных механизмов решения познавательных задач не составляет задачи философии, эта задача в первую очередь психологии.

В целом психология является тем звеном, без которого невозможно создать полноценного феномена интуиции. Если философский аспект рассмотрения философии заключается в выяснении способа получения, изменения, движения знания, в поиске методологической основы, в выяснении социальных корней, то психологический – в рассмотрении феномена интуиции с точки зрения психологической деятельности и состояний выяснения действующих механизмов психики. Этот подход важен и потому, что позволяет рассматривать интуицию в любом конкретном виде деятельности.

В психологии интуиция рассматривается как новообразование в психологии человека, которое основано на знание и опыте, которые определяют действия человека как бы без предварительного анализа, мгновенно, но вдохновенно. Она помогает найти правильное решение в условиях недостаточности информации и времени, на основе ориентированного поиска и экстраполяции. А такой дефицит всегда огромен там, где дело касается живого человека.

Педагогическая интуиция не случайное явление, а закономерный и важный компонент творческой деятельности учителя, его педагогической культуры, выступающей как средство оперативной корректировки педагогического замысла.

По источнику возникновения интуиция может быть чувственной (в том числе физиономической) и интеллектуальной (творческой).

В общих чертах интеллектуальная интуиция – это постижение истины умом, а чувственная – это познавательная деятельность: результат ее – вербализованная истина в виде понятия, закона, идеи. Здесь образно-эмоциональные формы мышления приводят к «прорыву» невербализованных образов, эмоций в формы слова, к словесной формулировке мыслительных образов или выстраиванию ассоциативной цепи по самым неожиданным основаниям. Чувственная интуиция – это преобразованная деятельность (практическая), в которой знания «знание возникает и существует» т.е. играет вспомогательную орудийную роль, где вербализованные логические понятия входят в образно-эмоциональные модели мышления, где непосредственное мышление может быть невербализованно, а воплощено сразу в действие, образы чаще наглядны и связаны именно с чувственным уровнем /43/.

Компоненты (слагаемые) чувственной интуиции: острая наблюдательность, цепкая память, быстрые ассоциации, безупречная логика. Основной принцип чувственной интуиции – принцип теста: по деталям о целом, по малому о малом.

Надо сказать, что многие опытные педагоги владеют в совершенстве чувством интуиции.

Высшим проявлением интуиции является интеллектуальная (творческая) интуиция, т.е. по определению Е. Н. Князева «достижение состояния инсайта, само достраивания – переход от простой структуры к сложной, саморазвитие, усложнение первоначальной структуры.

Творческая интуиция возникает у человека только на уровне высшего проявления мастерства, когда есть уже глубокие знания своего предмета и необходимый опыт, когда необходимая информация выводится из-под контроля сознания, вытесняется автоматизмы, отпускается в подсознание. В результате освобождается поле для свободного конструирования, для игры ума, для интуитивного видения, для вспышек и озарения.

Кроме того, успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько удалось исследователю освободится от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и вместе с тем сократить увлеченность задачей.

В своем развитии творческая инициатива проходит несколько этапов. Английский ученый Г. Уоллес выделяет 4 стадии: подготовку (охват максимально возможного разнообразия элементов знания), созревание (переоценка ценностей знания), озарение (прорыв в незнаемое) и проверку. Центральным моментом считается - интуитивное охватывание искомого результата.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что даже высший уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитость необходимых личностных качеств не обеспечивают полного становления педагогической культуры, т.к. остается несформированной педагогическая инициатива, которая предполагает:

1. Способность к прогнозирования, умению предугадать, предвосхитить все те ситуации, которые могут возникнуть в ходе педагогической деятельности;

2. Способность к педагогической импровизации, нестандартном, неожиданном подходе к организации учебно-воспитательного процесса;

3. Эвристическое мышление, быструю ориентацию, острую наблюдательность, цепкую память, безупречную логику;

4. Широту ассоциаций, легкость ассоциирования отдельных понятий.

5. способность студента к узнаванию, к распознаванию образа по детали, к свертыванию мыслительных операций, к аналогии;

6. степень оперативности принятия решений в условиях дефицита времени и информации.

Таким образом, педагогическая интуиция – дни из ведущих компонентов педагогической культуры, важнейшее качество педагога, определяющее моментальный и безошибочный выбор метода, приема, слова, интонации. Педагогическая деятельность не мыслится без чутья, предвидения, интуиции.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил прийти к выводу, что педагогическая культура, являясь специфическим приложением общей культуры, представляет собой больше интегральное социальное качество личности преподавателя, которое объединяет процесс и результат педагогической деятельности, обобщенный показатель профессиональной компетентности и цель профессионального самовоспитания.

Педагогическая культура – это осознанная система, которая включает в себя профессионально – значимые личностные качества педагога, профессионально – необходимые знания, умения и навыки, педагогический опыт, творческий подход к решению задач обучения и воспитания, педагогическую интуицию; целостная система, которая имеет собственную организацию, избирательно взаимодействует с окружающей средой и обладает интегративным свойством целого, не сводимого и свойствам отдельных частей.