Смекни!
smekni.com

Общественная педагогика (стр. 2 из 2)

Так двигаясь по исторической «арене» мы добрались до Средних веков. Здесь, невероятно сильно, были проявлены индивидуалистические начала в человеке. И о какой же народности образования может идти речь, когда были частично временно, а частично навечно устранены работы «древних» по этому вопросу. Тут дела обстояли весьма оригинально, настолько оригинально, что эта апогея индивидуализма переросла в другую ее форму, когда гении начали думать о «простых смертных», и сотворился ароморфоз, который назвался Возрождением. Возрождение – это по своей сути продолжение Средних веков, где заполыхали пожары инквизиции, пожирающие людей, не страдая при этом несварением желудка. Также это была эпоха, когда люди начали раскрепощаться, в головах стали появляться хорошие и светлые мысли не только о боге и о себе , чрезвычайно любимом, но и о ближнем своем, причем не «возлюби», но «научи», что было очень важно. Это было время торжества искусства, торжества в лице человека, но не бога! И не просто человека, а поистине «Homo sapiens’а»! Ибо это стало начало зрелости человечества. Тогда же начались кропотливые и грандиозные роботы выдающихся педагогов, ибо они увидели и сказали, то, что нужно было образованию. И что радостно, общество, как в лице простого народа, так и в лице «сильных мира сего» сие благое начинание подхватило, и о чудо! Это начинание дало результат, да еще какой, взгляните на современную Европу, и вы увидите этот результат, пусть Европа уже не та, пусть отношение к человеку уже не то, но какое основание под ногами у старушки Европы! Да в эти поистине великие времена творили педагоги, которые не только смогли заложить основы современного воспитания, не только впервые смогли осознать и объяснить необходимость всеобщего, по существу народного образования, но и, что самое важное, они смогли обучить общество, ибо оно поняло значимость открытий. В целом они совершили тот прорыв, который позволил возродить, хотя уже частично, Великие Античные знания – опыт и умения древних. Но это Возрождение было не бездумно, а осмысленное, проработанное, продуманно. Воспринимая эти истинны уже более раскованным разумом. Они горели в огне, а они выстояли! Их истязали, их пытали, а они выстояли! Они – это истинные гении эпохи Средневековья, пусть они во многих вопросах ошибались, но они пытались, и это самое главное, ибо начался тот тотальный сдвиг устоев в обществе, который вызвал в итоге грандиозные перемены, оные идут и по сей день во всем мире! Они возрождали знания, что в конечном счете сделало реальным их возрождение и вечную жизнь в умах потомков и на страницах книг! В эту эпоху закладывались основы всего, причем на базе древних знаний, которые в переработанном и осмысленном виде дали огромный стартовый капитал знаний для новых наработок!

Далее шли еще эпохи, но в принципе эти эпохи, не принесли таких титанических изменений, как только что описанная эпоха. Ибо они лишь улучшали уже достигнутое. Разве что хотелось бы отметить интерес к подготовки педагогов, появившийся в 19 веке.

Я остановлюсь подробнее на современной вехе развития общественной педагогики. Эта веха стала новым этапом развития педагогики, и общественной педагогики в частности. Ключевым словом здесь будет слово - компьютер или какие - либо его заменитель. Истинно компьютер начал новую эру в методологии образования, он увеличил качество и количество образования по всем показателям и направлениям, причем столь внушительно, что принебригать этим просто глупо. Для педагогики открылись новые горизонты, которые как минимум еще два - три века не будут исчерпаны. В частности методы комплексного аудио - визуального обучения можно применять на практике в школах, дошкольных учебных заведениях и профессиональных учебных заведениях, в том числе и высших. Это могло бы дать очень большой прирост качества образования, а также вмещать просто титанические объемы информации в небольшие, чрезвычайно сжатые сроки. Причем, что самое интересное, без потерь в качестве усвояемого материала, но даже с повышением сего бесценного качества! Ну вот подходит к концу мой риторический экскурс в историю и я бы хотел на основе вышесказанного провести линию особенностей современного общественного образования.

Эпоха за эпохой люди накапливали знания, они стремились к новым горизонтам, они рвались вперед познавая непознанное, иногда эти рывки были внушительны, иногда не очень. Иногда требовалось притормозить для обобщения всего накопленного материала, а иногда были капризы тормозящие развитие. Но вот что особенно в этом развитии - оно всегда идет по линии от индивидуальности к народности, петляет, но идет. На мой взгляд это связано с феноменом так называемой "отработки технологии", в частности образовательной технологии. Ибо в начале все опробуется на небольшом количестве людей, так сказать - тестирование, а потом идет в массы для принесения истинной пользы! Я сугубо субъективно всю историю педагогики на следующие этапы : Первый идет от "сотворения человека", в смысле способного мыслить, и до 476 года нашей эры. Так называемое "детство человечества". Второй этап у меня идет от окончания первого до второй половины девятнадцатого века, то есть до создания первых вычислительных машин. Это у меня "юношество человечества", ибо люди еще на так изменились, мир еще не так изменился, но уже это не малый карапуз, человек уже умудрен опытом и думает, что ему все можно, и он все может. Так называемое проявление юношеского максимализма. Третий и на данный момент заключительный этап идет от создания первой вычислительной машины, и длится по сей час. Это эпоха становления человека, в прямом смысле слова, ибо мы начинаем замечать все то, что было до нас, то, что боялись увидеть, то, что боялись узнать. Мы ищем всюду и все, и я уверен мы найдем что ищем. Этот этап ознаменовался бурным всплеском открытий, причем не только научно - технических, но открытий связанных непосредственно с человеком, его разумом, его душой, его телом. Мы стали смотреть на вещи более непредвзято, мы стали умнее, мы стали взрослее.

Но педагогика прошла с нами через все века существования человека, и в каждой эпохе понимание этого понятия было своим. Так как же сейчас понимается общественная педагогика? На мой взгляд, причем сугубо субъективный, это искусство (в первую очередь, ведь любая наука, любая вообще творческая деятельность - это прежде всего искусство) передавать знания обществу самим обществом. А согласно пословице - Ars longa, vita brevis, любой элементарный "винтик" в этом искусстве должен работать идеально. Но не только! Он должен не только четко выполнять и реализовывать все уже достигнутое, но и стремиться вперед, всем своим существом, по принципу - Любой рядовой, мечтает стать генералом! (Хотя бы раз наверняка мечтал!)

Существует мнение, что наступившая эпоха Водолея несет в себе больше гуманизма и человеколюбия, нежели войны, хотелось бы верить, ибо война нужна хотя бы для того, чтобы показывать всю свою ужасность, кровожадность и очень часто моральную необоснованность! Но скажем "Отечественные" войны - совершенно другое дело. А пока рождаются новые поколения желающие "легких" денег, прижимая при этом к телу какое - либо оружие, мы должны давить на гуманитарные науки, ибо они поотстали. Ведь в нашем обществе, да и вообще во всем мире к власти пришли "люди", которые совершенно не ценят "человеческий фактор"! А ведь Александр Васильевич Суворов громил вражьи полчища не числом, а силою. Ибо он считал, что сила армии не в числе и полководце есть основная, а в солдатах, то есть в людях. И его "чудо - богатыри" - обычные люди, стали непобедимы, ибо Суворов и его "богатырская дружина" не понесли ни одного поражения, в каких бы ситуациях они не находились. Вспомните переход через Альпы! Ну разве могли бы эти хваленые американские солдаты пройти хотя бы четверть пути этих поистине великих людей! На мой взгляд - ни за какие бублики; эти откормленные, самодовольные людишки даже из своего Hammer'а не вылезли бы, дабы не продуло. Вот что значит человеческий фактор! Это я к тому, что подготовка любого специалиста должна стать основательной, он должен быть не однобоко специализирован согласно западной идеологии, а всесторонне развитой и чрезвычайно высоко эрудированной личностью. Именно личностью, личностью в составе общества, а не отдельно от него. При этом с высокой степенью интеграции в общество, для принесения наибольшей выгоды обществу. Ибо истинно человек не принадлежит себе, он принадлежит обществу его воспитавшему, и пользу в первую очередь он должен нести не себе, этому самому обществу. И что самое интересное, при этом не забывая о себе. Так сказать распределяя внимание. В этом, на мой, сугубо субъективный взгляд, должна крыться основа смысла воспитания сограждан в обществе. То есть, по сути, по мимо непосредственно образовательного смысла, должна присутствовать и данная идеологическая линия. Ведь никто не может отрицать, того, что любой образовательный процесс несет в себе дополнительно и идеологическую нагрузку и функцию, в некоторых случаях эта функция основная, однако, это уже не образование, а пародия на него. Мы ворвались в двадцать первый век на лихом "технологическом коне", но еще не известно, вывезет ли он нас в двадцать второй век? Ибо упуская гуманитарные факторы формирования личности в человеке, посредством общественного образования, мы упускаем само формирование личности. Ведь не факт, что эта личность, наподобие частицы в Броуновском движении, не попадет в моральную трясину. А вы думаете откуда берутся маньяки, самоубийцы и тому подобная нечисть - это просто плохо воспитанные психи.

Ну и подводя итог, я хочу сказать, что не вижу нормального, с моей точки зрения, общественного воспитания ни в РФе, ни в мире вообще! За исключением кое где проскакиваемых моментов.

Я не вижу общественного воспитания в тех смешных заведениях, которые зовут колледжами.

Жан-Жак Руссо, "Эмиль или о воспитании".