Смекни!
smekni.com

Общественная педагогика (стр. 1 из 2)

Пусть есть превосходные яства, но не вкусив их, не познаешь их вкуса; пусть есть высшая истина, но, не учившись, не познаешь ее благодати. По этой - то причине, только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве; только начав обучать, узнаешь, что такое трудности. Но, познав свое несовершенство, можно заняться собой; познав трудности, можно себя укрепить.

Конфуций.

В начало моего эссе я поместил этот пролог, по причине особенности смысла моей темы. Конфуций говорил о человеке, а по существу и обо всем обществе в целом. К примеру, вспомните раннюю эпоху Средних веков - ведь это "глушь непроглядная" в смысле сознания людей этой эпохи, но взгляните на общество того периода, ведь оно под стать своим "гражданам". Это общество полно суеверий и предрассудков, научная мысль забита всяким бредом, потеряны знания и опыт уже созданные предыдущими поколениями людей, в частности Античной цивилизацией. Уточню то, что рассматриваю я Средневековье и иные эпохи на примере Европейской части земного шара, в противном случае я уточняю. Помимо непререкаемых суеверий в обществе, а как следствии и у людей этой "дремучей" эпохи, существовала еще великая доля фанатизма религиозного, жажды славы, и естественно наживы (одно другому не мешает). Но более всего удивляет наивность в людях и обществе того периода истории. Так что на мой, сугубо субъективный взгляд - любой человек - это зеркало общества, и наоборот. Проще говоря - любое общество достойно своих сограждан.

Я начал размышлять об обществе для того, чтобы сразу указать акцент в моем эссе - народность воспитания является воспитание обществом и общества самого (своеобразная форма самовоспитания или можно даже сказать самообразования общества). Здоровое общество порождает здоровых сограждан, а здоровые сограждане этого общества обеспечивают статус "здорового" у этого общества. Казалось бы, это представляет из себя замкнутую цепь, в которой уровень и качество каждого звена напрямую зависит от уровня и качества любого другого звена. Однако, это правило, как и все правила в мире имеет исключение. Это исключение зовется человеком. Действительно, вы можете сами понять это, для этого достаточно взглянуть в какой-нибудь энциклопедический словарь. И вы увидите всю мощь человека. Да пусть одаренных людей мало, по сравнению с населением земного шара, но именно они и разрывают, на первый взгляд, неразрушимую систему человек - общество - человек. Они становятся катализаторами внутри общественных процессов на локальных участках, вызывая ту необходимую активность общества, которая приводит к выходу на новый уровень сознания и знания. У кого - то это надобно идиоадаптация на старом уровне, а у кого - то это подобно ароморфозу, и эти индивиды становятся поистине гениями признанными миром и, что очень важно (на мой взгляд), собственным Я. Но встречаются и еще один тип одаренных людей, которые кладут все силы для сохранения всего традиционного, и тем самым, сознательно или не сознательно порождают своего рода деградацию. К счастью "добрых гениев" больше, и суммарное значение всего происходящего в обществе постепенно все же склоняется к положительному, а не к отрицательному значению. На этом закончим мое вступление и приступим к основной части, начав ее с истории согласно нерушимой традиции.

О Древний мир, как дик ты, как прекрасен! Ведь именно он положил начало начал, по сути, всему. И это грандиозная архитектура Древнего Египта, и этот замечательный финикийский алфавит, и эти ирригационные сооружения Междуречья, и законы Хаммурапи. В относительности их даже близко нельзя поставить с какими-либо изобретениями или сооружениями современности, все-таки не тот масштаб, не та значимость. История педагогики, официально отсчитывающаяся от трудов Марка Фабия Квинтилиана, но это научная педагогика. Истинно же педагогика зародилась намного раньше, вот вам, к примеру, можно представить такой момент - идет некий наставник, или даже можно сказать просто престарелый и умудренный опытом человек, где - то в Палеолите или Неолите, по опушке дикого, древнего леса, где бродят мамонты и мохнатые носороги, где пасутся огромные древние олени и вся природа дышит чистотой, красотой и некой первозданной дикостью. За ним плетется свора маленьких, лохматеньких и чумазеньких детишек, которым еще не так уж много лет от роду, при этом они создают много шума и гама ибо спотыкаются о коряги и свалявшиеся клочья старой и засохшей травы, поскальзываются на камнях и еще достаточно неуклюже ведут себя в лесу да и в мире в целом. Вот наставник останавливается , не спеша осматривается, жестом наводит порядок в нестройных рядах своих подопечных, далее он нагибается, начинает копаться в земле, за чем любопытно наблюдают эти несмышленые и не обремененные знаниями дети, и этот престарелый человек, вспотевший, от уже тяжелой для него работы, поднимает высоко руку с зажатым в ней корешком, так, чтобы всем было видно, и начинает неспешна, четко произнося каждое слово своего древнего языка, рассказывать о только что извлеченным на "свет божий" грязноватом и корявом корешке. Он говорит о том где эти корешки растут, как их находить, для чего употреблять и многое дурное - то, что уже кануло в лету и восстановить невозможно. Ну как вам не пример "наглядности" в обучении, обоснованный значительно позднее, однако, существовавший с момента начала социализации такого природного существа как человек. Наверняка внимательные карапузы подмечают некоторые, если не все, нюансы в особенностях их обучения. И те из них, которые доживут до глубокой старости, как их, уже к тому времени отошедший в мир иной, учитель, будут обучать детей используя эти приемы обучения, которые будут совершенствоваться от поколения к поколению и в результате станут такими, какими они есть в сей момент. Кстати, я только что привел еще и момент подготовки преподавателей. Я считаю, что практически все принципы обучения можно увидеть в деяниях древних, если нет, то можно ли сказать, что люди научились писать только с появлением официального учебника, скажем по грамматике! И пусть кинет в меня камень тот, кто воспротивиться сказанному, особенно в отношении письменности (кстати, обратно он получит поболее камней). Можно еще долго приводить неоспоримые доказательства в защиту моего умозаключения, однако, уже этого на мой, опять же субъективный взгляд кажется весьма достаточным зарождением педагогики еще намного раньше Античности, но не на бумаге и в пышных, украшенных льстивым красноречием словесах, а в головах людей. Впрочем так зарождалось большинство наук, особенно в древности. Тогда же в древности, в эти архаичные эпохи и зародилась идея народного воспитания, которая как и ныне отражает потребность общества людей в необходимости хотя бы некого первоначального образования, которое помогает самому обществу выжить. Кстати, живучесть общества этим и определяется, точнее это один из ведущих параметров. В том же случае, если обучать только небольшую группу избранных "человеков", то общество не будет в состоянии понять своей, в данном случае, ведущей части. И это, согласитесь, весьма нехорошо для общества в целом, так как человеческий фактор, как ведущий, отойдет на второй план, а также живучесть такого общества будет на нуле в связи с необычайно низким патриотизмом, да вообще национальным самосознанием. Проще говоря, получится историческая зарисовка на тему : "Пастух пасет стадо безмозглых баранов!.. ".

После поистине Великой Древности наступила не менее Велика Античность, то есть эпоха Величайшей Греко-Римской культуры. Той самой которую называют "колыбелью человечества", в принципе только западной цивилизации, однако очень сильно повлиявшей на культурное и историческое развитие планеты в целом. Да, Античность - это поистине "колыбель мира", ибо здесь оформились многочисленные науки, развивалась философия, которая и породила педагогику как отдельно обособленную науку, а также произошло много чего интересного. Особое место в Античной культуре и вообще эпохе, для понимания сущности и особенностей народного, то есть общественного образования, занимает Спарта и Афинская Республика. Но остановимся на Спарте. Именно в ней хорошо развилась интеграция человека в общество, а общество в человека, хотя и несколько грубовато. Древняя Спарта - это место, про которое можно сказать не лукавя : "Да, это истинно единый организм, с высокой степенью живучести, но не способный к эволюции!". Для Спарты было характерно высокая степень уничижения человеческих слабостей и человеческих жизней, что конечно на первый взгляд кажется ужасным, но это всего лишь необходимая потребность общества, в котором жили древние спартанцы, им калеки были не нужны, им были нужны физически здоровые сограждане. Хотя, по современным меркам система все ж чрезвычайно жестока. Но все же Спарта - это выдающийся феномен общественного воспитания, при чем феномен как в плохом ( в малой мере), так и в хорошем (в большей мере) смысле слова. В Афинах же обучение хотя и носило общественный характер в целом, но было аристократическим, что уже тогда показало всю необоснованность платного обучения, ибо учатся не способные к знаниям, а способные к широте кармана своих родителей, то есть до оплаты! На мой взгляд, эта проблема актуальна даже в наше время, ибо сейчас в вашей дорогой РФе, увы, забыли опыт предыдущих поколений, а зря! В Афинах развивалась система образования с отторжением от труда, так-так он был недостоин свободного Афинянина. Однако, на мой взгляд, зря, ибо уже на тот момент практика показывает, что материал усваивается лучше при непосредственном соприкосновении с объектом изучения или на примерах для непосредственной практики. Это уже нам привыкшим мыслить абстрактно, имеющих весьма приличный багаж знаний (по меркам того времени) легко воспринимать предмет обучения на слух, хотя скажем, маленькие дети даже в наше время сразу не в состоянии мысленно воспринимать информацию, то есть без примеров. В последствии некого времени это презрение к труду переняли древние римляне, хотя не сразу. Вначале у римлян понятие "гражданин" было связано не только с его прямым значением, но и с понятием "хороший земледелец" и "хороший семьянин", то есть была любовь к труду, которая в последствии была сведена к нулю. И эту лень утоляла поистине многомиллионная армия рабов. В принципе Античная эпоха сыграла существенную роль в развитии народного образования, но не более чем оформила народное образование и стала логическим заключением эпохи Древности, которая хоть и делится на части, но не в истории образования (я думаю именно так согласно своим знаниям и убеждениям).