Смекни!
smekni.com

Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского (стр. 6 из 8)

В «Родном слове» и «Детском мире» последовательно и с большим мастерством воплощены также ведущие ди­дактические принципы К. Д. Ушинского. Материал учеб­ников подобран и расположен таким образом, чтобы по­буждать учащихся самостоятельно решать трудные, но посильные задачи, чтобы «дитя постепенно переходило от явлений простых к явлениям сложным» (VII, 252), чтобы учение было основательным и в то же время сообразным возрасту ребенка.

С такой же полнотой К. Д. Ушинский реализовал в своих учебниках идею звукового аналитико-синтетическо-го метода обучения грамоте, который явился настоящим переворотом в системе начального обучения.

Существовавшая до Ушинского схоластическая система преподавания грамоты по буквослагательному методу не только затрудняла приобретение навыков чтения и пись­ма, но являлась, по мнению Ушинского, системой отгора­живания, изоляции широких масс народа от культуры, препятствием на пути их образования. Звуковой метод способствовал демократизации образования, давая воз­можность каждому ребенку без особого напряжения, быстро, сознательно и основательно овладевать навыками чтения и письма. Важнейшее значение звукового метода, говоря словами Ушинского, заключалось и в том, что он способствовал «умственному развитию дитяти, тогда как прежняя [метода] останавливала и замедляла это развитие» (VI, 270).

Высокий научно-методический уровень учебных книг К. Д. Ушинского, их светско-реалистическое направление сделали их лучшими учебниками своего времени, заслу­жившими всенародное признание. В полной мере сбылись слова Ю. С. Рехневского, известного публициста и друга К. Д. Ушинского, писавшего в 1871 г., что «Родное слово» и «Детский мир» займут в истории образования такое же место, как «Мир в картинках» Я. А. Коменского. «Родное слово» свыше 50 лет было незаменимым учебником русскойначальной школы и издавалось почти 140 раз многотысяч­ными тиражами.

Высокую оценку «Родному слову» давали представители прогрессивной педагогики нерусских народов, входя­щих в Российскую империю. Классик грузинской педа­гогики, последователь Ушинского — Яков Гогебашви-ли считал «Родное слово» «талантливейшим творением», непревзойденным учебником родного языка для началь­ной школы.

Совершенно иным было отношение к «Родному слову» и «Детскому миру» представителей официальной педаго­гики и руководителей ведомства просвещения. Члены Особого отдела Ученого комитета министерства народ­ного просвещения А. Филонов, А. Радонежский и другие резко выступали против учебных книг Ушинского, обви­няя автора в атеизме и неблагонадежности. После смерти Ушинского реакционерам при прямой поддержке министра народного просвещения И. Д. Делянова удалось добиться в 1885 г. изъятия «Родного слова» из употребления в гим­назиях и уездных училищах. Еще раньше, в 1867 г., такая же судьба постигла «Детский мир», который был исключен министерством из списков пособий, рекоменду­емых для учебных заведений.

Однако несмотря на запрещения и всякого рода препят­ствия, учебные книги К. Д. Ушинского уверенно проби­вали себе дорогу в народную школу. И одна из основных причин их успеха заключалась в реалистическом направ­лении и демократическом содержании этих книг.


Глава 7

Вопросы воспитания

§1 Ушинский о воспитании

Исключительное внимание в своих трудах К. Д. Ушин-ский уделял вопросам воспитания. Он никогда не отде­лял обучения от воспитания. Напротив, говорил об их единстве, подчеркивая, что воспитательные задачи яв­ляются более важными, «чем развитие ума вообще, напол­нение головы познаниями» (II, 431).

К. Д. Ушинский считал, что вся деятельность школы должна быть подчинена воспитательным задачам. «К чему же и воспитание, если оно не будет действовать на нравст­венное и умственное развитие человека?..— писал он.— К чему учить историю, словесность, все множество наук, если это учение не заставит нас полюбить идею и истину?» (II, 22—23). «Только человек, у которого ум хорош и сердце хорошо, вполне хороший и надежный человек» (IX, 122).

Воспитание, писал Ушинский, должно вырабатывать у учащихся такие качества, как любовь к родине, гуман­ность, трудолюбие, правдивость, чувство ответственности, дисциплинированность, эстетическое чувство, твердая воля и твердый характер. Все эти качества он рассматривал не как изолированные и самостоятельно развиваю­щиеся объекты воспитания, а как стороны единого процес­са воспитания, которые в этом процессе, так же как и в действительности, переплетаются между собой и обуслов­ливают друг друга.

§2 Роль патриотического воспитания

Исходя из принципа народности воспитания, К. Д. Ушинский считал патриотическое чувство самым высо­ким, наиболее сильным чувством в человеке, «обще­ственным цементом», который «связывает людей в чест­ное, дружное общество» (II, 431). «Как нет человека без самолюбия,— писал он,— так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...» (II, 160).

Патриот, по мнению Ушинского,— это человек, подчи­няющий все свои личные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знания отдающий на благо роди­ны. «Мы считаем выражением патриотизма и те проявле­ния любви к родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказывать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авось пролетит и мимо»,— писал Ушинский (II, 474).

Разоблачая показной патриотизм представителей приви­легированных сословий, он утверждал, что только трудо­вой народ является подлинным защитником родины, всех ее благ и достижений, носителем самого высокого челове­ческого качества — гуманизма.

К. Д. Ушинский считал главной задачей школы воспи­тание у учащихся высоких чувств любви и преданности народу. Большое значение в связи с этим он придавал изучению отечественной истории — истории народа, его жизни и борьбы в прошлом и настоящем, изучению род­ного языка, литературы и особенно фольклора. Ушинский писал, что из уст трудового народа «льется чудная народ­ная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое сло­во, в которое, с помощью науки и сильно развитой мысли, вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова...» (II, 555).

Содержание рассказов, стихов, статеек и пословиц, помещенных в учебниках Ушинского, отражает героиче­скую историю и трудовую жизнь русского народа. Под­черкивая значение народных пословиц, Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны для первоначаль­ного обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями, может быть, ничем нельзя так ввести дитя в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа» (VI, 298).

§3 Принцип гуманного воспитания

К. Д. Ушинский стремился утвердить в школе принципы гуманного воспитания. Он писал: «Воспитание должнопросветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежа­ла ясно дорога добра» (II, 159). Ушинский неоднократно указывал на необходимость такой постановки обучения и воспитания, чтобы с самого начала развить в детях чув­ства бескорыстия, скромности и гуманное отношение к личности человека, без различия расы и национальности. Одной из главных задач гуманного воспитания, по мнению Ушинского, является развитие в человеке высоких нрав­ственных качеств — честности, справедливости, правди­вости, искренности.

Глубоко веря в возможности ребенка и уважая его лич­ность, К. Д. Ушинский отвергал гербартовскую теорию воспитания, основанную на подавлении, на ломке воли детей. «Чтобы выработалась воля,— писал он,— надобно дать ей упражнение и руководить этими упражнениями так, чтобы чувство победы препятствий не было подавлено чувством неудач. В самом стремлении человека к совер­шенству лежит уже залог того, что успех ободрит его... Воля крепнет от деятельности. «Ломать волю» потому только, что она воля дитяти, а не наставника, есть вели­чайшее безумие» (X, 168).

К. Д. Ушинский уделял серьезное внимание воспитанию эстетического чувства, подчеркивая значение для этой цели художественной литературы, музыки, изобразитель­ного искусства и особенно природы. «Странно, что воспи­тательное влияние природы, которое каждый более или менее испытал на себе...— писал он,— так мало оценено в педагогике» (XI, 56). Ушинский стремился воспитывать в детях способность чувствовать, переживать, наслаж­даться прекрасным. «Во всякой науке.— замечал он,— более или менее есть эстетический элемент, передачу ко­торого ученикам должен иметь в виду наставник» (X, 609). Не только содержание, но и форма обучения и воспитания должна развивать чувство любви к прекрасному.

§4 Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения. Человек-предмет воспитания.

Много ценных мыслей высказал К. Д. Ушинский по вопросам методики нравственного воспитания. Указывая на необходимость воспитывать сознательную дисциплину, он резко критиковал современную ему школу, в которой «дисциплина была основана на самом противоестественном начале — на страхе к учителю, раздающему награды инаказания. «Этот страх,— писал Ушинский,— принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, классной скуке и ли­цемерию» (VI, 258).

Все школьное учение и вся школьная жизнь, замечал педагог, должны быть проникнуты разумным и нравствен­ным началом. «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педан­тизма и, главное, постоянная разумная деятельность. Тогда добрые чувства и стремления сами собой разовьются в детях, а начатки дурных наклонностей, приобретенные, быть может, прежде, понемногу изгладятся» (VI, 259).