Смекни!
smekni.com

Педагогическое наследие Константина Дмитриевича Ушинского (стр. 7 из 8)

Одним из основных средств педагогического воздейст­вия К. Д. Ушинский считал убеждение. Но это средство, писал он, оказывается эффективным лишь тогда, когда учитель пользуется у детей авторитетом, когда между ним и учащимися установились тесные, доверительные от­ношения. Если же воспитатель находится в «официальных отношениях к детям», то не удивительно, что все его вос­питательное влияние «выражается только в ограничениях, стеснениях, запрещениях и внешней дисциплине, облегча­ющей его труд» (II, 529—530). К. Д. Ушинский неодно­кратно подчеркивал, что метод убеждения нельзя сводить только к «нравственным наставлениям». Убеждает не только слово, убеждает личный пример учителя и тот нравствен­ный опыт, который приобретается ребенком. «Напрасно ожидали бы мы,— отмечал он,— чтобы суждения и мораль­ные наставления уничтожили дурную наклонность». Необ­ходимо создать «сначала материал нравственности, а потом уже сеять ее правила» (X, 593). «Что касается до мораль­ных сентенций, то они едва ли даже не хуже наказаний... Приучая детей слушать высокие слованравственности, смысл которых не понят, а главное, не прочувствовандетьми, вы приготовляете лицемеров...»—писал Ушин­ский (VI, 260).

Своеобразное решение получила у Ушинского проблема поощрений и наказаний. Педагог считал, что если школа и семья разумно организуют весь процесс обучения и вос­питания детей, то перед ними никогда остро не будет стоять вопрос о наказании и других «излечивающих» мерах. «По­ощрения и наказания,— писал он,— уже не безвредные гигиенические средства, предупреждающие болезнь или излечивающие ее правильною нормальною жизнью и деятельностью, а лекарства, которые вытесняют болезни из организма другой болезнью. Чем менее нуждается шко­ла или семья в этих, иногда необходимых, но всегда ле­карственных и потому ядовитых средствах, тем лучше» (VI, 259).

К. Д. Ушинский выступал против всякого рода мер, отрицательно влияющих на самолюбие учащихся. Особоподчеркивал он вредные последствия искусственного воз­буждения соперничества среди детей, считая это антипеда­гогической мерой. «Воспитатель не должен никогда хва­лить дитя в сравнении с другими, но только в сравнении с его собственным прежним несовершенством или, еще луч­ше, в сравнении с нормою того совершенства, которое до­стигается»,— писал он (X, 321).

Из всех мер наказания К. Д. Ушинский наиболее прием­лемыми считал предупреждение, замечание, низкую оцен­ку поведения. При этом он подчеркивал, что особенно важ­но соблюдение педагогического такта и такое отношение к ребенку, которое бы не оскорбляло его личность в глазах всего коллектива.

Очень осторожно подходил Ушинский также и к мерам поощрения. Признавая материальные награды учащихся антипедагогическими, он придавал большое значение в деле нравственного воспитания моральному поощрению. «Дети,— писал он,— ненавидят учителей, от которых никогда не дождешься одобрения или признания того, что хорошо сделано... Это убивает стремление к совершен­ству». Ушинский требовал от каждого учителя вниматель­ного отношения к деятельности учащихся, признания их успехов с тем, чтобы развить в детях неутомимую жажду идти вперед, сделать эту жажду естественной потребностью каждого ребенка, качеством его личности.

Человек — предмет воспитания. Его воспитатели — семья, школа, народ, природа, жизнь в целом. Среди этих факторов воспитания руководящая роль, по мнению Ушинского, принадлежит школе. В школе, в этом «организме общественного воспитания, всякому назначено свое дело; но самый важный член в этом организме, без сомнения, преподаватель». «Многое, конечно,— писал Ушинский,— значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге: но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников» (II, 28, 29). В воспитании, подчеркивал он, все должно основываться на личности наставника, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой лич­ности. Никакие уставы, программы, никакие организа­ционные формы, как бы хитро они ни были придуманы, не могут заменить влияния личности учителя в деле вос­питания.


Глава 8.

Народный учитель. Его деятельность и основные качества

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде ста­тей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших на­ставников, специально подготовленных к ис­полнению своих обязанностей»

Понятие «народный учи­тель» в профессиональном смысле отсутст­вовало, поскольку не существовало и на­родной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немного­численных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.

В статье «О пользе педагогической ли­тературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, пока­зать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народ­ного учителя и сформулированы основные требования к нему.

В соответствии с идеей народности воспитания первым и основным условием плодотворной деятельности педагога К. Д. Ушинский считал его близость стремлениям и инте­ресам народа. «Желание крестьянина,— писал он,— иметь в своей школе настоящегоучителя, а не священника есть только типическое выражение совершенно верной и практической мысли» (III, 616). «Прежде всего и более всего,— подчеркивал Ушинский,— наше народное вос­питание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народных учителях,— народных непотому только, что они учат народ и в народных школах, а потому, что они вышли действительно из среды народа, вынесли с собой его лучшие, характеристические свой­ства...» (II, 487).

Говоря о качествах учителя, Ушинский отмечал, что учитель должен быть не только преподавателем, но прежде всего воспитателем. «В преподавателе среднего учебного заведения,— писал он,— знание предмета далеко не сос­тавляет главного достоинства. Трудно ли знать какой-нибудь один предмет в пределах гимназического курса? Трудно ли знать три, четыре такие предмета, занимаясь ими исключительно год или два? Но главное достоинство гимназического преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать учеников своим предметом» (II, 66).

К. Д. Ушинский считал недопустимой такую систему классных воспитателей, при которой преподаватель зани­мается только преподаванием, а воспитатель, находясь в классе вместе с ним, лишь наблюдает за порядком на уро­ке. Придавая исключительно большое значение единству в подходе к детям администрации школы, классного руково­дителя и учителя, К. Д. Ушинский решающую, ведущую роль в воспитании учащихся отводил именно учителю. Личный пример учителя, писал он, «это плодотвор­ный луч солнца для молодой души, которого ничем заме­нить невозможно» (II, 532).

Учитель, по глубокому убеждению К. Д. Ушинского, должен любить свою профессию, с чувством ответственно­сти относиться к «высокому призванию педагога», к педа­гогическому делу, от которого во многом зависит будущ­ность народа и счастье родины. Он должен быть образован­ным, знающим свое дело, всегда заинтересованным в со­вершенствовании своих знаний и педагогического мастер­ства; должен обладать педагогическим тактом, отчетливо представлять цели своей деятельности. В противном слу­чае воспитатель, как бы он ни изучал теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателем. «Вверяя воспи­танию чистые и впечатлительные души детей, вверяя для того, чтобы оно провело в них первые и потому самые глу­бокие черты, мы имеем полное право спросить воспита­теля, какую цель он будет преследовать в своей деятель­ности, и потребовать на этот вопрос ясного и категориче­ского ответа»,— писал Ушинский (VIII, 19).

К. Д. Ушинский неоднократно отмечал, что учителю необходимо глубокое знание психологии. Он подчеркивал, .что педагог по самому существу своей работы не может не быть психологом. Педагог, писал Ушинский, изучает ребенка, его способности, наклонности, достоинства и недостатки, подмечает развитие его ума и руководит этим развитием, дает направление воле воспитанника, форми­рует характер, т. е. «ежеминутно вращается в области психологических явлений». Педагог, говорил Ушинский, «должен много учиться понимать душу в ее явлениях имного думать о цели, предмете и средствах воспитательного искусства, прежде чем сделаться практиком» (II, 25—26).

Разрабатывая проблему подготовки учи­теля, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в млад­ших классах, но и образцовыми препода­вательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, ка­ковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».

Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными зна­ниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.

Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) раз­работка наук, всесторонне изучающих че­ловека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2) подготовка ши­роко образованных педагогов; 3) распрост­ранение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. На­ряду с выполнением этих задач педагоги­ческие факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учи­тельские институты и семинарии.


Глава 9

Заключение

Велико значение К. Д. Ушинского в развитии отече­ственной школы и педагогики. С его именем связано соз­дание русской народной школы и оформление в России педагогики как науки. Его классические труды «Человек как предмет воспитания», «Родное слово», «Детский мир» и многие другие произведения получили широчайшую известность и вошли в золотой фонд русской и мировой педагогической литературы.