Смекни!
smekni.com

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора (стр. 6 из 14)

Эмоциональное восприятие народного искусства формирует способность к сопереживанию. Эта способность почти утеря­на современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого чело­века. Это одно из качеств личности, которое нуждается в реабилитации в высшей степени, и начинать это надо с раннего детства.

Если раньше чувство коллективизма вос­питывалось в пионерских и комсомольских организациях, то теперь его возможно фор­мировать только в групповых методах де­ятельности. В этом плане фольклор нео­ценим.

Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал - индивидуального и коллективного. Коллек­тивность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет кол­лективностью, а коллектив объединяется тра­дицией [44,c.15].

Для педагогики это имеет принципиаль­ное значение с точки зрения воспитания чув­ства коллективизма через вживание в традиции своего народа, путем приобщения к коллективным формам песнетворческих за­нятий. Коллективность в фольклоре как эсте­тическая категория реализуется в полном слиянии индивидуальности с коллективным творчеством: «слияние в одно целое различ­ных индивидуальностей с полным сохранени­ем свободы личности».

В обучении музыкальному фольклору при­нцип диалектического единства индивиду­ального и коллективного является осново­полагающим. Поэтому развитие индивидуаль­ных черт личности и ее (личности) способно­стей должно быть сопряжено с коллектив­ными формами исполнения: пение в хорово­де, пение с танцем, с постановкой и так далее.

Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, без­условно, эстетическое воздействие на вос­приятие личности. Однако это несравнимо с тем чувством наслаждения, которое, естест­венно, возникает у ребенка (да и взрослого) в момент участия в творческо-исполнительском акте. Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, прояв­лению ее потенциальных способностей, ини­циативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный ха­рактер.

В фольклоре традиционны не только стиль и форма, но и содержание, система об­разов, сам принцип отражения окружающей жизни. До сих пор некоторые фольклорные традиции живут и развиваются, особенно в ряде регионов в сельской местности, хотя и не столь широко, как в прошлые века; иные традиции претерпели качественные измене­ния в силу изменения социальных условий жизни русского народа. Фольклор - это твор­ческий организм, система творческого мыш­ления народа, выработанная вековыми традициями. Необходимо тонкое проникнове­ние в саму сущность фольклорного материа­ла, в глубинные слои народного художест­венного мышления [44,c.15].

Устойчивость традиций вовсе не отметает вариативность и импровизационность его ис­полнителей. Обучение музыкальному фоль­клору при соблюдении устойчивости традиций (например, в обрядах «Святки» или «Масленица») предполагает многовариативность, импровизационность при исполнении. Картавцевой М.Т. предлагаются основные тради­ционные обряды и тот репертуар, который мо­жет быть исполнен детьми. Однако сам праздник (например, «Масленица») зависит от активности, фантазии режиссера, который будет ставить этот праздник с детьми. Репер­туар масленичных песен богатейший, выбор огромен, главная же задача программы - дать канву, по которой каждый педагог-музы­кант, режиссер или хореограф вышьет свой индивидуальный рисунок [44,c.16].

Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей. Игровые фор­мы занятий естественно требуют специально оборудованных помещений: чистых, простор­ных классов (без парт) или аудиторий, где можно свободно «разыгрывать» пьесы и сказ­ки, «плясать» песни, «плести веночки», «во­дить хороводы» без ущерба для здоровья детей, наоборот, развивая у них мускулатуру, координацию движений, пластику, моторику, умение двигаться под музыку. Многие считал­ки, прибаутки развивают дыхание, способ­ствуют развитию дикции, формируют через слово, сказки, присказки, поговорки нацио­нальный характер мышления ребенка. Эти формы работы основаны на соединении при­нципов народной педагогики и того лучшего, что создано русской музыкальной школой прошлого и настоящего.

Принцип народной педагогики, в частности, состоит в передаче устной традиции детям и подросткам. Педагогика русской школы должна учитывать данную особенность. Фольклор значительно расширяет владе­ние русским языком (вербальные способнос­ти, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки русских народных сказок форми­руют и расширяют словарный запас ребенка. Достаточно вспомнить в этой связи, что язык Пушкина А. С. формировался в детстве под сильным влиянием сказок его нянюшки Ари­ны Родионовны. Мы знаем, что по богатству образов и красочности язык Пушкина А. С. не­повторим и до сих пор представляет интерес для изучения специалистами. Детские песни поддерживают интерес к поэтическому сло­ву, не дают угаснуть чувству юмора [54,c.18].

Импровизационная основа устного народ­ного творчества дает педагогу исключитель­ные возможности для свободного развития творческих способностей, фантазии детей. Воображение развивается только в творче­ской деятельности. Сейчас в ряде детских хо­ров сделаны попытки ввести импровизацию в качестве элемента творческого развития детей в фольклорном коллективе. Развитию творческих навыков на базе фольклора посвящен ряд работ автора. В названных ра­ботах изложена методика импровизации на основе комбинирования в одноголосии (на­пример — на интонациях народного песенно­го трихорда), а также импровизации на заданные условия (на данные поэтические тексты, на заданные ритмы и т.д.).

Творческий процесс активно вмешивается в процесс обучения по предмету «фольклор­ный театр».

Дети учатся владеть своим телом, изобра­жая под музыку «Скачущую лошадку», «Летя­щего жука», «Птичку», «Тающую Снегурочку» и многое другое Уроки изобразительного ис­кусства поддерживают творческую атмосфе­ру обучения. Например, педагог читает детям сказки или описание праздника «Масленица», а дети сами переносят сказочные образы и игровые ситуации на бумагу, причем в кра­сках создавая самостоятельно прекрасные картины (гуашь, акварель) [44,c.16].

Таким образом, творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и худо­жественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Тео­рия «переноса» творческих способностей поз­воляет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным про­странством, но будет востребован если не сейчас, то в XXI веке обязательно.

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

2.1. Характеристика музыкальных

способностей детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась в подготовительном классе музыкальной школы г. Катайска. В эксперименте участвовали 12 детей 6-7 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий эксперимент предусматривал решение следующих задач:

1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;

2. определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.

Для решения первой задачи нами были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.

Таблица 1

Компоненты развития музыкальных способностей детей

дошкольного возраста и критерии их оценки

Компоненты музыкальных способностей Критерии оценки компонентов музыкальных способностей
I. Музыкальный слух. 1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.2. Владение широким диапазоном голоса.3. Слуховое внимание.
II. Музыкальная память. 1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.
III. Чувство ритма. 1.Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Музыкальное движение. 1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа.
V. Творческие навыки. 1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами.

Таблица 2

Уровни развития компонентов

музыкальных способностей

Компонент Уровни

1.Музыкальный слух

Высокий Средний Низкий
-чистое интонирова-ние мел. линии;-слуховое внимание;-широкий диапазон голоса не менее (6-7 звуков). -правильное инто-нирование отдель-ных отрывков ;-улучшение после повторного показа;-небольшой диапа-зон голоса (4 звука);-слуховое внимание отрывочное. -не чистое интони-рование ;-отсутствие диапа-зона голоса;-нет слухового внимания.
2.Чувство ритма. -четкая точная пере-дача ритмического рисунка. -передача отдель-ных элементов ритмического рис.;-улучшение пока-зателей после пов-торного показа. -нет точности пе-редачи ритмичес-кого рисунка;-нет улучшений показателей после повт. показа.
3. Музыкальная память. -быстрое запомина-ние, узнавание, вос-произведение муз. материала;-наличие муз. "бага-жа" памяти. -неточное запоми-нание и воспроиз-ведение муз. мате-риала;-небольшой запас муз. "багажа" памяти. -несформирован-ность навыков запоминания, вос-произведения, уз-навания муз. мат.;-отсутствие муз. "багажа" памяти.
4.Музыкальное движение. -большой запас тан-цевальных движен.;умение передать ими характер образа. -ограниченный за-пас танц. движ.;неумение передать характер образа. -отсутствие запаса танцевальных дви-жений.
5. Творческие навыки. -умение досочинить мелодию, ритмичес-кий рисунок. -неуверенность в сочинении мело-дии, ритмического рисунка. -отсутствие навы-ка сочинения мелодии, ритмич. рисунка.

Для решения второй задачи констатирующего эксперимента давались следующие задания.