Смекни!
smekni.com

Развитие музыкальных способностей средствами музыкального фольклора (стр. 8 из 14)

В - высокий уровень;

Н - низкий уровень;

С - средний уровень.

Таблица 4

Уровни развития музыкальных способностей детей по

заданиям

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Зад.№1

кол-во % кол-во % кол-во %
1 8 6 50 5 42
Зад.№2 2 17 4 33 6 50
Зад.№3 2 17 4 33 6 50
Зад.№4 2 17 3 25 7 58
Зад.№5 3 25 2 17 7 58
Зад.№6 - - 8 67 4 33
Зад.№7 - - 3 25 9 75

Средние

данные

12 % 36 % 52 %

Уровни развития музыкальных способностей детей в процентном соотношении


Проценты

Высокий Средний Низкий

Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать следующие выводы:

1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально-творческой деятельности;

2. У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух и высокочастотный. Слабо развито чувство ритма, дети не справились даже с простейшими ритмическими заданиями, многим эти задания казались непонятными.

3. Дети не владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у них не развита достаточно дикция. При пении дети не пытаются слушать себя, правильно интонировать мелодию, многие просто кричат, захлебываясь берут дыхание.

4. У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения положительного результата. Дети не научены слушать и слышать музыку, анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности.

5. У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не разработанности механизмов музыкальной памяти.

В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в неразвитом состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.

Несмотря на выделенный низкий уровень знаний, умений и навыков дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей на доступном материале музыкального фольклора.

Для этого необходима методическая разработка музыкальных занятий с разнообразными заданиями.

2.2. Организация и руководство

процесса развития музыкальных способностей

старших дошкольников

Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы разработали технологию развития музыкальных способностей и сформулировали задачи формирующего эксперимента.

1. Разработать технологию развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

2. На основе технологии составить программу развития музыкальных способностей детей.

3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.

Формирующий эксперимент включал в себя 14 занятий, состоящих из заданий на развитие слухового внимания, мелодического, звуковысотного, тембрового слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, музыкального движения, творческих навыков в пении, движении, сочинении. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности. Все занятия формирующего эксперимента заимствованы у Михайловой М.А.

Единая структура музыкальных занятий обуславливала подбор одинаковых групп методов и приемов обучения: побуждения, убеждения средствами музыки, приучения, индивидуального подхода к детям.

Также данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.

В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.

Экспериментальная работа осуществлялась на всех занятиях на материале детского музыкального фольклора.

Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая и др.) во взаимосвязи и интегрировании.

Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.

Программа включала в себя 2 этапа.

1 этап – развивающий (занятия 1-10) был направлен на накопление навыков развития специальных музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, элементарны певческих навыков.

Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.

2 этап – репродуктивно-творческий (занятия 11-14). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

На основе данной технологии была составлена программа развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Программа развития музыкальных способностей оформлена в таблицу с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности разработанной нами программы.

Таблица 5

Программа развития музыкальных способностей

дошкольников средствами музыкального фольклора

Этапы № занятия Цели Содержание работы
I. Развивающий 1. Развитие слухового внимания, зна-комство с инструментом фортепиа-но, развитие умения различать зву-ки по высоте. Музыкальная сказка "Про Нину, кошку и пианино".
2. 1.Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистров;2.Развитие чувства ритма, знакомст- во с музыкальными инструментами;3.Развитие музыкальной памяти, снятие с голоса песенок р.н. "Зайчик", "Сорока". 1.Муз.игра "Уга-дай,чей голосок?"2.Муз.игра "Прогулка"3.Р.н.п. "Сорока","Зайчик".
3. 1.Развитие звуковысотных представ-лений, чистота интонирования звука разных ступеней.2.Развитие чувства ритма;3.Развитие муз. памяти, снятие с голоса простейшей попевки. 1.Муз.игра "Бубенчики".2.Муз. игра "К нам гости пришли".3.Р.Н.П."Солныш-ко".
4. 1.Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного вос-приятия мелодической линии.2.Развитие чувства ритма; умение соотнести характер музыки с изоб-ражением на рисунке; знакомство с жанром колыбельной песни и плясовой русской народной.3.Развитие певческих навыков. 1.Муз. игра "Кузнечик"2."Зайцы" муз. игра-загадка ("Ко-лыбельная" р.н.п., "Ах, вы сени" пля-совая р.н.)3."Дождик" р.н.п.
5. 1.Умение различать поступенное движение вверх и вниз мелодии; умение сопровождать движение ме-лодии движениями руки;тренировка слухового внимания.2.Развитие чувства ритма.3.Работа над певческими навыками. 1.Муз. игра "Лесенка-чедесен-ка".2.Муз. игра "Научи матрешек танцевать".3."Я на горку шла" р.н.п.
6. Развитие чувства ритма, слухового внимания, развитие певческого голоса, чистое интонирование мело-дии, соотношение ритма с изобра-жаемой схемой.
Муз. игра
"Тень-тень".
7. Дать понятие музыкального тембра, тренировка слухового внимания. "Кошка Мурка и музыкальные игрушки" -игра муз.
8.
1.Развитие тембрового слуха, закреп
ление развития чувства ритма, знакомство с новыми муз. инструм.2.Развитие активного внимания.
1."Определи инст-румент" муз. игра-загадка.2."Слушай хлоп – ки" муз.игра.
9.
1.Развитие тембрового слуха, навы-ка снятия с голоса попевки.
2.Развитие активного внимания, муз. движения, творческого воображенияинтереса к творческому заданию.
1.Муз.игра-загад-ка"Узнай, чей голосок?".2.Муз. игра-загад-ка "Чья очередь?"
10.
1.Развитие умения понимать содер-жание музыки, интереса к народной музыке, закрепить навыки слухового внимания.
2.Снятие с голоса и правильное интонирование народной песни.
1."Петя-пастушок" муз. рассказ.2. "Пастушок" , "Кукушка", "Коровушка" – р.н.п.
II. Репродуктивно – творческий 11.
1.Знакомство с навыками импрови-зации.
2.Развитие воображения и творчест-ва в движении, соотношение харак-тера движений и звучаний музыки, формирование поисковых действий при выборе выразительных средств передачи замысла своего движения; умение подбирать различные варианты движ. в передаче конкретного образа.
1.Игровые задания для развития импровизации в песенном творчестве.2. Муз. игра "Отгадай, кто мы?"
12.
1.Работа над пластической вырази-тельностью, дикцией, мимикой, артистизмом.
2.Овладение навыками сочинения на заданный текст, передача образа и характера сочинения.3.Развитие воображения, внимание, быстроты реакции.
1.Игра "Радуга появилась".2."Плясовая "-р.н.3."Попробуй уга-дай", "А я по лугу""Русская пляска", "Как на тоненький ледок", "Ах, вы сени" – р.н.п.
13.
1.Развитие чувства ритма и творчес-ких способностей с помощью шумовых муз. инструментов.
2. Развитие речевой интонационной выразительности в пении, деклама-ция стихов, фраз; развитие артистизма.
1."Заинька, серенький"- муз.игра.2. "Сказочное зак-линание"-игра.
14. Развитие творческих способностей, сочинение песни на заданный текст, импровизация ритма и мелодичес-кой линии песни. Сочини песню на текст, используя стишки-попевки – "Весна", "Осень", "Марш" – (Шиблицкая), "Колыбельная" – (Френкель).

При проведении занятия 1, "Сказка про Нину, кошку и пианино", дети с большим желанием и интересом откликнулись на побуждение слушать музыкальную сказку. Катя Б. отметила: "Я очень люблю слушать сказки, но музыкальных сказок еще не слышала". При чтении стихов дети раскрепощались, смехом, удивленными и одобрительными возгласами выражали свои эмоции, что говорило о доступности и легкости восприятия сюжета сказки. С любопытством и интересом дети рассматривали внутреннее строение фортепиано, пытались нажимать на клавиши в разных регистрах и слушать звук. "А можно мне самому пошагать по клавишам, как ходит мишка?" – спросил Андрей Г. "А мой мишка поменьше, он будет ходить быстрее. Вот так!" – пыталась изобразить Лена З. шаги своего мишки в нижнем регистре. Почти все дети изъявили желание изобразить шаги мишки, песенку птички, с чем каждый из них справился легко, произвольно нажимая клавиши в нужном регистре. "А я больше не буду по клавишам бить, а буду пианино любить, и оно будет петь мне песенки красивым голоском." – сказал Илья Д., с чем все ребята согласились. На задание нарисовать дома персонажей сказки дети откликнулись с большим интересом и желанием.