Смекни!
smekni.com

Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии (стр. 7 из 10)

Лес монументален, декоративен и красочен, в нем нет пределов эстетическому насыщению. Лес учит нас понимать прекрасное, одаривает нас радостью и великой духовной силой, побуждая к творческой деятельности. Лес обладает чудодейственным духовным влиянием на человека, является эмоциональным содержанием и стимулом творчества. Природа произвела одно из самых замечательных творений, эстетическое созерцание которого поистине не знает границ и рамок. В нашем восприятии леса она утверждает эту свою красоту.

Каждому человеку важно сформировать содержательное отношение к природе, воспитать в себе эстетическую зоркость и заинтересованность, научиться понимать красоту леса и отдельного кленового листа, цвета, рисунка и пластических свойств древесины.

Способность открывать и ценить совершенство природных явлений, наслаждаться их красотой- родовое свойство человечества; невосприимчивость к красоте природы или редуцированность «чувства природы» следует поэтому рассматривать как аномалии. Люди, страдающие эстетической слепотой и глухотой по отношению к природе, часто наносят вред, вытаптывают, рубят, уродуют, убивают ради своего охотничьего инстинкта сами не замечая этого. Такая атрофия ценностного отношения к природе- предельный случай, свидетельствующий о потребительской ориентации сознания.

Эстетическое познание животного мира.

Животные во всех их разновидностях являются по сравнению с растениями более высоким природным образованием. Путем длительного естественного отбора создавались все новые структуры и архитектурные конструкции этой разновидности живого. От самых простейших живых существ- к человеку, как к существу духовно организованному, - таков путь этой изумительной модификации жизни.

В основе объективно прекрасного в мире живой природы лежит органическая целесообразность. Эта красота заключается в единстве живого организма, в симметрии его строения. Многообразные формы симметрии, являющие собой анатомо- морфологическую, функцию, приспособительную целесообразность, имеют в живой природе непреходящее эстетическое значение.

Эстетические отношения человека к животным во многом определялись отношениями животных к человеку. Эстетическое отношение к животным неуклонно пробивало себе дорогу через множество преград, которые были обусловлены различными причинами объективного (человеческого) порядка. Были периоды когда чистый прагматизм заслонял от людей красоту мира, и на против животную природу эстетически и нравственно боготворили. Человечество, однако же, находило оптимальное решение вопроса, разумно сочетая практически полезный подход и эстетическое отношение к ним. Эстетическое отношение к животным расширялось вместе с успехами науки. Остается справедливым мнение, что люди видят вещи с точки зрения того, что знает о них эпоха. В век НТР это стало особенно заметно. После того как наука раскрыла непостижимо совершенное строение животных, давно и пренебрежительно названных «тварями», раскрылась собственная эстетическая красота этих «шедевров» природы, раздвинулись наши эстетические горизонты, в какой-то степени сблизились эстетическая и научная картины мира. Много способствует этому процессу бионика, изучающая живые структуры с целью их технического моделирования.

Многие сооружения насекомых , служат образчиком для человеческой деятельности, и привлекают эстетическое внимание людей. Это значит, что, не обладая эстетическим пониманием и чувством, животное обнаруживает психофизическую способность творить целесообразно без представления цели. Такое творчество является упорядоченным материальным выражением сущности данного вида. Оно прекрасно!

Тоже можно сказать о птицах, в этой летающей материи природа достигла высочайшего уровня развития. При виде птиц мы интуитивно угадываем или осознанно чувствуем простор, свободу!

Используя живую силу природы. Люди помогают ей в создании красоты.

Нами рассмотрены, с точки зрения эстетической, некоторые царства природы. Каждое из них по своему привлекательно- прекрасно, возвышенно. Разные царства природы в совокупности образуют конкретный ландшафт, естественно-эстетическое целое, представляющее собой пейзаж. Его духовный потенциал огромен, так как любой элемент пейзажа не просто обогащает другие, а эстетически усиливает их. Такой пейзаж есть прекрасная картина и вид природы в целом, пейзаж есть эстетический комплекс естественных факторов. Созерцание прекрасного пейзажа является эстетическим открытием непосредственной жизни природы в ее пластических образах, формах, цветах и звуках. Природа реализует способность любить и радоваться, духовно светлеть, насыщаться тем высоким смыслом и чувством, которые делают человека счастливым.Прекрасный пейзаж формирует эмоциональное равновесие, побудительным образом влияет на образ жизни и поведение человека, напоминая ему о возможности и необходимости быть лучше.

Все пейзажи- первозданные или рукотворные, представляют собой невесомую ценность природы, сокровенное общественное богатство. И человек должен организовывать надлежащее использование эстетических ресурсов природы.

Глава 2. Фотография как средство эстетического восприятия. Взаимосвязь искусства и фотографии.

2.1. Фотография как вид искусства.

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композиционную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась. Впрочем, все современные виды "технических искусств" - фотография, кино, телевидение - пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создания нового художеств, языка в рамках этих информативно-коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797- 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: "Живопись умерла с этого дня". В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: "...Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества". В 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец. статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства. Художник Деларош увидел в новом явлении его художественные особенности и его мощный художественный потенциал.

Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые "движущиеся картинки" (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это - не более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции - изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя "прочесть" фотографию как плоскостное изображение объёмного пространства - всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой - наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.