Смекни!
smekni.com

Развитие эстетического восприятия природы посредством фотографии (стр. 9 из 10)

Рассматривая проблему эстетического восприятия средствами фотографии необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Нужно так развивать его способности, его эстетическое восприятие, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством. Воспитание фотографией тем самым преследует цель, прежде всего воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит и его дальнейшее поведение". В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства фотографии, нужно знать, как воздействует фотография, в чем заключена ее воспитательная роль.

Существует несколько жанров фотографии: художественная, документальная, репортажная. Специфика каждого жанра фотографии в том, что они особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами: колоритом, композицией. Приведу отрывок из книги А. Гусеева "Искусство фотографии".

"Фотография обращена к нашему чувству цвета. Созерцая фотографию, скажем какой ни будь пейзаж, мы не только замечаем общий колорит, распределение цвета, гармонию тонов, их взаимную уравновешенность, но следим за композицией, точностью и выразительностью фотографии. Все это вместе дает нам реальную возможность приблизиться к постижению смысла, творческому сопереживанию. Мы замечаем, что во всей фотографии есть какая-то тревога, радость, спокойствие, она гармонично уравновешенна, сохранено ощущение гармонии с миром и она раскрывает нам этот пейзаж настолько, что по нему мы уже имеем представление о природе в целом. И мы понимаем, что перед нами одно из самых глубоких и прекрасных воплощений пейзажной съемки.

Каждый жанр и вид фотографии обращен к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды фотографии. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом, жанром фотографии. Только совокупность их может обеспечить нормальное развитие эстетического восприятия. Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам фотографии. Способности ребенка неодинаковы, и потому каждый волен, в соответствии с ними, предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид фотографии. Фотография должна быть доступна человеку, она имеет огромное значение в его индивидуальной жизни. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него искусства фотографии. Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно».

2.3. Восприятие природы младшими, школьниками посредством, фотографии

Взаимодействие ребенка и фотографии природы прежде всего начинается с восприятия. Особенностям восприятия детьми этих фотографий посвящен данный параграф.

Итак, фотография достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда она непосредственно воспринята школьником, когда освоена ее идейно-художественная сущность. Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия фотографии.

Можно выделить три важные этапа восприятия фотографий природы школьником.

К первому этапу освоения относится первичное восприятие, первичное творческое воссоздание в сознании художественных образов природы. Сущность этого этапа состоит в том, что первичное восприятие детьми необходимо продумывать. При первичном, неорганизованном восприятии, детьми, как правило часто упускается то, что показалось неинтересным, что прошло мимо их внимания ввиду недостатка жизненного опыта или слабости художественно-эстетического развития.

"В том, мимо чего прошел ребенок, нередко остается существенное и важное, без чего невозможно воспроизведение целостной картины пейзажа, его глубокое освоение".

С самого начала преподавания фотографии необходимо развивать в детях комплекс способностей всестороннего восприятия, соучастия в творчестве.

Первичное освоение предъявляет специфические требования к формам организации восприятия. уделять особое место в своей работе вопросам методики. "Наиболее эффективно первая встреча ребенка с природой происходит в форме свободного разглядывания фотографии. Педагог предварительно заинтересовывает детей, указывает, на что обратить особое внимание и побуждает к самостоятельной работе. Таким образом, реализуется педагогический принцип единства организации коллективной классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы.

Внеклассная и домашняя работа со своими более свободными формами постепенно становится органической частью учебных занятий. С этой целью учитель на уроке учит детей навыкам и приемам самостоятельной работы. На уроках приучают детей к коллективному рассмотрению снимка, индивидуальному рассмотрению. Все это позволяет детям в соответствии с заданиями учителя уделять серьезное внимание первичному восприятию вне урока: индивидуальному и коллективному просмотрам, совместным походам на фото-сессии.

На этом этапе можно использовать такие методы, которые стимулируют детскую деятельность по активному восприятию: заинтересовывают детей сюжетом фотографии, художественными приемами, используемыми автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины нужно привлекать исторический фото материал, дополнительные сведения о процессе создания фотографии.

В рамках внеклассных и домашних занятий предлагается дать детям задания по отысканию материала, характеризующего, рассмотренное ранее фото. Выполнение исследовательских заданий по сбору материала, касающихся создания пейзажного фото, обсуждение с детьми спорных мест в в той или иной фотографии, непонятных деталей и терминов — все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, порождают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы.

В педагогической практике предлагается привлекать и опыт личных отношений ребенка. Давать, например, творческие задания по сопоставлению, сравнению переживаний, возникающих в процессе рассмотрения фотографий.

Второй этап постижения фотографического изображения школьниками, можно охарактеризовать, как организацию процесса получения учителем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия фотографии. Сущность этого этапа заключается в том, что учителя предоставляют ребятам возможность творческого воспроизведения показанных пейзажных фотографий или их частей в собственной деятельности, чтобы выяснить стало ли та или иная фотография духовным достоянием школьника.

На этом этапе работы по восприятию фото произведения огромную роль играет анализ фотографий с самостоятельными оценками и проведение свободных творческих обсуждений и дискуссий. Использовать словесное описание сюжета данного фото, основной идеи, оценку композиции, средств художественной выразительности фотографии.

И третий этап освоения пейзажного фото школьниками, можно характеризовать как этап научного постижения фото деятельности, научного анализа.

В качестве главных методов на этом этапе выступают методы теоретического и научного анализа. Постижение ребенком фотографии с помощью анализа, можно организовать двумя путями.

Первый состоит в том, чтобы школьник сделал самостоятельную попытку теоретического осмысления. В различных формах ему даются задания: подготовить доклад, выступить в ходе обсуждения, составить критический обзор, вскрыть основную идею, описать сюжетную линию, дать оценку. В задания включаются требования выделить основные приемы, которыми пользуется фотограф, оценить его манеру, стиль, подачу.

Конечно, сам школьник не всегда сможет разобраться в сложных теоретических вопросах, даже если воспользуется консультацией и справочной литературой. Однако педагогические выгоды именно такого начала анализа фотографий состоят в том, что ребенок знакомится с широким кругом вопросов, осознает, как много нужно работать, чтобы проникнуть в тайну мирафотографии. У него возникнет и разовьется интерес и желание глубокого творческого освоения фотоискусства.

Третий этап восприятия художественного произведения несомненно важный, но на мой взгляд, его очень сложно осуществить в начальных классах, ввиду ограниченности знаний и развития аналитической деятельности младших школьников. Психологически важно, чтобы педагог, давая самостоятельные творческие задания, организовал их тщательный учет и разбор.

На основе первых трех этапов, можно предложить осуществить четвертый, этап повторного и вместе с тем нового, на более глубоком уровне восприятия и понимания идей и художественных образов, освоения фотографий. "Именно на этом этапе происходит глубоко индивидуальный внутренний процесс превращения идей для создания того или иного фото снимка в духовное достояние личности, в орудие мышления и оценки действительности, в средство духовного общения с другими людьми".

Фотограф с помощью создаваемых им образов видит в жизни важное, существенное, значительное и умеет ярко, образно показать это невидимое, вместе с тем важное всем. Это постижение уже открытого фотографом - сложный и многоступенчатый процесс. Глубоко понять его сущность, умело отобрать фотографии для постижения их детьми, учесть в связи со спецификой фото специфику форм и методов учебной работы в школе — все это необходимо для повышения идейно-эстетического воспитательного влияния фотографии на детей".