Смекни!
smekni.com

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (стр. 2 из 14)

То­ле­рант­ность — это не од­но и то­же, что тер­пе­ние или тер­пе­ли­вость. Ес­ли тер­пе­ние вы­ра­жа­ет чаще все­го чув­ст­во или дей­ст­вие со сто­ро­ны ис­пы­ты­ваю­ще­го боль, на­си­лие или дру­гие фор­мы не­га­тив­но­го воз­дей­ст­вия, то тер­пи­мость за­ключает в се­бе ува­же­ние или при­зна­ние ра­вен­ст­ва дру­гих и от­каз от до­ми­ни­ро­ва­ния или на­си­лия. Тер­пи­мость — это свой­ст­во от­кры­то­сти и сво­бод­но­го мыш­ле­ния. Это — лично­ст­ная или об­ще­ст­вен­ная ха­рак­те­ри­сти­ка, ко­то­рая пред­по­ла­га­ет осоз­на­ние то­го, что мир и со­ци­аль­ная сре­да яв­ля­ют­ся мно­го­мер­ны­ми, а значит, и взгля­ды на этот мир раз­личны и не мо­гут и не долж­ны сво­дить­ся к еди­но­об­ра­зию или в чью-то поль­зу.

То­ле­рант­ный под­ход, как и то­ле­рант­ная личность, пред­по­ла­га­ет, что те или иные по­зи­ция и взгляд лишь од­ни из мно­гих и не мо­гут включать в се­бя все ос­таль­ные. Эта си­туа­ция не за­ви­сит от со­стоя­ния или об­ла­да­ния зна­ни­ем, а в рав­ной ме­ре и от со­ци­аль­ной и по­ли­тичес­кой по­зи­ции. То­ле­рант­ная по­зи­ция и то­ле­рант­ная личность спо­соб­ны или хо­тя бы го­то­вы до­пус­тить это раз­личие и быть сто­рон­ни­ком плю­ра­лиз­ма. Соб­ст­вен­но го­во­ря, са­ма при­ро­да и про­бле­ма то­ле­рант­но­сти свя­за­ны с су­ще­ст­во­ва­ни­ем раз­личий и про­ти­во­речий, а так­же воз­мож­но­стью кон­флик­та. Но то­ле­рант­ность по­зво­ля­ет этой воз­мож­но­сти не толь­ко не реа­ли­зо­вать­ся, но да­же и про­явить­ся. Бу­дучи по­ро­ж­де­ни­ем по­тен­ци­аль­ной кон­фликт­но­сти, то­ле­рант­ность не по­зво­ля­ет ре­аль­но су­ще­ст­вую­щим в ка­ж­дом об­ще­ст­ве яв­ле­ни­ям не­ра­вен­ст­ва, со­стя­за­тель­но­сти и до­ми­ни­ро­ва­ния про­явить­ся в ма­ни­фе­ст­ных и на­силь­ст­вен­ных фор­мах.

Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:«…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».Здесь лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония отношений подразумевает, прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет определение «толерантности», предлагаемое в словаре «American Heritage Dictionary»:«Толерантность — способность к признанию или практическое признание, уважение убеждений и действий других людей».Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. [32,36] В “других” признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Для полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости — этносы в целом и представители конкретных этносов .

Всё же возникают новые вопросы:

Все ли люди, непохожие на нас, могут быть признаны как отдельные личности, представительствующие в тех или иных социальных и этнических группах? Не свидетельствует ли уважение (снисходительность) к другим об отсутствии личных ценностных ориентаций? Попытку ответить находим в отечественной «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая — непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами». Таким образом мы пришли к выводу, что толерантность распространяется на лиц (группу лиц), стремящихся к позитивному взаимодействию,упорядоченным отношениям, не нарушающих общечеловеческие законы бытия, не причиняющих вред другим лицам при реализации собственных свобод. Подобная логика рассуждения может встретить массу нареканий, ибо она где-то перекликается со старозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Вряд ли такой подход может дать положительные — в долгосрочной перспективе - результаты. Ученый-политолог из Оксфорда Джонатан Ролз полагает, что «общество имеет право на подавление и притеснение неадекватного субъекта только в целях самозащиты, когда этот неадекватный субъект демонстрирует нетерпимость,угрожающую общественному порядку». Сложно не согласиться с данным высказыванием, но дополнить его всё же можно. Прежде чем применять какие-либо меры по самозащите, следует проанализировать сложившуюся критическую ситуацию, постараться выявить причины ее возникновения (мотивы неадекватного поведения). И если хотя бы на мгновение возникает мысль о том, что неадекватность действия вызвана нашим поведением, нашей идеологией, то ни о какой тактике самозащиты речи быть не может. Причина негативных проявлений других — в нас самих, в нашей нетерпимости, когда-либо продемонстрированной. Всё тот же автор (Д. Ролз) утверждает, что «людям, проявляющим нетерпимость, не следует жаловаться, если по отношению к ним продемонстрирована нетерпимость».В «Политической энциклопедии» мы находим следующее определение «толерантности» - это «вовсе не слабость, а сильное, объективно положительное и выгодное для проявляющей ее стороны качество».[21,222]. Для многих из наших политиков это ответ на второй из сформулированных выше вопросов: толерантность — категория далеко не пассивная, это не только уважение чужих — при отсутствии собственных личных — ценностей, но позиция, предполагающая расширение круга личных ценностных ориентаций за счет позитивного взаимодействия с другими культурами. Так в понятие «толерантности» закладывается подтекст обогащения новым и иным культурным достояниям, социальным опытом. Своеобразие данного определения отнюдь не сводится к откровенному прагматизму, ибо толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека, независимо от его культурного и социального уровня. О некоем коэффициенте полезного действия толерантности речи, разумеется, не идет: тогда это уже «псевдотолерантность». В «Философском энциклопедическом словаре»[34,87] оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». Мы предполагаем, что это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как: