Смекни!
smekni.com

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА (стр. 9 из 14)

После презентации каждой из трех субкультур «зрители» высказывают свои суждения. После чего учитель подводит итог, отмечая, что отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры- весьма распространенное явление в обществе.

Работа в группах.

На этом этапе занятия педагог предлагает ребятам ещё раз поработать в группах. Их цель – найти причины негативного отношения к представителям какой-либо культуры, а также попытаться встать на их место и убедить окружающих ( в данном случае другие команды и педагога) изменить свое отношение на более позитивное (оно должно стать толерантным). После работы в группах следуют выступления представителей команд. Задача учителя – организовать эти выступления в дискуссию, инициируя дополнения и возражения со стороны других групп (единодушие – враг подлинного решения проблем). В процессе выявления причин межкультурной враждебности учитель помогает трансформировать мысли и высказывания школьников в более ёмкие и удобные для записи формулировки.

Подведение итогов.

В завершение урока предлагает каждому по очереди высказаться по сегодняшней тете, закончив фразу: «Культурные различия – это …»

Домашнее задание.

Придумать и описать (или описать реальную ) ситуацию, когда игнорирование культурных особенностей и культурный эгоизм приводили к трагическим последствиям.

Погружение в проблему: «встречи с представителями маргинальных слоев населения.

Представители микрогрупп кратко знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном дне. Особое внимание педагог просит обратить на отношение общества к этим людям (как выясняется весьма негативное).

Приложение № 6

Конспект

внеклассного занятия по русской культуре

Мини-конференция по теме: Л.Н.Толстой – великий гуманист.

Вопросы – установки к занятию:

1.Что я знаю о Л.Н.Толстом?

2.Что нового я узнал сегодня?

3.Чему удивился?

4.Что стал ценить?

Оформление доски: портрет писателя, книги с его произведениями.

Эпиграф занятия:

«Ему было близко все человечество»

В.Я.Брюсов

Ход занятия.

I. Беседа с учащимися.

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

- Почему имя Л.Н.Толстого известно людям?

- Что он создал?

II. Сообщения детей о Л.Н.Толстом.

1-й ученик:

Лев Николаевич Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Его отец, граф Н.И.Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать – урожденная княгиня Волконская.

2-й ученик:

Его предки были в родстве с Пушкиным, Трубецкими, Голицыными. Родовая усадьба Толстых называлась Ясная Поляна.

3-й ученик:

Первым произведением Толстого была повесть «Детство».

II. Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

Рассказы детей с комментариями учителя.

III.Толстой как писатель.

Чтение детьми отрывков из детских произведений Толстого.

IV. Заключительное слово учителя.

V. Ответы детей на вопросы-установки.

Внеклассные занятия в форме мини-конференции можно проводить по любому аспекту русской культуры. Перед проведением мини-конференции необходимо сформулировать вопросы-установки. В конце занятия формулируются 1-2 задачи на будущее.

Приложение № 7

Конспект классного часа на тему: «У истоков песенного искусства адыгов».

Цели классного часа: развивать творческую фантазию и воображение, выдумку, смекалку, воспитывать чувство прекрасного. На примерах песенного искусства адыгов воспитывать в детях любовь к Родине, гуманность, развивать в детях интерес к новому, прививать любовь к музыке и песне.

Оформление: выставка детских рисунков, на доске – название мероприятия.

Оборудование: эмблемы команд, магнитофон, фортепиано, мольберты, бумага, фломастеры, краски, кисти, призы, медали, табличка «жюри», карточки с цифрами от 1 до 10 для жюри.

Ход занятия.

Дети входят в кабинет под мелодию песни ДжахьнэкIо орэд.

I.Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Уважаемое жюри! Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на классном часе, посвященном народному музыкальному творчеству адыгов под названием «У истоков песенного искусства адыгов». Классный час проводится в форме игры – викторины.

В конкурсах будут участвовать две команды: «Адыиф», «Саусырыко».

Эмблемы команд изготовили сами ребята. Прежде чем начать наши конкурсы, хочется обратить ваше внимание на оформление кабинета. Все, что вы здесь видите, - это труд ребят и учителей. Над доской – рисунки ребят, представляющие различные виды изобразительного искусства.

II. Проведение конкурсов.

Конкурс I. Вызывается по одному участнику от каждой команды.

Задание: написать на доске как можно больше адыгских песен.

На выполнение задания дается 2 минуты.

Оценка жюри.

Конкурс II. Вызывается по одному участнику от каждой команды.

Задание: назвать какие жанры песен бывают.

На выполнение задания дается 3 минуты

Жанры песен:

1.трудовые песни (земледельческие, скотоводческие, производственно – бытовые).

2.обрядовые песни (культовые, производственно-магические, семейно-бытовые)

3.нартские ( о Саусырыко, Патаразе, Ашамезе, Шабатыныко)

4.историко-героические (исторические, героические).

5.песни-плачи.

6.шуточно-сатирические (бытовые, социальные, аллегорические: песни-басни.

7.лирические.

Оценка жюри.

Конкурс III. . Вызывается по три участника от каждой команды.

Задание: нарисовать героев адыгских народных песен.

На выполнение задания дается 5 минут.

Герои адыгских народных песен: Нарт Саусырыко, Нарт Патараз, Айдемиркан, Касей, Хатхе Кочас и др.

Учитель: - Расскажите о героях, которых вы изобразили. Чем они запомнились? Почему именно так вы себе их представляете?

Пример ответа детей: Нарт Саусырыко родился чудесным образом из камня. Его закалил кузнец Тлепш, после чего он превращается в неуязвимого «железного» человека. Но в его неуязвимом теле остается уязвимое место – колени, где прикасались щипцы кузнеца Тлепша во время закалки. Саусырыко погибает от удара по уязвимому месту.

Оценка жюри.

III. Подведение итогов конкурсов.

Награждение победителей и вручение призов.

Литература для учителя при подготовке к классному часу:

1.Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. – М.,1974.

2.Плотникова Е.Б., Дзуда И.А. Народная песенная педагогика как инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя// Начальная школа: плюс и минус, 2001 г. № 11, с.26-28.

3.Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен// Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1986.-выпуск VI.-с.117-145.

4.Шамина Л.В. Музыкальный фольклор и дети.-М.,1992.

5.Шу Ш.С. О музыкальном творчестве адыгов. Майкоп, 1992.

6.Чич Г.К. О народной песенно-музыкальной культуре адыгов// Музыкальный фольклор адыгов.- Майкоп, 1988.-с.18-37.

Приложение № 8

Тема «…Пушкин у нас начало всех начал…» (Творчество А.С.Пушкина как сила, пробуждающая в человеке стремление к прекрасному).

Цели. Сделать шаг к формированию понятия о значении творчества А.С.Пушкина для российской культуры; пробудить творческие способности детей.

Ход урока.

Учитель. На первом месте за наши знания мы были награждены тем, что слушали сказку в исполнении великолепного мастера слова артиста Игоря Ильинского. А сегодня мы будем сами выразительно читать отрывки из сказки Пушкина.

Выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…» и обсуждение.

Примерный перечень вопросов для обсуждения.

Было ли чтение товарища четким, ясным, достаточно громким?

Передана ли при чтении основная мысль эпизода?

Передано ли определенное отношение к героям или событиям?

Сумел ли чтец донести до слушателей красоту языка А.С.Пушкина?

Комментарий, включающий перечисленные пункты может быть дан при условии систематической работы и обучению детей выразительному чтению.

-При чтении или слушании сказок всегда возникают в воображении картины, которые хотелось бы перенести на бумагу. Дома вы постараетесь изобразить то, что особенно запомнилось, поразило при чтении «Сказки о царе Салтане…»

Демонстрация иллюстраций к «Сказке о царе Салтане…» сделанных детьми, и прослушивание рассказов, составленных по опорному плану.

-Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» и «Золотой петушок». А художник Врубель, слушая оперу «Сказка о царе Салтане…», написал удивительно красивую картину «Царевна-Лебедь». Знакомство с картиной происходит одновременно со звучанием фрагмента из оперы Римского-Корсакова.

Материал для учителя.

Николай Александрович Римский-Корсаков «…был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды». (Тарасов Л.М. Волшебство оперы. М.,1979).

Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки «Руслан и Людмила», а став композитором и сам обратился к творчеству А.С.Пушкина. В 1906 г. композитор начал работу над оперой «Золотой петушок». Опера «Сказка о царе Салтане…» написана к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» отвлекла художника М.Врубеля от работы над «Демоном», погрузила в мир музыки театра. Увлеченный образами Пушкина и мелодий Римского-Корсакова, Врубель пишет декорации к опере, создает эскизы костюмов. Премьера оперы «Сказка о царе Салтане…» состоялась на сцене Частной оперы в 1900 г. Врубель, завороженный поэзией и музыкой, обращается к творчеству В.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха. В сезон 1900-1901 гг. им написано три полотна на тему «Сказки о царе Салтане…», «Лебедь», «Три богатыря».