Смекни!
smekni.com

Социальный работник - новая профессия в России (стр. 10 из 13)

Предлагаются модели эмпатийного процесса. стадии.этапы,уровни.ме­ханизмы.Многозначимость термина " Эмпатия4 порой заставляет исследовате­лей использовать более однозначные,по их мнению понятия п идентифи-

кация " сопереживание", "конгруэнтная эмпатия" и др.

Первоначальный смысл термина " Эмпатия" был буквальным. он означал процесс вчувствования.т.е. эмоционального проникновения в состояние другого.

В концепциях эмоциональной эмпатии ( Гавриловой Т.П.. Стрелковой Л.П. и др.) говорят о различных видах эмпатии,которые иногда интер­претируются как уровни эмпатии:

L Ответная эмоциональнаяреакция по типу заражения,примитивная эмоциональная идентификация.

Z, Сопереживание и сочувствие как более сложнее формы сочувствия в эмоциях другого,разделения их.

Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее вре­мя немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.

В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в на­чале 70-х годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были по­священы роли эмоционального компонента в общении и социальном позна­нии. В контексте целостного акта общения

Т.П. Гавриловой был изучен феномен эмпатии, как способности человека сопереживать, откликаться на эмоциональное состояние другого. Она выделила две формы эмпатии:

сопереживание ( низшую. первичную форму) и сочувствие ( высшую фор­му).

Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии явля­ется сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается, более опосредованной раздумьями по поводу состояния другого че­ловека и несущей в себе большое желание действенно помочь ему оказы­вается другая сторона эмпатии – сочувствие. Сочувствуя человеку ,лич­ность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания. и свое отношение к объекту эмпатии ,а также и способ вы­хода из ситуации ,которую она наблюдает. Сочувствие, помимо его боль­шой осознанности и обобщенности отличается от простого сопереживания ещё и большей инициированностью его мотиваций, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по своей сути морали.

Очень часто роль эмпатии , в которой необходим интуитивно-эмоциональный элемент, оценивается невысоко и даже негативно. Иногда эмпатию расценивают, как «эффективное подражание».Отмечают ,что она может вызвать пагубные последствия, если она настолько сольется в своих чувствах, с другим, что утратит способность сохранять в то же время свое личное отношение к происходящему .Но человек никогда не станет раскрывать свой внутренний мир перед равнодушным наблюдателем. Необходимым началом процесса эмпатии является презумпция тайны. Но эмпатия не расшифровка подлинного содержания души

человека на основе результатов регулируемой деятельности ( совместный труд, учение, сов­местная игра, разговор).

В зависимости от того насколько велик и систематизирован опыт об­щения человека с другими людьми и насколько он сам сформирован как личность, образы, мысли и чувства, которые у него возникают, когда он пытается представить состояние другого человека, в различной степени соответствуют действительности.

В исследовании по проблеме общения и межличностного познания из­вестного советского психолога А.А. Бодалева обнаружилось, что у лиц даже достаточно интеллектуально развитых и легко вступающих в контакт с другими людьми. Эмпатия может проявляться недостаточно ,и не у всех, и при этом может быть неадекватная оценка и понимание переживания тех, с кем они взаимодействуют.

И в то же время встречаются люди, обладающие ярко выраженной спо­собностью проникать во внутренний мир другого человека, сопереживать ему, ставить себя на его место.

Современное состояние изучения проблемы диагностики и разви­тия эмпатии. Что же происходит с понятием эмпатии по мере его утверждения в психологии. В 1934 г. в. одной из своих работ Дж. Мид дает определение эмпатии как способности принять роль другого человека. Постепенно акцент сме­щается с эмоциональной реакции на понимание другого определенным образом: через «воображаемое перевоплощение» .Интроспекция, принятие точки отсчета другого. (Банщиков В.М. .,Короленко Ц.П. ,Борисенко С.Б., Вербова и др.)

Процесс .понимаемый таким образом, уже не может быть чисто эмоцио­нальный. К эффективному элементу здесь добавляется когнитивный, как реагирование чувствами на чувства к эффективно когнитивному процессу понимания внутреннего мира другого в целом.

Первоначальные экспериментальные исследования эмпатии и организовывались в рамках лабораторных и полевых экспериментов. Однако со временем схемы экспериментов стали критиковаться за их искусственность, за невозможность воспроизведения в специально конструируемых услови­ях всей полноты и тонкости процессов общения.

Новый импульс к развитию представлений об эмпатии и её исследова­ний в последние десятилетия был дан гуманистической психологией, в первую очередь К. Роджерсом , эмпатия стала обсуждаться в контексте психотерапии, а вслед за этим в сфере реальной человеческой практики педагогического процесса семейной жизни и т. д. К. Роджерс определял эмпатию, как «способ существования с другим человеком. Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома, это значит быть сензитивных к изменениям чувственных значений. Непрерывно происходящих в другом человеке, это означает времен­ное проживание жизни другого продвижение в ней осторожно, тонко , без суждения о том, что другой едва ли осознает…». С точки зрения гуманистической психологии слушание с пониманием (слы­шание) лечит, а не объяснение, интерпретация как, например, в психоана­лизе.

Эту главную идею гуманистической психологии повторяет интерсубъек­тивный подход в отечественной социальной психологии: понятие диалога как слушания – слышания, подтверждения ( Хараш А.Л.).

В последствии К. Роджерс распространил свое понимание эмпатии на другие сферы человеческого общения: учение – учитель ,ребенок-родитель и т. д .К. Родждерс говорит об эмпатии, как о важнейшей установке, свойст­ве фасилитатора / ведущего/. Фасилитатором. т.е. способствующим про­цессу / личностного роста, учения,общения/ может быть, по его мнению, не только психотерапевт, .но и учитель, родитель, супруг.

В сфере образования К .Роджерсом и его последователями проведены масштабные / 600 учителей,10000 учеников/ исследования ,показывающие роль эмпатии в обучении и воспитании.

Так у учеников учителей- фасилитаторов , демонстрирующих более высо­кий уровень эмпатии .по сравнению с детьми, обучающимися у "традицион­ных" учителей,наблюдалось:

1) меньше пропусков занятий в учебном году;

2) больше личностной автономности; меньше физической и вербальной агрессии;

3) более развитое "Я-концепция", более позитивное самоуважение,

4) более высокие академические успехи;

5) меньше дисциплинарных проблем;

6) меньше актов вандализма;

7) рост творчества в течении года;

8) большая спонтанность, свобода проявления, более высокий уровень мышления.

Опыт проведения психологических тренингов для учителей, школьных психологов, родителей , студентов , полученный многими практическими пси­хологами, и , том числе

( Гипперейтер Ю. Б, Карягиной Г.Д., Козловой Е.И.) обнаружен важнейший психологический феномен, он состоит в том, что освоение казалось бы, внешних способов выражения эмпатии оказыва­ется мощным средством , запускающим глубокие личностные трансформации самих участников тренинга, освоение эмпатической способности в конеч­ном счете приводит к её личностному присвоению. Не всегда , однако, сама идея эмпатии и попытки освоения .этой способности связываются со спе­циальными дополнительными личностными свойствами. Поверхностно по­нятая эмпатия только как манера поведения., как способ общения с парт­нером превращается в псевдоэмпатию этот термин введен группой психо­логов вышеназванных. Они наблюдали за работой учителей в школе и осо­бенно часто там встречались с феноменов псевдоэмпатии. Возникла идея специального анализа и изучения случаев как истинной эмпатии, так и псевдоэмпатии.

Эмпатия важна для педагогов, чтобы проявить её в общении с учениками почувствоватьих и показать свои чувстваим. А.С. Макаренко по.

57

1.3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВА­НИЯ

Введение института социальных педагогов является зако­номерным процессом. Данный институт был введен в нашей стране в начале 90-х годов.

Необходимость создания в России института социальных педагогов, их профессиональной подготовки обосновали ис­следователи В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, Р. А. Литвак и

др.

В исследованиях Б. 3. Вульфова, И. А. Зимней, В. С. Ма-гун, А. В. Мудрик, Т. Д. Шевеленковой и др. разработаны ба­зовые характеристики, квалификационные требования и функ­ции деятельности социальных педагогов.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позво­лили нам определить основные направления деятельности, ба­зовые характеристики и профессионально значимые качества личности социального педагога.

М. А.Галагузова определяет социального педагога как «специалиста, организующего воспитательную работу с детьми в разных социокультурных средах. Социальный педагог изуча­ет • психолого-педагогические особенности личности и окру­жающей его микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь в поддержке обучаю­щимися и воспитанникам, выступает посредником между лич-