Технология всех игр состоит из нескольких этапов.
1.Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
3.Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только педагог может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
4.Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры. Применение последних повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
- игры: отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего (для игр с правилами) и творческо-поискового (для ролевых и комплексных игр).
Занятия в кружке способствуют развитию познавательной активности – личностному свойству, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
При реализации программы необходимо учитывать следующие условия, обеспечивающие привлекательность игр:
-Игровая оболочка. Должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.
-Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.
-Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действия, имел право отказа от действия и т.д.
-Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
-Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.
-С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с «вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
-Вариативность – в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.
-Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.
Как же облечь занятие в игровую форму в практике учреждения дополнительного образования? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям занятия;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на занятии.
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды занятий:
1) ролевые игры на занятии (инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (занятие-соревнование, занятие-конкурс, занятие-путешествие, занятие - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди, произведи, расскажи и т.д.);
4) использование игры на определённом этапе занятия (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по изучению окружающего мира (экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися одного возраста разных групп и школ.
В основе построения программы лежит принцип отбора наиболее актуальных для детей этого возраста знаний, необходимых для развития познавательных способностей, для расширения кругозора.
Содержание программы помогает закрепить и дополнить знания учащихся, развить познавательные процессы с помощью игры.
В своей совокупности разделы данной программы должны способствовать развитию у детей внимания, мышления, памяти, творческого воображения, речи, восприятия, воспитанию наблюдательности, обоснованности суждений, умению работать с книгой, доводить начатую работу до конца.
Эта познавательная программа рассчитана на четыре месяца. Занятия проводятся два раза в неделю, по два часа в день. Итого - 64 часа учебного времени.
Набор детей в группу свободный. В группе 12 – 15 человек.
N | Тема занятия | Количество часов | |||
теория | практика | экскурсии | итого | ||
1.2.3 | Вводное Книга – источник знанийРазвитие познавательных способностей через изучение окружающего мира, природы и истории родного края с помощью игрыВниманиеПамятьМышлениеРечьВосприятиеВоображениеИтоговое игровое мероприятиеИТОГО | 2 2 24 4 4 4 4 4 4 28 | 4 18 4 2 2 2 2 4 2 22 | 2 12 2 2 2 2 2 2 14 | 2 8 54 10 8 8 8 8 10 2 64 |
Роль книги в расширении кругозора. Строение книги. Научно- познавательная литература и работа со справочными изданиями.
Изготовление книжки – самоделки. Оформление рукописной книги. Подготовка сообщений о своей школьной библиотеке, о домашней библиотеке. Оформление выставки личных научно – познавательных книг.
Экскурсии
Развитие познавательных способностей и процессов (внимание, память, мышление, речь, восприятие, воображение) через игру.
Расширение знаний о родном крае.
Птицы, рыбы, насекомые, животные нашего района. Статистические данные о нашем районе. Памятники нашего края. Интересные сведения (рекорды) о Челябинской области. Памятники истории района. Чудеса природы родного края (Серпиевский пещерный град). Улицы родного города.
Практические занятия
Подготовить сообщения о необычных растениях и об удивительном животном. Выполнить рисунки различных растений, животных. Рассказать или нарисовать любимый уголок малой родины. Тесты и игры.
Экскурсии
Особенности методики обучения
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитее познавательных способностей детей, на развитие «умственного аппетита».
Длительные наблюдения в процессе работы с детьми убедительно показали, что школьники охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, викторинам. Потому, необходимо использовать в процессе занятий игровые формы. Примеры авторских игр приведены в приложении 4,5.
Игра должна соблюдать принцип от простого к сложному. Необходимо учитывать наличие занятий, которыми располагают слушатели.
Планируемый результат
Результатом обучения детей по данной программе является пополнение знаний, развитие познавательных способностей, желание детей работать с книгой. Педагог должен развивать у ребенка:
-внимание,
-память,
-мышление,
-речь,
-восприятие,
-воображение.
Контроль
Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально – познавательные игры, викторины и др.
Контроль позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс, позволяет детям, родителям увидеть результаты, создаёт хороший психологический климат в коллективе.
Необходимо продумать поощрение ребят.
Литература для педагога и детей
1. Башлий Е.В. Игровые методы как одна из форм активных методов обучения // Дополнительное образование. – 2004. - №4.- С. 31.
2. Вавилов Ю.П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002. – 111 с.
3. Виноградов Н. Страницы древней истории Южного Урала. – Челябинск, 1997. – 212 с.
4. Володченко В.Ю. Игры нашего двора: Сборник. – М.: Дом, 1988. – 92 с.
5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 178 с.