Смекни!
smekni.com

Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу (стр. 2 из 16)

Повторение этого круга вопросов поможет учащимся вспомнить и закрепить в памяти исторические условия возникновения христианской религии и ее классовую сущность, нацелит на последующее обобщение вновь изучаемых фактов в теме "Христианская церковь в XI- XIII вв. Крестовые походы".

При изучении нового материала повторяются необходимые факты из пройденного ранее.

Наконец, в домашнем задании к следующему уроку учитель поручает школьникам вспомнить из курса древней истории о преследовании христианами ученых и уничтожении памятников искусства,

Обобщающее повторение охватывает материал целой темы или раздела курса, а в некоторых случаях систематизирует материал из различных тем и разделов по определенным проблемам и сторонам жизни общества. Такое повторение помогает выявить общие черты и отличия однородных событий и явлений, что очень важно для усвоения школьниками важнейших понятий, формируемых на протяжении целого курса или нескольких школьных курсов истории.

Цель итогового повторения - обобщить основное содержание целого курса. Учитель опирается на знания и умения школьников, приобретенные к концу учебного года. При обобщающем повторении завершается формирование у учащихся важнейших исторических понятий, относящихся ко всему курсу.

Итоговое обобщающее повторение по курсу служит средством подведения однородных исторических явлений под общее понятие. Например, на итоговом уроке по курсу истории средних веков учащиеся на основе повторения характерных черт каждого из грех периодов развития феодализма включают с помощью учителя в общее понятие "феодальный строй" не только известные им понятия об основных признаках феодализма, но и понятие о его разложении: зарождении в странах феодальной Европы капиталистических отношений, обострении классовой борьбы, установлении абсолютной монархии в последний период средних веков.

В процессе итогового обобщающего повторения учащиеся подводятся к пониманию некоторых общих закономерностей исторического развития на основе сопоставления однородных явлений и однородных причинно-следственных и закономерных связей между историческими фактами.

Изучая историю, школьники знакомятся с событиями, предметами прошлого, с людьми, действиями, в разной эпохе. События в общественно-историческом процессе совершаются в пространстве и во времени. Локализация фактов во времени требует от учащихся знания хронологии, а локализация в пространстве - знание исторической биографии. Закрепление хронологической последовательности в памяти учащихся лучше всего осуществляется с помощью наглядных средств. Оно должно проводиться в течение всего года, на каждом уроке, систематически. Обобщая каждую тему, учитель должен научить учащихся ориентироваться во времени. Роль наглядного обучения является, бесспорно, эффективным. Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображения. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися. Наглядные средства очень часто применяются на уроках обобщения. Такое обучение развивает наблюдательность, соображение, память и речь учащихся, поддерживает постоянный интерес к историческому прошлому.

Важнейшими источниками знаний по истории являются наглядные пособия. Наглядность - непременное условие создания у учащихся конкретных образных представлений Л. В. Занков, отмечает четыре различные формы сочетания использования наглядных пособий со словом учителя:

1) с помощью слова учитель руководит наблюдением и анализом наглядного объекта, а знания о содержании объекта, о его характерных чертах и особенностях учащиеся извлекают путем наблюдения и анализа содержания самого наглядного объекта;

2) с помощью слова учитель на основе наблюдений школьниками наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению существенных связей явлений;

3) сведения о содержании наглядного пособия учащиеся получают из словесных объяснений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией этих сообщений;

4) учитель, опираясь на наблюдения школьников, обобщает сказанное ими, делает выводы.

На уроках истории в 5-6 классах используются все названные формы сочетания слова и наглядности, но чаще всего первая и вторая, так как они в большей степени содействуют активности учащихся и самостоятельности их работы.

Формирование приемов умственных действий. На начальной ступени работы, преимущественно связано с наглядными средствами обучения. Уже в 5-6 классах, знакомя школьников с приемами анализа, синтеза, учитель начинает с разбора картины, изображений, рисунка учебника. То есть при использовании иллюстративно-объяснительного метода привлекаются такие средства, как изображения, рисунки.

Постепенно усложняя требования к формированию приемов умственной работы, именно анализировать и сравнивать, обобщать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями учителя систематически привлекают на уроки таблицы, схемы, диаграммы и другие средства обучения для наиболее эффективного решения задач, поставленных учителем.

В обучении используются многообразные наглядные средства; обычно выделяют три группы таких средств обучения: предметную, изобразительную, условно-графическую. Все эти средства являются важным фактором восприятия и закрепления исторических знаний у учащихся, именно поэтому их необходимо активно использовать при обобщении школьного материала на уроках истории.

Кроме трех вышеперечисленных групп, Вагин А.А. выделяет внутреннюю наглядность, под которой подразумевает опору на готовые образы, воспринятые школьниками путем самостоятельного наблюдения реальных предметов и явлений окружающего мира, сформированных у них ранее в процессе учебной деятельности. Однако представления у каждого ученика индивидуальны и зависят от его личного жизненного опыта и способностей не редко осознанные в воображении школьника картины прошлого несут в себе элементы модификации, отличаются не четкостью. Преодолению этих недостатков и способствует использование в обучении предметной изобразительной условно-графической наглядности.

Предметная наглядность имеет особую познавательскую ценность, предполагает непосрендственное восприятие подленных вещественных памятников прошлого или его материальных следов. Она включает в себя манументальные исторические памятники (например архитектурные: Софийский собор в Киеве), памятные места исторических событий например Сенатская площадь в Ленинграде. В неизменном виде таких памятников дошло до нас из далекого прошлого относительно не много, но они не могут быть объектом непосредственного восприятия для подавляющего обльшинства учащихся. К вещественным памятникам прошлого и более близкого исторического времени относятся орудия труда, предметы быта, одежда, украшения, оружие, и так далее. Степень их доступности для использования в учебном процессе значительно выше: они экспонируются в центральных и местных музеях. Использование этого вида наглядности происходит в виде экскурсий в музеи, например в археологический музей местного краеведческого музея по теме "наш край в древности". Демонстрируя орудия труда древности в местной области отдельного региона позволяет обобщить и закрепить знания у учеников по данной теме в общем, абстрагируясь от отдельного региона.

По найденным орудиям труда и древним вещам они определяют занятия людей (земледелие, обработка металлов, керамическое производство) из наличия бедных и богатых делают вывод о классовом рассмотрении в обществе. На основе находок предметов культового назначения и погребения людей, заключают о существовании религиозных верований.

Роль искусства в отражении современной ему общественной жизни не ограничивается показом ее материальной стороны. Искусство отражает общественную идеологию и психологию эпохи.

В познании истории искусство выступает не только как своеобразный документ своей эпохи, но и в другом качестве: оно воссоздает, реконструирует в художественных образах общественную жизнь прошлого, свидетелем которой сам художник не был.

Если наука абстрагирует общие и существенные признаки многих аналогичных фактов, обобщает их в понятиях, отвлекаясь от единичного, то искусство отражает эти факты в образах Искусство изображает людей, действительно существовавших или созданных фантазией художника, и отдельные конкретные факты. Но он создает образы типические, то есть включающие существенные черты, присущие многим аналогичным фактам или людям определенной эпохи с типическими для нее общественными отношениями и материальной обстановкой.

Закономерности, лежащие в основе воссоздания исторической действительности искусством, свойственны также обучению истории. Учащиеся не только воспринимают вслед за художником писателем созданные им в произведении образы и сопереживают эмоции, но подобно художнику сами создают все это в своем воображении, а часто и стремятся передать в рисунке, скульптуре или рассказе.

В раскрытии исторических знаний при обучении истории древнего мира и средних веков широко используются способы отражения истории искусством: сюжетный рассказ, "путешествия" в древность и средневековье, художественная картина, кинофильм и т. д. Эти приемы изложения материала относятся к методу сообщения новых знаний, который предлагает использовать Ильина Т.А. В 5-6 классах типические художественные образы, отражающие существенные признаки исторических явлений, часто не только дополняют и иллюстрируют словесные описания и характеристики, но и лежат в основе работы при раскрытии соответствующих исторических понятий.