Опыт работы позволяет выделить следующие основные причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке приоритетности):
Дисфункциональность семей;
Личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения)
Школьная дезадаптация подростка;
Асоциально ориентированное неформальное окружение сверстников;
Социально-демографические проблемы В каждом случае социальной дезадаптации подростка, как правило, сочетается несколько причин. Рассмотрим варианты их сочетания.
Семья является первым и основным институтом социализации личности. В семье ребенок приобретает первые навыки общения, поведения, эмоционального реагирования на внешние раздражители и стрессы, обретает психоадаптивные способности. Как отмечает Эйдемиллер, нормально функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена. Существует множество возможных нарушений нормального функционирования семьи, и все они с неизбежностью отражаются на детях. В настоящее время все большее количество семей нуждается в помощи специалистов-психологов, психотерапевтов. Но, к сожалению, низкий уровень психолого-педагогической грамотности родителей. Нежелание менять себя или взаимоотношения в семье – приводит к дисфункциональности семьи. К тому же, в каждой дисфунуциональной семье в процессе ее существования формируются жесткие защитные и компенсаторные механизмы, направленные на сохранение сложившегося равновесия. Таким образом, только вмешательство извне, основанное на понимание природы дисфункциональности, способно изменить ситуацию. И психолог выступает в качестве специалиста по этому вопросу. Дисфункциональность семьи обычно отражается на всех сферах жизни ребенка: школьная успеваемость снижается, уличная компания становится заменой авторитета родителей, в ней ребенок получает признание. Все это, в свою очередь, приводит к нарушению личностной сферы, иногда – к психическим отклонениям. А дальше – естественные следствия: потребление ПАВ, правонарушения, что становится поводом для внимания со стороны государственных структур – ОППН (ОДН), КДН. Соответствующие ведомства реагируют на последствия, зачастую оставляя без внимания причины, истоки, корни проблемы – не меняя социальную жизненную ситуацию ребенка.
Сами по себе личностные особенности ребенка не редко становятся причиной социальной дезадаптации. Так, даже ребенок-инвалид может быть вполне социально-адаптированным при условии грамотного отношения родителей и социального окружения к его статусу. Но достаточно часто, характерологические свойства, темперамент, непоседливость ребенка, вызывают у родителей неадекватную реакцию. Представление о "хорошем" ребенке, как об "удобном", послушном, сталкивается с особенностями реального ребенка, не соответствующими особенностям ребенка, несоответствующими этому представлению. Начинается переделка, "подгонка" ребенка под "удобный стандарт", борьба против его индивидуальности. Результат этой борьбы может быть различен, но неизбежно последствие – нарушение функционирования семьи. Ребенок, чувствуя неприятие, может сдаться, но конфликт перенесется внутрь него, может уйти из семьи и найти признание в другой среде, в других формах девиантного поведения. Нередко такие семьи становятся клиентами психологов, психотерапевтов, социальных служб. Чаще всего, обострение таких противоречий происходит в подростковом возрасте, когда у ребенка появляется возможность найти другие формы самореализации, когда происходит рост его самосознания, когда сверстники становятся авторитетом, а мнение взрослых перестает быть единственно правильным, родители теряют авторитет.
При определенных условиях родители могли бы успешно справиться с возникшими проблемами. Но отклонение реальной ситуации в семье от их представлений и ожиданий, неготовность принять ребенка таким, какой он есть, приводит к внутрисемейному конфликту. Сказанное в отношении семьи, часто оказывается верным и при обучении "нестандартного" ребенка в школе. К сожалению, учителя далеко не всегда готовы учитывать индивидуальные особенности ученика. Это обстоятельство является одной из причин другого явления – школьной дезадаптации.
Школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми. Школьная дезадаптация имеет свои причины:
Разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).
Социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);
Этому фактору приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять – на улицах заметно выделяются неформалы самых различных направлений, просто "тусовки" праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время уход в неформалы обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений. В последние годы значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, вульгарное, но и позитивную составляющую в жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и другие. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, как положительному, так и отрицательному. Таким образом, то, что считалось совсем недавно фактором стабильности семьи – ценностная определенность родителей, сейчас выступает фактором риска: ригидность, нетерпимость.
К причинам этой категории мы относим низкий материальный уровень, многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития ребенка, и дети вырастают достойными людьми. Но часто старания родителей или матери-одиночки уходят впустую. Иногда не хватает опыта, иногда знаний и опыта. И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение не привело к развитию других проявлений семейной дисфункции. Наиболее ярко это прослеживается на примере матерей-одиночек. При этом только в половине случаев дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма. Но в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, Дисфункциональность может проявляться в других формах: гипо - и гиперопека, авторитарность, авторитарность, попустительство. Чаще всего, матери-одиночки испытывают значительные материальные трудности при устройстве на работу, в налаживании социальных связей. Таким образом, при отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить лишь условно, имея ввиду отсутствие угрозы жизни здоровья ребенка внутри семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения психолога, мы можем с уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания между родителями и детьми, то есть психологической дисфункции.
Планируя свою работу с контингентом несовершеннолетних, для того, чтобы помочь ему преодолеть социальную дезадаптацию, необходимо ясно представлять, почему подросток оказался в социально опасной ситуации.
Преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации, причины, которой напрямую связаны с негативными факторами различного уровня:
Микроуровень. Асоциальная конфликтная семья, отклонения ранней детской социализации с накоплением негативного опыта.
Мезоуровень. Отчуждение от социально благополучных сверстников, школьного, иногда производственного коллективов, общественных организаций; предпочтение криминальной среды общения. Мотивами поведения этих подростков становятся две группы особенностей: агрессия или страх. Агрессия выражается в нападении на окружающих (как физическом, так и моральном), потребности во власти, доминировании над другими. Это подвижные, активные люди – лидеры по натуре, склонные к реакциям аффекта, вследствие невоспитанности и слабой воли. Их отношение к окружающим высокомерное. Страх выражается как эмоция в ситуациях мнимой или действительной угрозы жизни индивида. Подростки, руководимые страхом, выступают в роли ведомых асоциальными лидерами, слуг, тупых исполнителей. Их легко уговорить, подчинить. Имея низкую самооценку, постоянно нуждаются в лидере и находят его в числе агрессивных сверстников.