Смекни!
smekni.com

Роль детских и юношеских библиотек в формировании самосознания молодежи (стр. 6 из 7)

Эти публикации не только привлекают внимание юных читателей, но и помогают педагогам в проведении уроков гражданственности другихвоспитательных мероприятий с использованием государственных символов. Библиотекари проводят беседу-разъяснение содержания Конституции РФ, библиотечный урок по основам правовых знаний.

В ходе этих мероприятий учащиеся не только познают общество, в котором живут, но и осознают права и обязанности гражданина России, видят в их соблюдении важнейшее условие своего гражданского становления.

Отрадно, что патриотизм сегодня становится определяющим духовно-нравственным фактором в деле сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Именно поэтому одним из приоритетных направлений Программы патриотического воспитания является формирование исторического сознания [14, с. 14].

Историческое воспитание — это познание наших корней и истоков («Кто мы? Откуда мы родом?»), осознание неповторимости Отечества («Родина всегда одна»), его судьбы и неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и чувство исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Сюда же входит изучение многовековой истории Отечества с его взлетами и падениями; определение места и роли России в мировом историческом процессе;изучение прав и обычаев, традиций и верований народов и народностей, населяющих нашу многонациональную страну; понимание особенностей менталитета; познание героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность нашей Родины; определение значения военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз. Все это составляет основу исторического воспитания.

Детские и юношеские библиотеки должны пополнять свой фонд познавательной литературой, содержащей документальные, цифровые, аналитические материалы. Именно эти издания в сочетании с произведениями отечественной художественной литературы помогают юным читателям представить наполненную величайшими подвигами, свершениями и трагедиями историю Отечества, побуждают задуматься над ее страницами и заново прочувствовать их [14, с. 14].

Изучение истории и родной культуры, конечно же, немыслимо без Календаря знаменательных и памятных дат и событий. Благодаря такому Календарю, выпускаемому издательством «Либерея», библиотека имеет возможность максимально использовать воспитательный потенциал памятных исторических дат и юбилеев. Особое место в их череде занимают Дни воинской славы России, утвержденные Федеральным законом РФ в 1995 г. Приуроченные к ним выставки, литературные вечера, встречи и беседы оставляют неизгладимый след в душах юных читателей.

Не успели отгреметь праздничные салюты, еще свежи в памяти всенародные торжества в честь 60-летия Великой Победы, как на календаре уже обозначилась другая дата — 65 лет со дня начала Великой Отечественной войны. А вслед за ней — 65-летие героической битвы под Москвой, и далее — очередные знаменательные даты, связанные с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. И каждая из них — стимул в деле патриотического воспитания читателей [14, с. 15] .

Не случайно в Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» говорится о воспитании в подрастающем поколении благодарной памяти о героях, отдавших жизнь за Отечество. Ведь сегодня, как это ни прискорбно, не только дети, но и многие подростки и даже взрослые не знают героев и их подвиги; не ориентируются во многих исторических событиях и не умеют найти логическую взаимосвязь между ними; не имеют понятия, что такое «города-герои», а уж назвать их все и подавно не могут; многие не знают имен прославленных полководцев, тех, кому мы обязаны Великой Победой [6, с. 28].

Большая роль в деле понимания всенародного исторического подвига и значения Великой Победы отводится тематической выставке-обзору. У этой экспозиции библиотекари могут проводить с ребятами беседы о наиболее ярких эпизодах войны, о подвигах наших воинов, рекомендуется делать это на основе конкретных книг и документов. Здесь же можно проводить Уроки Мужества, в основу которых может быть положен цикл рассказов, как, например: «Салют Тане Савичевой» (о герое Великой Отечественной войны); «Песок Саласпилса»; —«Тихий подвиг» (о детях-инвалидах из кавказского города Теберда) [14, с. 15] .

Трогают души и запечатлеваются в памяти детей беседы-рассказы на темы: «По зову сердца. Подвиг батьки Миная» (о судьбах М. Ф. Шмырева — легендарного белорусского партизанского комбрига и его детей); «Колокола Памяти» (о белорусской деревне Хатынь);

Не остаются равнодушными ребята после таких бесед, как «Последний бой смертников» (по рассказу С. С. Смирнова о защитниках Брестской крепости); «Город мужества и славы» (о подвиге блокадного Ленинграда); «Музыка, зовущая к победе» (о 7-й симфонии Дм. Шостаковича).

Всем этим мероприятиям обычно предшествует работа над сценариями их проведения. Необходимо, чтобы сценарные разработки содержали в себе документальные сведения, нередко подкрепляемые цифровыми материалами, статистикой вооружений и боевых потерь. Художественные же тексты к сценариям подбираются таким образом, чтобы среди них были не только хрестоматийные и хорошо известные, но и совершенно новые, малоизвестные большинству. Новизна в данном случае, разумеется, — не самоцель, а средство усиления интереса аудитории к содержанию мероприятия. Это же относится к песням и музыкальным заставкам, активно используемым в различных сценариях. Примерами таких творческих разработок могут служить сценарии о Великой Отечественной войне, например: «Войны священные страницы навеки в Памяти людской». Занятия в Школе Памяти по истории Великой Отечественной войны 1941— 1945 гг.; «1942-й год — предвестник Великой Победы». Литературный полилог; «Хлеб и война». Документально-поэтическая композиция; "Нам не дано забыть» Линейка Памяти, посвященная жертвам нацизма; «По праву разделенного страданья». Литературный вечер, посвященный творчеству О. Ф. Берггольц; «Ради жизни на земле». Литературная композиция «Лирика на дорогах войны» на примере поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» [14, с. 15].

Идея патриотизма должна быть пропущена через сердце — и только тогда, наверное, она становится убеждением. Вот почему библиотекари делают ставку на интерактивные формы проведения мероприятий, предполагающие «обратную связь» с читателями, приглашение их к действию, к активному участию в общем деле. И такие наши мероприятия не обязательно ограничиваются стенами библиотеки. Ведать край родной — что может быть увлекательнее для юных сердец!? [13, с. 43]

Действенным средством формирования патриотических чувств служат экскурсии в музеи, знакомство с памятными местами города, края, страны. Отсюда, из музейных залов, от туристических маршрутов нередко лежит путь читателей и к поисковой работе, к краеведческой деятельности, которые играют незаменимую роль в патриотическом воспитании. Ведь именно в этой области молодые люди могут удовлетворить свой интерес к собственной родословной, к истории Малой Родины, к истокам родной культуры, языка... А это так важно, чтобы в судьбе родного города или деревни, улицы или дома, семьи разглядеть фрагмент судьбы Отечества и ощутить, осознать свое место в ней [15, с. 19].

Краеведческую деятельность можно рассматривать как один из ведущих компонентов системы патриотического воспитания детей и юношества. Обращение к архивным документам, материалам краеведческих музеев, периодическим изданиям, местным жителям — носителям информации о сравнительно недавнем прошлом — все это помогает познать историю родного края, полюбить его природу, понять те жизненные процессы, культурные традиции, которым жило и живет его население [10, с. 49].

Обращение к духовному наследию прошлого приобретает новое дополнительное измерение, когда дети приобщаются к традиционным видам народного дам, праздникам, народным промыслам и ремеслам. Начать можно с того, чтобы дать юным читателям представление о об этом интереснейшем и богатом пласте народной жизни. И здесь на помощь приходит книга. Примером могут служить такие издания, как: Соколова Л., Некрасова А. Воспитание ребенка в русских традициях / М.: Айрис-Пресс, 2003; Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: ВЛАДОС, 2000; Аникин В., Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 2001; Сборник «Детский поэтический фольклор». СПб.: Дм. Буланин, 1997; Котова И., Котова А. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СПб.: Паритет, 2003. [14, с. 16].

Важно создать в библиотеке условия для проявления творческих способностей юных читателей. Детское творчество выстраивается на условиях свободной и смелой фантазии, но направляется она доброй целью и добрыми побуждениями — единственным обязательным условием любого творческого дела. Такое творчество воспитывает активное, оптимистичное, доброжелательное отношение к миру, построенное на основе сочувствия и сотрудничества[14, с. 17] .

Таким образом, Формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения в современных условиях наталкивается на ряд нерешенных проблем. В их числе — противоречия, возникающие между декларируемыми российскими ценностями и ценностями, принятыми в обществе под влиянием СМИ, которые пропагандируют западный образ жизни и систему ценностей.Вопрос о приоритетных для россиян ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях РАО, был предметом психолого-педагогических научных исследований, изучался на междисциплинарном уровне. В качестве приоритетных российских ценностей наиболее четко выделяются свобода, жизнь, доброта, труд, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Отчизне. Можно сделать вывод, что деятельность Тольяттинской ЦБС наглядно демонстрирует активную деятельность детских и юношеских библиотек в области героико-патриотическое воспитания молодежи.