Смекни!
smekni.com

Синергетические подходы в современном образовании (стр. 3 из 3)

3. Какие же требования предъявляются к содержанию образования, если его цель – гармоническое существование субъекта образования «человека» с окружающим миром – «природой – обществом – духовным пространством» в их единстве и целостности? Это три взаимосвязанные части: информация о природе и понимание себя в ней, информация об обществе и понимание себя нем, информация о духовном и понимание себя в нем. В образовательных процессах происходит приращение и заявленная нами гармония (как цель образования) в требованиях к содержанию проявляется как соответствие приращений: в представлениях (объективное), в понятиях (абсолютное) в их целостности и единстве. Они взаимосвязаны, взаимодействуют.

Представления индивидуальны, от них можно перейти через чувственное, интуитивное к пониманию, которое, состоявшись, изменит представление. Через логические конструкции определений, доказательства и выводы так же можно обеспечить понимание, без которого не воспринимаются, не запоминаются определения. Субъективные представления ограничиваются социумом, когда позиция становится социальной, появляется общение с другими. Им устанавливается предел – представления других индивидов. В социуме из них выделяется некий инвариант, называемый определение. Субъективные представления корректируются объективным определением. В овладении новым содержанием сочетание представлений, определений, понятий дает наивысший результат, который проявляется во внутренней гармонии субъекта как человека (представления + определения + понятия). Гармония позиции целостного человека подвержена влиянию содержания, которое либо ее деформирует, если в исходном состоянии соответствие не наблюдалось. Ну а как же гармония содержания внутреннего и внешнего? Она недостижима, именно об этом говорил Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Сопоставление показывает их несоизмеримость, если рассматривать мир в целом. Но каждый соприкасается с близким ему пространством, в котором протекает его жизнь. Именно с ним он взаимодействует, именно оно обеспечивает его потребности, нормы, способности, создает среду воспитания, обучения, развития – образовательное пространство. Стремление его понять реализуется через овладение новой информацией (содержанием) и новыми способами действий (методами).

Если содержание структурировано в виде «тоннеля», по которому протаскиваются обучающиеся, то условия для развития собственных «хочу» и «могу» просто нет. Стало быть нет условий для упражнений в управлении потребностями (воспитания), для выращивания способностей (развития), есть только репродуктивное восприятие пути, по которому прошли многие. Сегодня этого мало. Нужны упражнения в размышлении, выборе, творчестве…; нужны деятельные способы, так как только в действии развиваются способности. И стало быть нужна другая структура содержания, соответствующая структуре окружающего мира, который не тоннель, и ходим мы по нему не только вперед и прямо, а постоянно изучаем то, что вокруг, что нас окружает, это и познаем. Пространственная «планетарная» модель обеспечивает три координаты пространства: биологическое, социальное и духовное. В духовном мы самоопределяемся: сопоставляем внутреннее и внешнее, размышляем, сомневаемся, принимаем решение. Там складывается человеческое нашего внутреннего содержания. В социальном обмениваемся содержанием (интеллектуальным, эмоциональным, материальным). И должны произвести свое содержание и оформить, понять и оценить чужое, иметь представление о множестве норм регулирующих обмен, быть готовыми к культурному социальному взаимодействию, овладев критериями деятельности. В отношениях с природой развиваются способности, в способах деятельности проявляется уровень цивилизованности, складывается экологическая культура.

Итак, если содержание должно соответствовать цели – жить в гармонии с окружающим миром, то главный его критерий – обеспечить понимание окружающего мира, системное продвижение в информационном поле от ближайшего к далекому, от далекого к близкому.

4. главный вопрос разрешения каждой проблемы «как»? не является началом в технологии разрешения проблем. Ему предшествует понимание новой цели и новой нормы, необходимого содержания как критерия деятельности. Если эти этапы преодолены, то можно попытаться ответить на вопрос: «Как? Какими методами? Какими способами?». Их великое множество, в них специфика предмета, личности педагога, особенности обучающихся. Но есть нечто общее, присущее всем. Вернемся к нашей логике – выстраивать доказательства из целостного представления о субъекте как о единстве «биологического, социального и духовного». Следует учесть, что усваиваются в образовании не только содержание, но и метод, который используется как способ деятельности, взаимодействия с окружающим миром. Как же обеспечить гармонию в методе? Очевидно, что каналы взаимодействия с составляющей «био» – движение, «социо» – слово, «дух» – мысль. Если они в соответствии, мысль – разумная, слово – честное, движение – осознанное. На связях между ними: знание (слово о движении), убеждение (осмысленное слово), действие (осмысленное движение). Их соответствие – это внутренняя гармония. Их несоответствие – отклонение от нормы, противоречие, конфликт. Любой метод в образовании обусловлен структурированием содержания, его дозированием и оформлением каждой дозы информации путем актуализации, побуждения к активности, интересу в овладении новой информацией: путем участия в организованной мыследеятельности, в условиях продуктивного мышления, коммуникации, рефлексии. В процессе овладения методом развиваются способности мыслить (мыслетехника), говорить (коммуникация), действовать (рефлексия) по культурным нормам, правилам – осваивается технология решения проблем.

5. Результат образования как степень приобщения к культуре через цели, содержание, методы педагогического процесса вряд ли поддаются измерению. Более того, следует хорошо подумать, прежде чем вводить количественные параметры. Значительно важнее определиться в критериях: либо оценивать то, чего недостает до некоторой общей нормы – стандарта, например; либо оценивать то приращение, которое субъект приобрел в своих потребностях, нормах, способностях. Второй подход видится более целесообразным и соответствующим общей логике наших рассуждений. Состояние сознания постоянно меняется и его структурное представление в естественном состоянии, в образовательных процессах, в деятельности позволяет сделать выводы о качественных изменения субъекта образования.

На пороге XXI века больше, чем когда-либо, в образовании должно быть усилено внимание к духовной составляющей, к разумности, к продуктивному, созидательному мышлению, благодаря чему возможно «примирение» в субъекте образования биологического и социального через духовное, разумное, гуманное.


[1] Континуум от латинского continuum, буквально – непрерывность.

[2] Курсив составителя.

[3] Подчеркнуто составителем.

[4]Парадигма – от греческого paradigma, буквально “пример”, “образец“.