Смекни!
smekni.com

Синергетические подходы в современном образовании (стр. 1 из 3)

Если понимать образование в его истинном смысле как изменение внутреннего образа, которое происходит при осознании самого себя в окружающем мире, то нельзя не согласиться с тем, что оно имеет мировоззренческую функцию. Именно при осознании окружающего мира и себя в нем складывается воззрение на мир – мировоззрение. Будет оно правильным или искаженным зависит от истинности исходных позиций и от логики погружения в них. ХХ век в этой связи входит в историю человечества не только как век научно-технического прогресса, но и век кризиса, перелома в мировоззрении человечества. Как в свое время открытия Коперника, Лобачевского, Эйнштейна совершили переворот в мировоззрении людей, так и открытие Н. Бора (1927 г.) положило начало переосмыслению взглядов на мир в целом, на отношение людей между собой. Это открытие, будучи приложенным к сложным системам, получило развитие в новой отрасли научного знания – синергетике. Синергетику определяют как науку, которая изучает, объясняет, прогнозирует процессы самоорганизации сложных систем в их движении от хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Состояние сложной социальной системы в каждый момент времени определяется на шкале «хаос – порядок», крайние точки которой являются самыми неблагоприятными: как крайний хаос мешает осуществлять выбранное направление движения, так крайний, жесткий порядок, является препятствием для нового, для прогресса. Разумные тенденции функционирования и развития возможны где-то посередине как всякая истина.

Однако это уже производные суждения от главного тезиса, сформулированного Н. Бором как всеобъемлющий принцип комплиментарности (дополнительности), который взамен борьбы противоположностей предложил их дополнение. Он перечеркнул многовековой «основной вопрос философии» о первичности – вторичности бытия – сознания. Их противопоставление предполагало границу, по одну сторону которой – идеальное, духовное, по другую – реальное, материальное. Эта мировоззренческая доминанта пронизывала как общее все частности, как сущность все явления. Через эту призму мы смотрели на мир, она была вложена каждому как система убеждений через систему образования и другие социальные институты. Передовая философская мысль приложила принцип дополнительности к основополагающим «противоположностям»: материальному и духовному, и объявила их противопоставление бессмысленным, ложным. Материальное дополняет духовное, духовное дополняет материальное. Или, как доказывает биоэнергоинформатика, материя – это плотный дух, дух – это тонкая материя, они находятся в состоянии непрерывного взаимопроникновения, континуума[1].

Синергетика как теория самоорганизации сложных систем описывает то общее, что есть в поведении сложных систем как социальных, так и физических, биологических… Новая философия их поведения состоит в пересмотре традиционных установок о противопоставлении в них материального и духовного. Принцип комплиментарности (дополнительности) в корне изменил философские основы мировоззрения. Его универсальность, применимость к физическому микромиру и космическому макромиру поставили человечество перед необходимостью пересмотреть философию социального поведения, социокультурных норм различных отраслей научного знания, изменить коренным образом сознание как атмосферу процесса мышления и самомышления. Сегодня синергетика разрабатывается самыми различными отраслями знания и имеет определенный задел, который позволяет сформулировать основные постулаты синергетических подходов в социальном заказе образованию.

● Духовное и материальное, идеальное и реальное, внутреннее и внешнее дополняют друг друга, между ними нет разграничения, одно непрерывно проникает в другое (континуум духовного и материального): материя – плотный дух, дух – тонкая материя. Материя воспринимается как единство целостность «био-социо-дух» во внешнем и внутреннем – человек = биологическое + социальное + духовное[2]. «Пограничной» сферой между ними является осознание их взаимосвязи, которое происходит в сознании как образовательный процесс, изменение внутреннего образа. Она охватывает идеальное и реальное, образует своеобразное образовательное пространство, в котором реальное осознается, осознанное реализуется (социальный заказ на целостную позицию).

● Если противоположности борются, то энергия затрачивается на преодоление иного, на борьбу, на разрушение. Если они дополняют друг друга, то появляется дополнительная энергия со-трудничества, со-творчества – синергия. Коллективная деятельность, направленная на созидание, требует согласованности, организованности, взаимопонимания, развития мыслетехнических, коммуникативных, рефлексивных способностей (социальный заказ на инновационные образовательные технологии).

● Социальная система, которая сумела самоорганизоваться, становится более замкнутой. Ее собственные цели, внутренние нормы и способы деятельности становятся более приоритетными, чем интересы, правила и механизмы деятельности систем, в которые она входит. Это представляет опасность диверсификации систем более общего порядка, опасность их целостности, и воспринимается как сепаратизм (социальный заказ на овладение в образовании моделями «дерева целей», «дерева проблем», разнообразными методологиями).

● Сохранение целостности социальных систем обеспечена, если самоорганизация ее подсистем (элементов) регулируется самоорганизацией большой системы, обслуживающей ее стабилизацию, устойчивость жизнедеятельности (социальный заказ на образовательные модели работы в «малых группах»).

В межличностных отношениях синергетика предполагает всякое иное действие рассматривать как возможное дополнение к своему, как приглашение к обмену, а значит сотрудничеству. Рыночные отношения именно в этом направлении меняют характер мышления, менталитет общества. Производитель и потребитель дополняют друг друга, придают один другому активности, заинтересованности в сотрудничестве. Их объединение создает дополнительную энергию – синергию. Два производителя в условиях конкуренции, тоже дополняют друг друга и тоже возникает синергия, которая направлена на то, чтобы сделать товар еще лучше, создать новые блага для потребителя.

Человеческое в каждом из нас состоит в осознании связи идеального (субъективного) и реального (объективного). Чем глубже погружение в осознание, тем эффективнее образовательный процесс. И тогда его функции (предназначение) не только в овладении готовой информацией, но и в ее осмыслении, не только в «знаниях, умениях, навыках», но и в убеждениях – осмысленной и принятой информации, порождающей (как дополнение) собственные суждения. У каждого образовательный процесс происходит индивидуально (в зависимости от способностей) в атмосфере социокультурных норм путем сочетания субъективного и объективного. Каждое общество выделяет огромные ресурсы (финансовые и человеческие) на содержание специалистов, профессионально владеющих моделями и технологиями образовательных процессов. Это ученые, чиновники, педагоги, ученики – как утверждает статистика, 25 % населения проводит свой рабочий день в системе образования для того, чтобы оптимально и эффективно осуществить процесс собственного образования, осознания себя в окружающем мире, адаптации к условиям перемен.

Проблемы образования на пороге нового тысячелетия волнуют сегодня и теоретиков и практиков. Осознание достигнутого в прошлом, состояние в настоящем, прогнозирование будущего – особенность современной ситуации. Переход в новое десятилетие, новое столетие, новое тысячелетие, углубляет ответственность настоящего поколения перед будущим. Историческая ретроспектива позволяет произвести сопоставление образовательных проблем века двадцатого и предыдущих столетий, обозначить их специфику, наметить пути преодоления противоречий, несоответствий, проблем и конфликтов[3].

Все чаще и чаще состояние образования в мире характеризуется как кризисное. Непрерывное реформирование – свидетельство неудовлетворенности общества процессом и результатом образования. Поиск новых подходов, новых парадигм[4] становится все более актуальной проблемой образования. Ставятся и остаются без ответа вопросы о новых ценностях и национальных идеях, новом мышлении и национальном менталитете. Все эти категории связаны с образованием взаимообусловленностью. Именно система образования выполняет функцию окультуривания сознания, воспитания духовности, развития способности цивилизованного взаимодействия с природой. Каждый человек общества не один год пребывает в учебных заведениях, где специалистами создаются условия для преобразования сознания. В зависимости от приоритетов в образовательных моделях, в сознании учащихся складывается некий стереотип образа мышления, особенность духа, уровень разумности. Это с одной стороны. А с другой – уже сложившийся уровень общественного сознания, специфичное информационное поле, непрерывно всевозможными средствами общения, воздействует на сознание каждого. Идеальные модели, усвоенные в системе образования, деформируют, безусловно в разной степени, в зависимости от их внутренней крепости и устойчивости. Таково главное противоречие между обществом и образованием, на котором находится судьба культуры материальной и духовной, как всего ценного, что общество создало, пронесло через века, сохранило.

Смена поколений в двадцатом веке российской истории сопровождалась сепарированием общественного сознания. Насаждаемая долгие годы «первичность материального» проявляется сегодня как утрата духовного в истинном смысле: разумности, продуктивного мышления, свободы выбора, творчества и т. п. Пример тому – те чудовищные разрушения, которые совершаются сегодня… Вероятно, ростки разумности не получили благодатной социальной почвы, не взращивались наставниками, не становились ценностью. Репродуктивное мышление в системе образования занимает господствующие позиции, воспроизведение материализованной информации стало главным критерием результативности образовательных процессов. Укоренившиеся подходы к содержанию образования направлены на получение информации в готовом виде, не производя собственного интеллектуального продукта, продуктивного знания. Только строго системное структурирование создает условия для поиска связей, для рождения мысли, т. е. для продуктивного мышления.