Идеи Ж. Пиаже о развитии моральных суждений расширил и углубил Л. Кольберг. Он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора и строил систему их рассуждений. Л. Кольберг выявил три уровня нравственных суждений, каждый из которых разделяется на две стадии. На доморальном уровне дети дают положительную или отрицательную оценку, исходя прежде всего из последствий действия. На первой стадии они считают, что человеку следует подчиняться общепринятым правилам во избежание наказания. На второй стадии возникает мысль о необходимости действий, полезных для всех. На уровне традиционной нравственности внимание сосредоточено на общественных нуждах и ценностях, превалирующих над личными интересами. На третьей стадии ребенок считает, что важно быть хорошим человеком, заботиться о других; чтобы помочь ближнему, можно пойти на нарушение запретов. На четвертой стадии главенствует социальная точка зрения: ребенок проявляет заботу об общественном порядке, подчеркивает, обосновывает и оправдывает этот порядок сам. На автономном уровне (пятая и шестая стадии) люди основывают свои суждения на принципах, которые сами создали и приняли; они начинают понимать относительность моральных норм и склоняются к абстрактным нравственным принципам.
Дети до 10 – 11 лет остаются преимущественно на доморальном уровне. Ж. Пиаже и Л. Кольберг полагали, что смена стадий нравственного развития связана с общим когнитивным развитием ребенка. Развивающаяся децентрация ребенка, т.е. его способность понимать и принимать чужую точку зрения определяет нравственное развитие детей, которое выясняется через развитие моральных суждений, вне реального контекста детского взаимодействия [19,12].
Ребенок опирается и реализовывает моральную норму в своем конкретном поведении. Он стремится соответствовать образцам правильного, социально одобряемого поведения. Просоциальное поведение рассматривается как конфликтное, осуществляемое вопреки непосредственным желаниям ребенка. Такое поведение называется произвольным и опосредствованным моральными нормами. Его основными мотивами являются стремление соответствовать моральным образцам и повышение собственной самооценки. Одним из наиболее эффективных методов формирования просоциального поведения в этом направлении становится развитие представлений ребенка о собственном соответствии положительным моральным эталонам и способности к моральной оценке своих поступков.
В отличие от этого, просоциальное поведение, основанное на эмпатии (т.е. на вчувствовании в другого), является непосредственным и непроизвольным. Его мотивом становятся переживания другого человека, которые воспринимаются через непосредственное эмоциональное заражение и через принятие чужих переживаний как своих. Другой ребенок является здесь не средством осуществления собственных моральных качеств (как в предыдущем случае), а непосредственной целью действий ребенка. Именно в этом типе просоциального поведения реализуется действительно гуманное, личностное отношение к другому. Именно этот тип отношения к сверстнику закладывается в дошкольном возрасте. В моральные знания входят также представления людей о санкциях за нарушение норм, их соразмерности проступку и их справедливости.
В реальной жизни моральное поведение и моральные знания, разумеется, связаны между собой. Нельзя сознательно следовать норме, если человек ее просто не знает. Однако даже превосходное знание норм вовсе не гарантирует их соблюдения и может уживаться с их постоянными нарушениями. Мораль, являясь важной сферой любой культуры, направлена на то, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между людьми. А моральные принципы формируют самое общее понимание таких отношений. Например, «все люди равны и обладают некоторыми одинаковыми правами» или «люди не равны, и одни обладают большими правами, чем другие». Основание для такого неравенства в разных культурах могло служить знатное происхождение, предначертание свыше, особые способности. Подобное неравенство признавалось всеми и считалось столь же естественным и необходимым, как права человека в современном мире.
В ходе исторического развития содержание моральных требований менялось, и порой очень существенно. Но, по сути, в них всегда фиксировалась необходимость того, чтобы удовлетворение желаний и интересов одних людей не наносило ущерба общественно признанным правам и интересам других. Мораль тесно связна с пониманием обязанностей и ответственности людей друг перед другом. Признание своих обязанностей и своей ответственности относительно других и является тем общим психологическим фоном, на котором становятся возможными свободный моральный выбор и моральный поступок – отказ от своих интересов во имя общих ценностей [32,78].
Поэтому существование морали основывается на признании прав других и своих обязанностей по отношению к другим. Все это невозможно без взаимной доброжелательности и уважения друг друга. Трудно соблюдать нормы морали на фоне глубокой взаимной ненависти и презрения. Поэтому установление доброжелательных взаимоотношений с другими является необходимым условием и предпосылкой морального становления ребенка и одной из важнейших задач его морального воспитания.
Основными целями морального воспитания мы считаем достижение к семи годам следующих результатов в поведении ребенка:
- становление культуры поведения, которое представляет собой сознательный выбор морального поступка в простых и понятных детям ситуациях;
- овладение моральными знаниями и появление личного отношения к соблюдению норм морали (положительного) и к их нарушению (отрицательного);
- возникновение доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и опыта использования положительных групповых норм [5, 11].
Долгое время считалось, что полноценное моральное поведение превосходит психологические возможности дошкольников. И в качестве самостоятельной задачи морального воспитания оно практически не ставилось. Работы отечественных психологов за последние 25 лет убедительно показали: старшим дошкольникам поступки такого рода вполне доступны. Более того, можно утверждать, что если мы «упустим» этот период и не сформируем у детей в возрасте между шестью и семью годами простейшие формы морального поведения, то добиться этого результат позже будет значительно сложнее.
Приведем результаты некоторых исследований, свидетельствующие о способности старших дошкольников к свободному, сознательному моральному выбору. В работах В.С. Мухиной детям предлагали тянуть билеты, предварительно сказав, что на одном из них есть условный значок, а вытянувший такой билет получит приз (фломастеры, игрушка или еще что-либо достаточно привлекательное для детей). Каждый ребенок должен был развернуть билет так, чтобы никто не смог увидеть, есть ли на нем заветный значок, смять или порвать его, выбросить в урну и только после этого объявить, какой билет ему достался. Проверить правдивость его слов было невозможно, если бы не одно обстоятельство: все билеты были пустые. Поэтому те, кто утверждал, что на его билете был значок, заведомо лгали, и тем не менее они всегда получали приз, и никто не пытался уличить их во лжи. Большинство детей говорили правду [27,43].
В исследованиях Е.В. Субботского детям предлагалось в отсутствии взрослого достать из ведерка шарик, пользуясь только специальной лопаткой, и ни в коем случае не помогать себе рукой. Затем ребенок сообщал взрослому, достал ли он шарик и как ему удалось это сделать. Те, кто действовал только лопаткой, должны были получить конфету. Однако лопатка была сделана так, что достать ею шарик было физически невозможно, и, кроме того, за детьми наблюдали через особое устройство. В этих условиях только около 30% детей говорили неправду [25,34].
В экспериментах Л.Г. Лысюк ребенок получал две конфеты. После этого в комнату приходил второй ребенок, и обоим предлагалось порисовать. Автора интересовало, поделится ли первый своими конфетами с пришедшим сверстником. В другой ситуации взрослый распределял игрушки для предстоящей игры так: один получал некоторые предметы в избытке, тогда как у другого они отсутствовали. В обеих ситуациях 11% детей охотно делились со сверстниками и конфетами, и игрушками; 22% немедленно откликались на просьбы сверстников поделиться с ними. Поэтому есть все основания считать, что примерно одна треть детей склонна добровольно следовать принципу справедливости [22,64].
В исследованиях С.Г. Якобсон сидящий за ширмой ребенок делил на три части (себе и двум партнерам) 21 – 24 игрушки (машинки или кукольную одежду), которые дал ему взрослый. Делить предлагалось в любом соотношении, а партнеры не могли видеть, у кого сколько игрушек. Из 600 детей около 180 поделили игрушки поровну, примерно 260 оставили себе на несколько штук больше, а 156 детей давали другим по три-четыре игрушки, оставляя себе 15 – 16. Таким образом, почти треть детей следует принципу справедливости, несмотря на очевидный соблазн отойти от него; около 43% соблюдают его не в полной мере, и всего четверть откровенно пренебрегает принципом справедливости [19,112].
Материалы всех этих исследований показывают: правильный моральный выбор и осознанный моральный поступок в понятной и естественной для детей ситуации доступны не отдельным – исключительным – детям, а примерно трети всех детей старшего дошкольного возраста. Еще более значительная часть детей (от 40% до 50%) также способна следовать нормам, но частично и эпизодически. Около четверти всех детей всегда нарушают нормы справедливости. Однако разные формы педагогической работы обеспечивают у подавляющего большинства детей (90 – 95%) устойчивое изменение их морально негативного поведения.