Итак, в понятных и естественных для них условиях старшие дошкольники вполне способны к полноценному моральному поведению. А у тех, у кого эта способность ранее отсутствовала, ее можно сформировать. И эту возможность воспитания ни в коем случае нельзя упустить. Если та часть внутреннего мира ребенка, где может рождаться отказ от сиюминутной выгоды ради моральных принципов, не будет своевременно заполнена достойным содержанием, его место займут другие, менее желательные мысли и побуждения. Старший дошкольник достаточно часто оказывается в ситуациях морального выбора: рассказать о своей шалости или свалить вину на другого? Незаметно взять чужие игрушки, лакомство или преодолеть желание завладеть этими вещами? Обмануть сверстника при обмене игрушками или нет? Решив скрыть свой проступок, присвоить чужое, поменять испорченную игрушку на хорошую, получив от этого удовлетворение и убедившись в успешности и безнаказанности таких отступлений от морали, ребенок в следующий раз будет делать то же самое, но легче, быстрей и охотней.
Каждое нарушение моральных запретов способствует появлению пренебрежения к ним и укрепляет соблазн нарушить их. В то же время, преодоление своих сиюминутных (и не вполне этичных) желаний укрепляет готовность следовать принципам морали и в дальнейшем. Можно сказать, что положительный или отрицательный моральный выбор закладывает фундамент для его повторения в будущем. Поэтому именно в дошкольном возрасте на начальном этапе морального становления закладывается моральный облик человека. Это сензитивный период, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив к моральному воспитанию.
Психологические предпосылки морального поведения. Что же представляет собой моральный поступок психологически? Моральным является выбор поступка, отвечающего принципам морали, но требующего при этом добровольного сознательного отказа от своих желаний и интересов.
Это значит, что человек может, во-первых, поступить двумя различными способами – или подчиниться требованиям морали вопреки своим интересам, или удовлетворить свои желания вопреки моральным нормам. Во-вторых, он должен сделать этот выбор сам, в отсутствии внешнего контроля и принуждения. Речь идет об определенном психическом образовании, о так называемом образе-Я, т.е. каким человек сам себя видит, какого его представление о себе. В данном случает личность 1) считает себя порядочным человеком; 2) гордится этим качеством и не поступится этой гордостью даже ради определенной выгоды; 3) противопоставляет себя кому-то, кто не обладает порядочностью и готов совершить недостойный поступок, на кого этот человек не похож и походить не хочет. Иными словами, он осуждает отсутствие порядочности, и у него есть некоторый отрицательный образ, на который он сам не похож и от которого он отталкивается. Вот это желание сохранить уважение к себе, не уподобиться тем, кого человек презирает, является более реальным побудителем морального поступка, чем просто знание того, что считается хорошим, а что плохим [5, 45].
Поэтому можно предположить, что психологически моральный поступок зависит от того, какие качества человек в себе видит и насколько он дорожит наличием у себя этих качеств, т.е. можно сказать, что моральный поступок определяется образом-Я человека, содержанием этого образа и тем, как человек относится к этому содержанию.
Применимы ли эти психологические механизмы к дошкольнику?
Одним из важных психологических условий морального поступка является собственная отрицательная оценка себя в случае воображаемого нарушения нормы: «Я буду плохим, если я возьму себе больше игрушек». Экспериментальные исследования показали, что дети, соблюдавшие норму, оценивали себя в случае ее воображаемого нарушения как «плохих» или «очень плохих». Те, кто ее устойчиво нарушал, оценивали себя как «хороших» или «очень хороших» в случае и реального нарушения, и воображаемого соблюдения. Иными словами, их высокая самооценка никак не зависела от их моральных поступков. Таким образом, для правильного морального выбора необходимо, во-первых, представить себе оба возможных поступка: сказать правду или солгать? Поделить поровну или оставить себе больше? Представление об этой альтернативе обязательно должно быть. Выбирая тот или иной вариант при полном отсутствии контроля и принуждения, человек оценивает себя с точки зрения соблюдения или нарушения нормы. Содержание образа-Я и является критерием такой самооценки. Например, я считаю себя честным человеком, ценю в себе эту черту и уважаю себя за нее [11,134].
Итак, основными психологическими условиями морального выбора являются:
- содержание образа-Я (в него должно входить представление о наличии у себя моральных качеств и одобрение их в себе);
- способность осуществлять критическую моральную самооценку.
Какие из перечисленных психологических образований, обеспечивающих моральное поведение, имеются у дошкольников?
Первое условие – образ-Я и его содержание. К концу третьего года жизни наличие у детей образа-Я является совершенно очевидным. Они начинают вполне осмысленно употреблять слово «Я», понимают, что они самостоятельные, что у них есть свои желания и они готовы их отстаивать. В содержание образа-Я входят и некоторые знания о себе. У детей в шесть – семь лет появляются и собственно моральные характеристики. Так, дети упоминают среди своих качеств такие, как «добрый», «не жадный», «не злой». Наряду с этим все большее место в образе-Я начинают занимать представления о своих знаниях и умениях, которые, однако, не всегда соответствуют реальности. Образ-Я включает и отношение ребенка к тем качествам, которые, как он считает, ему присущи. Например, у каждого есть представление о своей внешности. Но одни оценивают ее очень высоко («очень красивая»); другие не обращают на внешность внимание, а третьи страдают от реальных или мнимых недостатков своей внешности. Что касается собственно моральных черт, то они осознаются старшими дошкольниками значительно хуже, чем такие качества, как сила, ловкость или конкретные умения и знания [10,57].
Второе условие – способность к критической моральной самооценке. Она также частично представлена у старших дошкольников. У них есть так называемые общая самооценка и частные самооценки. Первая отражает общее отношение к себе и практически у всех является положительной, а у большинства и весьма высокой. Частные самооценки представляют собой оценки своих возможностей и достижений в чем-то конкретном: спорте, рисовании, чтении, счете и т.д. Критическая самооценка в области морального поведения также предполагает наличие у ребенка критериев, на основе которых он оценивает свои поступки. Как правило, такими критериями являются не столько знания моральных норм, сколько положительные и отрицательные моральные характеристики, воплощенные в обобщенных образах, например, в образах Буратино и Карабаса.
Третье условие – способность заранее – до совершения поступка – соотнести его с критериями, т.е. вообразить свои возможные действия в данных условиях. Эта способность имеется почти у всех дошкольников как результат интенсивной ролевой игры. Ребенок должен не только считать, что ему присущи положительные моральные качества, но и ценить их в себе и дорожить ими. Он должен чувствовать, что, совершив некоторые поступки, он утратит эти качества и уже не сможет уважать себя. Одновременно перед его внутренним взором может возникать образ его антипода, т.е. кого-то с противоположными качествами, отвергаемыми ребенком, кому он не хочет, и не будет уподобляться.
Именно моральное содержание образа-Я, готовность к критической моральной самооценке и способность предвидеть, как тот или иной выбор скажется на отношении к себе, и являются психологическими основаниями правильного морального выбора дошкольников.
Моральные представления – наиболее изученная сторона морального развития не только у взрослых, но и у дошкольников. Дети постоянно сталкиваются с моральными требованиями и запретами: «Надо делиться», «Нельзя драться» и т.п. Они часто слышат от взрослых моральные оценки тех или иных определенных действий. В детской художественной литературе широко и разнообразно представлены описания и сопоставления одобряемых и осуждаемых моралью ситуаций, поведения персонажей и соответствующие оценки. В итоге после трех лет дети уже имеют некоторый запас моральных знаний, могут сказать, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, и правильно оценить знакомые и понятные им действия и поступки. Практически все дети достаточно быстро и легко запоминают моральные требования и могут правильно ответить на вопросы, хорошо или плохо лгать, красть, обижать малышей и т.п. Некоторые дети способны даже обосновать свои суждения, почему лгать и присваивать чужие вещи плохо, а защищать малышей и помогать им хорошо [6,186].
Поэтому в целом моральные знания дошкольников обычно не вызывают педагогического беспокойства. Однако помимо моральных знаний есть еще один важнейший компонент – эмоциональное отношение к поступкам, ситуациям и требованиям, к соблюдению и нарушению норм морали. Именно это позволяет полноценно реализовать основную функцию моральных знаний - оценку. Нормы морали содержат, как известно, определенные требования и предписания того, что следует и чего не следует делать в разных обстоятельствах. Однако достаточно часто люди знают, как надо поступать, но не считаются или не согласны с этим. В этом состоит еще одна особенность моральных знаний. От признания или непризнания моральных норм зависят и собственное поведение, и оценка других.
Чем вызвано расхождение между знанием и признанием нормы? Ярче всего оно выступает тогда, когда, несмотря на знания, люди нарушают нормы, объясняя это тем, что им трудно или не хочется поступаться своими интересами. Это расхождение достаточно трудно выявить, особенно когда речь идет о детях. Очень часто их правильные ответы на вопросы, например, хорошо или плохо говорить неправду, присваивать чужие вещи и т.п., не выявляют их подлинного отношения к обсуждаемым фактам. В случае соблюдения принципа справедливости знания детей и их отношения к принципу справедливости совпадают. Положение меняется в случае его нарушения: здесь дополнительно включается личная заинтересованность. Дети видят и оценивают положение в первую очередь с точки зрения ущемления собственных интересов. «Плохо и неправильно, если я получу меньше других». Таким образом, примерно у половины старших дошкольников моральные знания не совпадают с их собственным отношением к соответствующим поступкам. Это отношение зависит от разных субъективных моментов, в том числе от собственной эгоистической заинтересованности [38,34].