Смекни!
smekni.com

Духовное воспитание подростков в процессе воспитания школьников (стр. 4 из 10)

Для того чтобы понимание высоких образцов музыкального творчества стало доступно человеку, он должен получить музыкальное воспитание – правильную планомерную подготовку к ее постижению. И чем раньше этот процесс познания пойдет у человека, тем больших результатов можно добиться. Поэтому очень важно, чтобы встреча с музыкой у человека состоялась как можно раньше.

Возвышенная музыка, в отличие от пустой и развлекательной, не предполагает ли обязательного отвращения от суеты, от «многопопечительности житейской» и, следовательно, некоторой собранности и строгости духа, при растворенности сердца любовью? И что составля­ет подлинное величие, например, музыки Баха? Уместна ли в ее ис­полнении напыщенность, натужливое, преувеличенно-плотное легато и нетерпеливо-страстное вибрато (напомним, что вибрато в такой функции ввел только Паганини, а XVIII век знал вибрато лишь как ук­рашение на предкаденционном звуке)? Или подлинное величие состо­ит в смиренном забвении себя пред лицом истины и красоты?

Музыка — тайно или явно содержит в себе широчайший круг ду­ховных ориентиров, соответственно в ее средствах запечатлены связи с жанрами, развивавшимися в церковной и светской музыке разных веков.На этом основании выстроен развернутый художественный мир, глубокое размышление о жизни. За ними — душа размышляющего «я» музыки, а в ее глубине несомненное, неколебимое благородство.

Каждая эпоха имеет свои приемы построения художественного мира произведения и способов представления в нем человека с его эмоциями и чувствами. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского оказывали огромное влияние на эмоциональное самочувствие человека, активизировали энергетические процессы организма и направляли их на физическое оздоровление.

Спо­соб организации духовного мира у Баха — символический (символ — знак с бесконечным содержанием, а с энергийной стороны — сила окрыления души к Богу), скрепы его духовная сердечная мысль. И в музыке барокко, и в романтическом XIX веке есть триедин­ство преображаемого, преображающего и преображения — как об­наружение самой важной тайны художественности.

Может, например, показаться, что эмоциональная музыка Чайков­ского вся развертывается в преходящем мире мятущихся эмоций и ли­шена этой высшей красоты духовного взгляда. Это не так. Она подда­ется духовному анализу.

На приведенных выше примерах мы могли убедиться, насколько глубок и многообразен мир музыки, к которому невозможно подсту­питься с бедным аппаратом современной гуманистической психологии плотского человека.

По мысли В. В. Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т. к. «песнопения Православной Церкви с их издревлесохранившейся национально-характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место всокровищнице мировой музыкальной культуры», — говорит профессор. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковноепение служит средством выражения чувств, оно «...является торжеством для радующихся и утешениемдля унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

Традицию церковного пения всегда отличала естествен­ность и величественная простота, благоговейная радость, вос­торг, умиление, умиротворение, смирение. Эти интонации ха­рактерны и для светской музыки. «Отсюда проистекает важнейшее следствие для теории музыкального и вообще ху­дожественного образования: положение о базовом характере церковного искусства в деле обучения культуре», т.к. церковное пение всегда было любимым и заду­шевным искусством, в котором ярко и полно выразились художественный гений и религиозная настроен­ность народа.

Подходя с этих позиций к различным образцам националь­ной, отечественной и мировой музыкальной культуры, под­ростки овладевают самостоятельной аргументированной нравственно-эстетической оценкой музыкальных образов. Очень важно в разносторонний целостный анализ музыкаль­ных произведений включать ассоциации с произведениями других искусств, связи музыки с историей, обществоведени­ем, религией. Подростки должны чувствовать, что музыка — не безделка, не эстетическое украшение жизни, а важная ее часть, глубоко влияющая на каждого человека и общество в целом. Нужно углубить представления ребят о непреходящей духовной связи музыки и религии. Эта связь должна раскры­ваться не только на уровне ознакомления с некоторыми об­разцами отечественной и зарубежной культовой музыки, жан­рами страстей, мессы, реквиема, но и посредством «откры­тия» высокой миссии бессмертного искусства — быть постоянной живой связью между прошлым, настоящим и будущим, духовной памятью человечества.

Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы И.Гайдна, реквием В. А. Моцарта, “Торжественная месса” Бетховена, к ним примыкают мессы Stabatmater и др. церковные сочинения Ф. Шуберта, “Литургия” и “Всенощная” Чайковского, “Всенощное бдение” Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве А. Д.Кастальского, П. Г. Чеснокова, А. В. Никольского, А. Т. Гречанинова, М. М. Ипполитова-Иванова, С. В. Панченко, В. И. Ребикова, Н. И. Черепнина.

Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ней воспитывается патриотизм в человеке.

Народная музыка — богатая и многообразная самостоятельная область культуры, развитие которой обусловлено законами формообразования, присущими всякому музыкальному творчеству устной традиции. Изучение живой народной музыки дает возможность проникнуть в подлинный жиз­ненный смысл народной песенной культуры и понять организующие ее силы. С жизнью народа неразрывно связана народная музыка, музыкальный фоль­клор. Жизнь предшествующих поколений, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. О них слагались песни и легенды, баллады и предания.

Песенное богатство народа — это его духовное богатство. В ней, в пес­не, отражены не только широта и щедрость характера, в ней тайна его непобедимости. Достаточно вспомнить песни эпохи Великой Отечественной войны: призывные, лирические, героические, шуточные — при любых об­стоятельствах человек пел песни. Прошло совсем немного времени, и эти песни стали называться высоким словом — народные.

Сегодня приобщение к ценностям народного творчества необходимо, так как в нем воплощено не просто прошлое культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души. Народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного молодого человека, дает ему высокие ориентиры в жизни. И это выражается в углублении патриотизма. Именно в углублении, так как знание народной музыки делает чувство Ро­дины глубинным, сообщает опыт переживания патриотических чувств.

Воздействие народной музыки в целом на человека позволяет сделать вывод, что она является эффективным средством обогащения духовной куль­туры в патриотическом воспитании.

Таким образом, музыка — не только носитель духовных ценностей, хранимых человечеством, но и язык духовного общения, которым нужно овладеть подростку. Приобщение к общечеловеческому духовному опыту, пораженному в музыке своего народа и других народов мира, происходит в образотворческой деятельности, в процессе создания личностью индивидуаль­ного варианта музыкального образа в интонационно-художественном общении с музыкальным произведением.


Глава II. Реализация духовного воспитания подростков в учебно-воспитательном процессе.

2.1 Анализ программы «Музыка» в 5-7 классах: духовный аспект.

Пятый класс.

Стержнем музыкальных занятий в пятом классе являетсярассмотрение разнообразных связей музыки с другими видами искусства и жизнью. Эти связи уже, безусловно, присутствовали на уроках музыки в предыдущие годы. Ребятами накоплен значительный опыт речевого и пластического ин­тонирования, одновременного восприятия созвучных произ­ведений различных искусств. Их ассоциативно-образное мышление постоянно стимулировалось обращением к сход­ным художественным средствам и приемам в родственных видах искусства при выполнении творческих заданий: озву­чивании стихотворений и картин, создании речевой полифо­нической картины, сочинении мелодии к словам и слов к ме­лодии, моделировании развития и формы музыкальных про­изведений, создании к ним иллюстраций и пластических импровизаций. Накопленный практический опыт дает воз­можность осознать, осмыслить художественные связи на уровне эстетического обобщения, суждения, понятия, т.е. на уровне темы.

Сопоставление различных искусств проводится по следу­ющим направлениям:

• интонация в разных искусствах и родственность спосо­бов ее выражения;

• содружество искусств в большинстве жанров музыки;

• способность музыки выражать человеческую душу и использование ее с этой целью в произведениях литературы, театра, кино;

• отражение человека и мира всеми искусствами, главные темы искусства;

• созвучие художественных красок разных искусств;

• нужны ли музыке слова и обязательно ли ее видеть.

Нравственно-эстетическим центром содержания предмета в пятом классе являются размышления о красоте мелодийII. Чайковского, С. Рахманинова, А. Бородина, В. Моцарта,Э.Грига, Ф. Шуберта, Е. Глебова, белорусских народных песен, подводящие детей к нравственно-эстетическим обобщениям: «Красота мелодии как красота души», «Что значит “Музыкальный человек”» и «Музыкальная душа моего народа».