Такое малое внимание, уделяемое творчеству В.П. Астафьева в 5-9 классах, на наш взгляд не совсем соответствует тому воспитательному, нравственно-психологическому и художественному потенциалу, который заложен в произведениях этого писателя.
Хотелось бы отметить, что по творчеству этого автора методический арсенал нуждается в накоплении.
Хотя уже и есть методические нароботки учителей – словесников, но этого пока еще не достаточно, и поэтому при подготовке к уроку приходится обращаться к литературоведческим материалом. Мы считаем, что заниматься творчеством Астафьева в среднем звене необходимо, ведь там заложена основа нравственности, автор рассказывает о героях ровесниках, живущих сложностями, заботами и традициями сегодняшнего дня и при этом духовно наполненными, наделенными внутренним богатством человеческого чувства.
Герой детства В.П. Астафьева по возрасту близок подросткам. Его психологическая яркость, живой образ, естественность поступков не оставляет в стороне юного читателя. Нравственные ценности не вуалируются в произведении сюжета, а рождаются из понимания причин и значимости поступков героя, как в глазах его самого, так и других окружающих его людей. Подросток, сопереживая герою, погружаясь в его мир, глубоко симпатизируя ему, невольно учится различать доброе и злое в своих поступках и в поступках людей.
В основе рассказов Астафьева лежат детские впечатления самого автора (автобиографические рассказы). Один из таких рассказов («Васюткино озеро») изучается в пятом классе, второй – («Конь с розовой гривой») будет изучаться в шестом классе, в восьмом классе – глава из повести «Последний поклон» - «Фотография, на которой меня нет».
От произведения к произведению углубляется проблема нравственного отношения, между человеком и окружающим миром, человеком и человеком. К некоторым произведениям ученики обратятся в старших классах. Им свойственно острое ощущение ценности жизни, бурный протест против сил, противостоящих всему живому, будь то война или людская злоба, стихия или жестокость к природе. Трагическое звучание многих произведений Астафьева не от сознания бессилия.
Астафьев – писатель мужественный. Свое писательское кредо он объяснил так: «Я писал о том, что для меня было личным, кровным, а оказалось, мою тревогу, мою боль разделяют многие и многие» [4, 15].
К утверждающейся, а не угнетающей силе трагического таланта писателя ученик еще обратится, а в пятом классе перед нами воспоминание о детском творчестве, о сочинении ученика В.Астафьева, который, став писателем, вспомнил свой рассказ «Жив!», опубликованный в школьном журнале, и по памяти воспроизвел, наградив, героя именем Вася и озеро – Васюткиным.
В рассказе главное не сюжет, а мальчик, его и помогает нам рассмотреть необычность ситуации, а которую он попал, убедительность его поступков. Борьба с собственным страхом и попытка преодолеть обстоятельства, не дать судьбе сломать себя – это могут ощутить ученики при так называемом замедленном чтении, где есть возможность проследить все этапы путешествия и все нюансы мыслей и чувств героя.
Программа предлагает рассказ В.Астафьева «Васюткино озеро» для чтения и изучения в пятом классе.
На изучение данного произведения Мы выделяем два часа. На первом уроке мы знакомимся с произведением.
Тема первого урока: «В.П. Астафьев «Васюткино озеро».
Автобиографичность произведения. Черты характера героя и его поведение в лесу».
Цель: знакомство с творчеством В.П. Астафьева; обучение пересказу художественного текста; комментированное чтение текста.
Продолжить развитие художественной речи учащихся.
Оборудование: учебник – хрестоматия, карта с изображением таежной сибирской местности.
План урока:
1. Слово о писателе. Биографическая основа рассказа.
2. Работа с текстом.
3. Обучение аналитическому пересказу.
4. Итоговая беседа.
Словарная работа: автобиографическая проза.
Ход урока
Урок начинаю со знакомства с личностью писателя и историей создания рассказа.
I. Слово о писателе
«...Родился я неподалеку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924г., в селе Овсянка, жители которого носят убийственное прозвище — гробовозы... Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни...» [59,5].
Далеко не каждый писатель отважится так начать рассказ о себе. «.. .Любил я и люблю родных моих гробовозов (я уж по старинке буду называть земляков своих — привычней как-то, хотя и корябает ухо) — гулеванов, зубоскалов, посказителей и драчунов, которые и в работе вели себя, как в драке, все с налету делали, рывком, махом, и еще пели очень здорово, пели и плакали... Но на войне мои земляки не были в хвосте. Очень многие погибли, немногие вернулись инвалидами с фронта...» [59,6].
«...Памятны мне летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи все что-то гоношится, не засыпает, звякая коровьими боталами, стукая веслами и шестами, ширкая торопливыми пилами на берегу реки — сплавной лес в дрова превращают земляки! Пахнет дымокурами, оседающей пылью, куриным пером, несет запахом вареной картошки, под чугунами дотлевают угли во времянках, средь двора на жаркую пору устроенных. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.
Ну а как забыть осенние дни...» [15,10].
Виктор Астафьев всю жизнь пишет о себе. Ему досталась непосильная судьба - как всему русскому народу. Он вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода... Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Нет, Астафьев пишет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых?»
Вот с такой душой и рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «Пастух и пастушка», покаянная исповедь «Последний поклон» и другие, другие...
Впечатления детства положены в основу многих его рассказов.
С одним из таких рассказов «Васюткино озеро» мы сегодня и познакомимся. Виктор Петрович писал: Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна».
В городе Игарке преподавал когда–то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю; свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот обо всем этом и написал. Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти.
Так вот и получилось «Васюткино озеро» - первый мой рассказ для детей» [31,58].
II.Работа с текстом
На следующем этапе урока мы читаем рассказ вслух, сопровождая чтение необходимыми комментариями. Выразительное чтение учителя, предваряющее разбор произведения, является, по точному выражению М.А.Рыбниковой, «ключом» к освоению его содержания.
III. Обучение аналитическому пересказу
После прочтения рассказа я предлагаю учащимся ответить на вопросы по содержанию, с целью выявления впечатлений, появившихся у ребят.
Для работы возьмем эпизод на с. 126—127. Начиная со слов: «открытие было настолько простым и потрясающим» до «Живем!»
1. Беседа по тексту
Рассказ прочитан, давайте поговорим о том, что же пришлось пережить мальчику, заблудившемуся в лесу. Мы уже говорим о том, что это произошло с самим писателем, и это событие он описал в сочинение. Тогда он дал ему название «Жив». Какое из этих названий вам нравится больше? А как объяснить выбор каждого из этих вариантов заголовка.
- Сколько дней длилась робинзонада Васютки? Опишите как можно подробнее один из этих дней, чтобы в вашем пересказе вновь повторились события из жизни мальчишки, который не сдался в самой трудной обстановке.
- Почему, как вам кажется, Васютка немного робел перед отцом? Это был страх или уважение перед большим, сильным и умелым человеком? Обоснуйте свой ответ.
- Какой старинный порядок при отправке в лес (и тайгу) обычно соблюдал каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его и зачитайте.
- Найдите и зачитайте в тексте с какого события началась робинзонада Васютки?
- Охарактеризуйте чувства и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васютки.
- Ребята, а как бы вы стали себя вести в этой ситуации?
- Опишите первую ночь в лесу, второй день, вторую ночь... На какой день перед Васюткой оказалось озеро?
- Что же помогло Васютке не пропасть в тайге?
- Прочитайте, как мальчик добился своего спасения. В чем была его заслуга в эти последние, самые мучительные часы.
- Как встретили пропавшего дед, мать, отец? Прочитайте эти эпизоды.
Мы видим, что вся семья переживала за Васютку, все силы были брошены на его поиски. Автор показал нам настоящую, крепкую, любящую семью, где царит любовь и понимание, где старшие дают уроки жизни младшему, учат его быть сильным, способных выжить в самых трудных ситуациях остаться человеком.
- найдите описание раболовецкого похода на озеро, которое назвали Васюткиным.
Когда это случилось?