Смекни!
smekni.com

Формирование графических понятий у старших дошкольников с помощью игровых заданий на интегрированных занятиях по ИЗО и информатике (стр. 5 из 8)

В Ребята, вы любите сказки ?

Д Конечно.

В А какие бывают в сказках герои ?

Д Добрые (Феи, рыцари, принцессы, Дед Мороз и пр.) и злые (колдуньи, ведьмы, Баба Яга, Кащей Бессмертный и пр.)

В Хорошо вы знаете сказки. А теперь ответьте мне на такой вопрос : какие волшебницы на картинке в книге "Волшебник изумрудного города" добрые, а какие - злые ?

Д Фиолетовая (Бастинда) и Синяя (Гингема) - злые, а Розовая (Стелла) и Жёлтая - добрые.

В А как это вы догадались ?

Д У злых особое выражение лица (злое, сердитое), а у добрых - ласковое, весёлое.

В Правильно. Посмотрите, у меня на листочке нарисованы разные личики, отгадайте, какое настроение у каждого лица. (Дети по очереди или хором называют эмоциональные состояния : добрый, злой, весёлый, сердитый, грустный, серьёзный и пр.) А вот художник ещё знал способ показать, какие это волшебницы : он нарисовал им разную одежду добрым - светлую, а злым - тёмную.

Д Точно, мы так же наших гномиков по-разному раскрасили.

1.2. Беседа о выполнении домашнего задания. (В начале занятия детям раздаются их выполненные домашние задания).

В Да, вам дома нужно было раскрасить двух гномиков. Скажите, пожалуйста, разные или одинаковые гномики были на рисунке до того, как вы их раскрасили ?

Д Одинаковые (только смотрят в разные стороны).

В Вы взяли карандаши и раскрасили гномиков. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. Поглядите - нет ни одного одинакового гномика. Конечно, они похожи, как и положено братьям, но очень многим отличаются. Давайте разберёмся, что же произошло. Во-первых, каких гномиков вы рисовали ?

Д Доброго и злого.

В А как мы можем узнать, получились ли у нас добрые и злые гномики ?

Д Мы дорисовали разные рты, по разному раскрасили их : доброго - в красивые, яркие одежды, а злого - в тёмные, грязные.

В Тогда давайте проверим, у всех ли получилось правильно. (Воспитатель анализирует вместе с детьми каждый рисунок в подгруппе детей).

1.3. Вместо физкультминутки. Игра "Добрые и злые".

В А теперь, покажите мне, добрых и злых героев сказок. На мою команду вы должны изобразить какого-либо персонажа, чтобы было понятно, какой он. (Воспитатель называет героев : гномик, волшебник, волк, то есть таких, какие могут быть и добрыми и злыми. Самый выразительный актёр становится ведущим).

2. В компьютерной зоне.

2.1. Объяснение задания.

В Как вы ребята думаете, а в одинаковых или в разных домиках живут злые и добрые гномики ?

Д Они должны жить в разных домах : у доброго он красивый, ровный, в нём порядок, а у злого - всё наоборот.

В Вот сегодня я вам и предлагаю нарисовать на компьютере домики для ваших гномов. Возьмите с собой свои рисунки и нарисуйте домик для каждого гномика именно с той стороны, как у вас они нарисованы.

2.2. Работа за компьютерами. (Воспитатель напоминает детям о возможности использования функций прямой линии, заливки контура, рисовании кривых линий, после завершения рисования все дети выбирают работу, которая наиболее правильно отражает задание).

3. После занятия.

3.1. Гимнастика для глаз.

В А теперь представьте себе, кто живёт в таком домике (воспитатель показывает любой замок из книги "Волшебник Изумрудного города") ? Закройте глазки, подумайте, а теперь отвечайте.

3.2. Воспитатель КИК подготавливает работы к выставке. Перед следующим занятием она обращает внимание на все работы детей, просит найти самые выразительные.

Рисунок 3. Домашнее задание перед занятием "Домики для гномиков".

Конспект занятия № 3.

Павлово-посадские платки.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :

1. Провести занятие по знакомству с народным художественным промыслом Павлово-Посада.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

I. По ИЗО :

1. Научить составлять симметричные узоры в квадрате.

2. Закрепить понятия : плоскость, линии, контур рисунка.

3. Познакомить с понятиями : ритм, симметрия, растительный и геометрический узоры.

4. Закрепить знания детей о народном художественном промысле Павлово-Посада.

II.По информатике :

1. Познакомить и научить пользоваться функцией графического редактора "Симметричное рисование".

2. Закрепить навыки детей в компьютерной графике : кривые и прямые линии, заливка контура.

3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :

I. Воспитывать опрятность и аккуратность, вкус в одежде и внешнем виде.

II.Воспитывать положительное эмоциональное отношение к произведениям народных промыслов (Павлово-Посад) и уважение к труду других людей.

III.Воспитывать творческое отношение к выполняемой задаче.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

1. Подготовить геометрические и растительные элементы для составления узора на фланелеграфе.

2. Подготовить иллюстрации или настоящие Павлово-Посадские платки.

3. Подготовить 3 куклы в русских народных костюмах (без головных уборов) и платки для них.

4. Проверить "мышки" и, в случае необходимости, заменить на новые.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. В игровой зоне.

1.1. Беседа народном промысле Павлово-Посада.

В Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком...

Ребята, сегодня к нам в гости пришли русские красавицы. Они очень красиво одеты, но на головы им нечего надеть. Скажите, а какие головные уборы вы знаете ?

Д Шапки, кепки, бейсболки, береты и пр.

В А в русском народном костюме ?

Д Шапки, картузы, кокошники, платки.

В Вот сегодня мы для наших девушек-красавиц нарисуем платочки. Но для начала давайте вспомним, как делаются платки ?

Д Сначала из шерстяных ниток ткётся платок, потом мастерами разрабатывается рисунок на бумаге. Он переносится на специальные печатные станки - каждый цвет на свой. Потом постепенно за узором узор наносится на ткань.

В А где делают такие платки, вы помните ?

Д В городе Павлово-Посад.

В Вот и мы сегодня будем разрабатывать рисунки для платочком нашим красавицам. Посмотрите, у меня на фланелеграфе разбросаны разные элементы. Могу я сказать, что этот платок из Павлово-Посада ?

Д Конечно, нет. Рисунок на платке должен повторяться.

1.2. Беседа о симметричности узоров.

В Правильно. Расположите элементы узора так, чтобы получился настоящий Павлово-Посадский платок. (Дети либо вместе, либо по вызову находят одинаковые элементы и симметрично раскладывают их на фланелеграфе). Вот мы и разработали рисунок, а теперь посмотрите, если бы мы могли сложить его пополам, то у нас получились 2 совершенно одинаковые половинки. Такие узоры называются симметричными. Посмотрите на настоящие Павлово-Посадские платки и покажите, какие из них симметричные, а какие - нет. (Дети выполняют задание, складывая платки в разных направлениях на 2, 4, 8 частей).

1.3. Физкультминутка. Игра "Повтори фигуру".

В Сейчас мы поиграем в красавицу у зеркала. Я буду красавицей, а вы - зеркалами. Какую фигуру я покажу, такую вы должны отразить. Кто лучше и быстрее справится с заданием, тот и будет красавицей. (Воспитатель следит, чтобы дети именно отражали фигуру : правая рука у красавицы - левая у отражения и т .д.)

2. В компьютерной зоне.

2.1. Проба симметричного рисования.

В А теперь мы научимся составлять симметричные узоры. И поможет нам в этом сам компьютер. Раньше, когда мы с вами рисовали, сколько пятнышек было на экране ?

Д Только одно.

В А сколько сейчас вы видите перед собой ?

Д Двенадцать.

В Давайте выберем любой цвет и попробуем порисовать. Что получается ?

Д "Мышка" управляет только цветным пятнышком, а компьютер другими повторяет нашу линию.

2.1. Рисование Павлово-Посадского платка.

В Тогда попробуйте сами создать платочки для наших красавиц. Только помните, что платки должны быть из Павлово-Посада. (Дети выполняют работы).

3. После занятия. Дети рассматривают работы друг друга и выбирают наиболее интересные платки.

3.1. Вместо гимнастики для глаз.

В Закройте глазки и представьте себе, как наши красавицы будут выглядеть в этих платочках. А теперь глазками последите, как одна из них станцует для вас в новом платочке.

Конспект занятия № 4.

Узоры гжели.

(Коллективная работа "Чайный сервиз").

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА :

1. Провести занятие в группе по ознакомлению с окружающим миром по теме "Ознакомление с глиной и её свойствами".

2. Провести с детьми занятие по ИЗО "Рисуем Гжель"

3. Использовать на предыдущих занятиях игры, требующие точного движения "мышкой" (например, "Колобок").

4. Дать домашнее задание на штриховку или проведение линий.

ОБУЧАЮЩИЕ ЗАДАЧИ :

I. ИЗО :

1. Закреплять знания детей о художественном промысле Гжели.

2. Закреплять знания детей о колорите гжельской посуды.

3. Связать колорит гжельской посуды с зимним пейзажем.

4. Формировать и активизировать словарный запас детей об оттенках синего цвета (бледно-голубой, светло-голубой, небесно-голубой, лазурный, голубой, ярко-голубой, светло-синий, кобальт, синий, тёмно-синий, ультрамарин).

II.По ознакомлению с окружающим :

1. Закрепить обобщающие понятия "Посуда", "Чайный сервиз".

2. Активизировать словарный запас детей на тему "Как делают посуду".

III.По информатике :

1. Научить детей сравнивать предметы и рисунки по используемым цветам, находить общие черты.

2. Закреплять знания, умения и навыки детей в компьютерной графике : пятно, линия, заливка контура.

3. Закреплять навыки детей пользоваться "мышкой".

4. Научить детей использовать в компьютерной графике оттенки только одного цвета.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ :

1. Воспитывать эмоционально положительное отношение к народным промыслам России.

2. Воспитывать уважительное отношение к труду других людей.

3. Развивать творческие способности детей.

4. Воспитывать коллективизм, учить детей помогать друг другу.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА :

1. Подготовить файлы с шаблонами форм (и контуром рисунка, если навыки у детей сформированы плохо) предметов чайного сервиза : самовар, статуэтка для заварки, заварник, сахарница, сухарница, конфетница, бочонок для мёда, бокалы, блюдца и пр.