Смекни!
smekni.com

Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач (стр. 16 из 19)

2.6 Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы

В данном параграфе представлено описание организации и проведения опытно – экспериментальной работы, а также проведена интерпретация полученных в ходе исследования результатов.

Цель педагогического эксперимента заключается в определении эффективности использования творческих задач для развития творческих способностей и повышения уровня интеллекта на примере учащихся 9 класса. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

¾апробация и проверка эффективности введения творческих задач в обучение информатике;

¾оценка влияния предлагаемой методики на качество усвоения основных понятий и умений курса информатики;

¾оценка влияния обучения с использованием творческих задач на развитие творческих способностей, креативного и творческого мышления учащихся 9 класса;

¾оценка влияния предлагаемой методики на повышение интереса у учащихся к предмету информатика и информационные технологии.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа и осуществлялся на базе государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 928.

Апробация методических средств развития творческих способностей и уровня знаний учащихся при обучении информатике с использованием творческих задач проходила в процессе экспериментального исследования и состояла из двух основных направлений, связанных непосредственно с использованием в обучении творческих заданий и с проектной деятельностью самих учащихся. Эксперимент проводился в 9 классе, в одной группе обучение шло по традиционной методике, в другой группе на основе использования творческих задач. В каждой группе по 10 человек.

Первая группа(обучение с использованием творческих задач) Вторая группа(традиционная форма обучения)
Большакова ТатьянаБондарев Александр Димитров Владислав Долгов ВикторИгнатьева Дарья Касимова Валентина Квасова Татьяна Куксов Александр Миндибаев Артур Пчелкин Павел Радецкий Владимир Салий Виталий Спирин Юрий Стрельникова ЮдияУстян Иван Ушков Ираклий Хмелевский Владимир Шамилов Рафаэль Белоусов Кирилл Потапов Александр

Условно весь отрезок обучения с использованием по предлагаемой методике можно представить в виде трех статистических срезов;

1. В начале обучения (сентябрь), на основе которого проводился анализ уровня интеллекта учащихся;

2. В середине обучения (январь), во время которого проводилась первичная оценка развития творческих способностей учащихся, также вторичный анализ уровня успеваемости учащихся;

3. В конце обучения (май – июнь), подводилась итоговая оценка уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также результатов защиты проектной работы учащимися.

Первый срез связан с необходимостью идентифицировать характер индивидуальных способностей учащихся, используя методику Торренса, т.е. необходимо было узнать, представляют ли собой творческие способности единую структурную единицу с общими интеллектуальными способностями или наоборот, творческие способности выступают самостоятельной единицей развития личности. В случае если творческая способность отделена от общих интеллектуальных способностей, то возможно вести речь о целенаправленном предметном развитии творческих способностей.

Был проведен тест Э.Торренса (тест креативности). Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

Диагностические возможности адаптированного варианта методики позволяют оценивать такие 2 показателя креативности как:

¾оригинальность;

¾уникальность.

Тест может проводиться как в индивидуальном, так и в групповом варианте.

Инструкция

При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно доброжелательная атмосфера тестирований резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, то есть не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на «оригинальность», возможность выразить себя в непривычном деле и т. д. Время тестирования по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 мин. При этом обходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.

Тестируемым раздаются бланки с 6 недорисованными картинками. Им необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.

Содержание

Интерпретация

В тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее значимый из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами, оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В блоке интерпретации приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков, как правило, не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, по мнению А.Н.Воронина, достаточно ярко проявляются различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.


Показатель «оригинальность» рисунка оценивается исходя из его массива данных и подсчитывается по следующей формуле:

,

где Or — оригинальность данного типа рисунка; x — количество рисунков иного типа; Xmax — максимальное количество рисунков в типе среди всех типов рисунков для данной выборки испытуемых.

Индекс оригинальности по Торренсу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1.00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество картинок для данного испытуемого.

Уровень интеллектуальных способностей учащихся определялся в онлайн - режиме при прохождении теста на сайте http://www.sposobnosti.ru/iq/test.php, все результаты были записаны и учтены.


На основании проведенных тестов были получены следующие данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Ф.И. Творческие способности Показатель IQ
Большакова ТатьянаБондарев Александр Димитров Владислав Долгов ВикторИгнатьева Дарья Касимова Валентина Квасова Татьяна Куксов Александр Миндибаев Артур Пчелкин Павел 1.52.02.23.52.14.03.11.52.03.5 118118115126119129119110112115
Радецкий Владимир Салий Виталий Спирин Юрий Стрельникова ЮдияУстян Иван Ушков Ираклий Хмелевский Владимир Шамилов Рафаэль Белоусов Кирилл Потапов Александр 1.02.22.51.53.52.02.54.02.01.0 112115126110129112110129112110

На основании этих данных можно судить, что творческие способности учащихся в основном находятся в переходном периоде. Только лишь у двух учащихся в первой группе и у трех во второй можно говорить об отделении творческих способностей от общих интеллектуальных способностях. Далее в процессе обучения доля творческих задач в обучении продолжает увеличиваться в первой группе, когда во второй процесс обучения проходит с использованием такого вида задач лишь несколько раз.

Во время второго среза, когда в процессе обучения уже видна явная разница в обучении между двумя группами, было проведено повторное измерение IQ и уровень творческих способностей учащихся. Вторичное измерение уровня интеллекта позволяют проследить тенденцию общего развития интеллектуальных способностей, а также еще раз проверить состояние творческих способностей. В качестве величины характеризующей творческие способности в предметной области использовалось отношение количества вариантов решения творческой задачи на количество очевидных решений, следующих из условия. После анализа данных был сделан следующий вывод: показатели уровня развития творческих способностей и интеллекта увеличились у четырех учеников первой группы, когда во второй группе результаты остались близки к начальным.