Смекни!
smekni.com

Обучение информатике в 9 классах средней школы на основе использования творческих задач (стр. 3 из 19)

В практике творческого обучения можно использовать разные виды заданий, которые по–разному влияют на развитие творческого мышления школьников. Творческое мышление предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели. Одной из частных целей настоящего исследования является: определение вида творческих заданий, которые лучше всего использовать на уроках информатики, для формирования творческого мышления учащихся. Например: сформулировать вопрос к содержанию текста, картины, задать дополнительный вопрос к отвечающему ученику. Для формирования гибкости мышления на одном уроке решать задачи и примеры различных типов, причем, обязательно разбирать их и обсуждать особенности решения. При решении новой задачи необходимо сравнивать ее решение с решениями предыдущих задач, выделять в этом решении новые элементы, которых не было в задачах, решенных раннее. Все это благоприятно сказывается на результатах обучения информатике. Развитию у учащихся нешаблонного анализа способствуют такие задания, как решение задач с недостающими (или вообще отсутствующими) данными.

Выбор задач для творческого обучения, прежде всего, зависит от специфики их содержания. Материал описательного характера, подлежащий усвоению, вряд ли может служить средством такого обучения. Возможно, использование творческих задач в условиях применения уже известных закономерностей в относительно новых условиях, таких, которые предполагают более или менее значительное преобразование знакомых способов решения, выбор из многих возможных вариантов наиболее рационального способа действия, применение общих теоретических положений, принципов решений в реальных практических условиях. Наибольший эффект дают задачи, предполагающие открытие новых для учащихся причинно–следственных связей, закономерностей, общих признаков решения целого класса задач, в основе которых лежат еще не известные субъекту отношения между определенными компонентами исследуемых конкретных ситуаций. Задачу необходимо выбирать в зависимости от наличия у школьников необходимого минимума знаний (включая и их операционную сторону) или возможности за относительно короткий срок до постановки проблемы ознакомить учащихся с необходимыми для самостоятельного решения сведениями. Вместе с тем надо помнить, что эти знания должны служить опорой для поисков пути решения, а не «наводить», не подсказывать этот путь, иначе задача перестанет быть проблемной [4].

Степень сложности задачи, определяется числом существенных взаимосвязей в ее условии, числом преобразований, приводящих к нахождению искомого. Степень сложности зависит и от уровня сформированности самостоятельности при постановке и решении проблемы Наименьшая самостоятельность требуется от учащихся тогда, когда учитель сам ставит проблему и намечает основные способы ее решения, привлекая школьников лишь в отдельные моменты рассуждений, приводящих к определению искомого результата. Обычно, таким образом организован урок проблемного типа на начальном этапе работы над принципиально новым для школьников разделом программы, когда базис для решения такого рода проблем еще не сформирован. Проблемные задачи, проблемные ситуации, проблемные вопросы позволяют организовать творческое обучение.

По мере накопления исходных знаний степень самостоятельности поисков решения должна нарастать. Учитель формулирует проблему и ограничивается пояснениями ложных ходов мысли при попытках школьников найти решение. Наконец, когда у школьников в изучаемой области накопились необходимые знания и навыки, следует предоставить им возможность самостоятельно увидеть в предполагаемых исходных ситуациях новую для себя проблему, сформулировать ее и найти способ решения, а педагог лишь в крайнем случае, если сами учащиеся в рассуждениях зашли в тупик, оказывает им минимальную помощь, намекая, как можно выйти из него.

Таковы некоторые наиболее внешние, поддающиеся объективной оценке условия, определяющие проблемность задач. Однако следует особо подчеркнуть, что даже полностью отвечающая указанным условиям задача может не стать для школьников проблемной, если при ознакомлении с ней учителю не удастся создать «проблемной ситуации». Проблемная ситуация отражает субъективное принятие задачи, реальное участие каждого школьника в процессе ее решения. Важно, чтобы ученик имел возможность самостоятельно задуматься над сформулированной в классе проблемой, сам себе задал тот же вопрос и попытался дать на него ответ.

Наиболее эффективное средства для создания у школьников проблемных ситуаций — использование противоречий, конфликта между усвоенными знаниями, знакомыми способами решения определенного класса задач и теми требованиями, которые предъявляет новая задача; школьники должны убедиться в том, что решение задач на основе уже имеющихся знаний приводит к ошибкам. Учитель сознательно заостряет конфликт, подчеркивает возникающее противоречие, стимулирует попытки найти выход из создавшегося положения, разрешить противоречие.

Отличительной чертой творческого обучения является то, что учитель должен побуждать учащихся не только к самостоятельному решению, но и к самостоятельной проверке результатов работы. В этой ситуации наиболее правильными будут проблемные вопросы: как самостоятельно проверить задачу?. Кто догадался как надо проверить задачу?

Важную роль имеют наводящие вопросы учителя. Например: какими средствами необходимо воспользоваться для решения той или иной задачи? Что приведет к более быстрому получению правильного результата? Необходимо включать в структуру уроков подобные задания, это позволяет вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, и является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

В тех случаях, когда перед учителем стоит задача: заинтересовать ученика, пробудить в нем творческие способности, а затем всячески их развивать, главное не эпизодическое решение более или менее творческих задач, а организация такой деятельности на каждом уроке, в условиях которой они вынуждены творить, быть может, не осознанно, не замечая этого.

В традиционной урочной деятельности, чтобы процесс обучения сделать интересным, в каждой работе на уроке, в домашнем задании необходимо предлагать задачи, не имевшие аналога в классе, чтобы учащиеся имели возможность самостоятельно думать, находить решение. Есть две возможности формирования творческих способностей в повседневной работе учителя. Условно первую из них назовем «Придумай задачи», а вторую – «Сделай выбор». Каждая из этих возможностей, ставит ребенка в такую ситуацию, когда репродуктивная деятельность не дает правильного решения. И придумать, и выбрать – это творчество. Так, на уроке мы показываем, комментируем разные подходы к решению задач, а в домашней работе ученики в аналогичных примерах выбирают тот способ решения, который им доступнее. Кроме этого, сам выбор примеров для самостоятельной работы в классе уже в какой–то степени творческая процедура. Поэтому даже в задании на «удовлетворительно» по уровню трудности можно предложить ученику примеров больше, чем нужно для оценки его знаний – пусть выбирает сам. Прекрасно, если есть доступное для детей изложение нового материала, отличное от приведенного в учебнике. И вовсе не потому, что в учебнике «плохо». Но именно для того, чтобы обеспечить учащимся возможность выбора. Очевидно, что, пробуждая творческую активность ученика, могут возникнуть определенные трудности. Сложнее становится с распределением времени урока – ведь все идеи, предложения и способы решения надо выслушать, проанализировать и оценить. Иногда меняется весь план хода урока и остается только импровизация. Очень много приходится выслушать предложений, порой неудачных, и необходимо терпимо относиться к любым ошибкам. Если дети будут бояться ошибиться, то атмосфера подлинного творчества вряд ли будет возможна на уроке. Ведь проблема выбора, как известно, – одна из труднейших творческих проблем.