Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности – фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины.
Творческое воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности [2].
Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды творческого воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне творчества.
Кроме того, творчество всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для школьников, познавших радость и удовольствие от созидательного творческого труда. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных, утилитарных задач. Таким образом, эмоциональная насыщенность творческого обучения ведет к интенсификации развития новых мотивов деятельности школьников, что существенно перестраивает мотивационно – эмоциональную сферу ученика.
Определив, что у истоков творчества стоят эмоции, мышление, воображение и фантазия, и, ознакомившись с их способностью влиять на творческую деятельность и стремления к ней, можно сделать следующий вывод. Для активизации указанных процессов у учащихся необходимо вовлечение школьников в процесс творческого обучения. Активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы. Это может быть непосредственный интерес к учению или опосредованный интерес к учебе, связанный с более или менее ясным сознанием того, что она дает.
Непосредственный интерес к учебе (интерес к занятиям, любознательность, стремление повысить культурный уровень) представляет собой внутренний мотив, он побуждает к учению как к достижению определенной цели.
При опосредованном интересе к учебе или внешнем мотиве (наказание и награда, осознание необходимости, давление группы и д.р.) знания и умения выступают лишь средством достижения других основных целей. При таких мотивах сама цель учения может носить вынужденный характер. Внешне мотивированная деятельность вызывает интеллектуальную активность на стимульно – продуктивном, или пассивном уровне. Внутренне мотивационная деятельность вызывает интеллектуальную активность и инициативу на эвристическом и креативном уровне .
Из выше сказанного ясно, что наиболее результативно обучение строится на внутренних мотивах. Но, независимо от того, какой мотив будет выступать в роли ведущего стимула к учению, творчество будет выступать как следствие интереса к учению, а вот качество обучения имеет зависимость от рода мотива. В виду ряда причин, ученик, в отношении к разным предметам не может руководствоваться равной любознательностью. В связи с чем, мотивы, которые определяют преобладание интереса ученика к тому или иному предмету, многообразны. Но в своем большинстве они сводятся к следующим:
¾ непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается;
¾ интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет;
¾ в некоторых случаях интерес вызывается или, по крайней мере, подкрепляет, соответствием склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются;
¾ опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем практической деятельностью;
¾ в других случаях появление одних интересов исчезновение других мотивируется качеством преподавания.
На становление ведущей мотивации обучения свое непосредственное воздействие оказывает педагог, в ходе своей педагогической деятельности стимулируя мотивацию учения.
Существенная задача педагога заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для учащегося мотивы, для того, чтобы сделать процесс активного включения обучаемых в учебу более эффективным [6], была выделенная группа методов обучения, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых, которая включает в себя две подгруппы:
1. Методы стимулирования и мотивации интереса к учению:
¾ создание эмоциональных, нравственных переживаний, ситуаций новизны, неожиданности, актуальности;
¾ познавательные игры;
¾ театрализации и драматизации;
¾ дискуссии, анализ жизненных ситуаций;
¾ создание ситуации успеха в учении
2. Методы стимулирования долга и ответственности:
¾ разъяснение личностной и общественной значимости учения;
¾ требования;
¾ поощрения и наказания.
Стимулируя интерес к учебе, преподаватель стимулирует желание к самостоятельному изучению теоретического материала, решению задач и применению знаний на практике. Известно, что творчество учащихся предполагает элементы самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования (как результатов решений, так и способов деятельности, процессов деятельности) с целью все также самостоятельного усвоения теоретического материала и решение задач по применению знаний на практике. Бесспорным представляется факт, что повышению степени самостоятельности школьников в учебной деятельности способствует переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим.
По П.И.Пидкасистому [18] прогнозирование информации – конструирование знаний, а также путей их получения в своем сознании, в своей внешней речи и дальнейшее сверка на правильность с эталонными.
«Уровень творчества» (П.И.Пидкасистый [18]) определяется отношением суммы прогнозируемой информации к сумме всей информации, усваиваемой учеником за единицу времени (урок). Это отношение можно назвать коэффициентом прогнозирования. Если сумму информации, которую ученикам предстоит изучить за урок, условно принять за 100%, то коэффициент ее прогнозирования может колебаться от нуля до единицы. Если вся информация изучается в готовом виде, то коэффициент прогнозирования приближается к нулю; если же половина ее воссоздается на основе поиска, то он составит 50% .
Коэффициент прогнозируемой информации, в том числе и о способах деятельности, можно принять за показатель уровня творческой познавательной деятельности учащихся. Чем больше величина коэффициента прогноза, тем выше уровень творчества и наоборот, чем меньше величина коэффициента прогнозируемой информации, тем меньше вероятность ошибок, но и тем ниже уровень творческой деятельности.
Условием к формированию мотивации творческого обучения выступает индивидуальный подход. Творчество ученика выступает не на пустом месте, оно есть проекция творчества учителя. Совместное творчество преподавателя и ученика воплощается через сотрудничество, поэтому в процессе работы учителю необходимо:
¾ увлечь ребят перспективой совместной деятельности;
¾ определить индивидуальные зоны творческого развития коллектива и его членов в отдельности;
¾ использовать общие подходы к предстоящей деятельности;
¾ находить варианты оптимальных решений;
¾ совместно обсуждать условия предстоящей деятельности и предложенные варианты решения задач в ситуации психологического равновесия учителя и учащихся;
¾ проявлять уважительное отношение к разнообразным подходам к проблеме, выдвигаемых в ходе совместного творчества, обязательно обсуждать каждое мнение;
¾ организовывать творческий обмен идеями, способами работы;
¾ в процессе диалога обеспечить возможность самовыражение личности школьника в творчестве.
Подобные действия со стороны преподавателя способствуют проявлению детского творчества и укреплению детской одаренности.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, который заключается в необходимости развивать опыт ученика, позволяющий создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Развитие воображения не только значительно повышает интеллект, концентрацию внимания – оно крайне важно в подростковом возрасте для успешного разрешения жизненных конфликтов.
В следующем параграфе необходимо определить особенности уроков информатики, на основе использования творческих задач.
1.3 Творческая деятельность школьников на уроках информатики. Развитие творческой активности
В данном параграфе проведен анализ компонентовтворческой деятельности учащихся на уроках информатики.
Урок является многофункциональной единицей образовательного процесса, где сосредотачиваются и реализуются все педагогические воздействия; происходит общение учителя и учащихся, направленное не только на активизацию познавательных возможностей, но и на систематическое, целенаправленное изучение личностных проявлений каждого ученика.
На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого.
Учитель на уроке – с одной стороны, сообщает, закрепляет, проверяет эффективность усвоения научных знаний, а с другой – находить пути включения каждого ученика в процесс урока, используя его индивидуальные особенности, о которых говорилось выше (Глава I, §1.2.).