Смекни!
smekni.com

Формирование духовности младших школьников (стр. 2 из 13)

Другой римский философ Эпиктет (= 50 — 138 г.г.) заключает, что высшая цель человека – в сознательном подчинении божественному закону, так как все люди – часть природы, а разум роднит человека с Богом и подчинен Богу. Античный философ и теолог Ориген (185 – 253 г.г.) сделал вывод о троякой природе человека. Тело (плоть) – низшая часть, на которой печать первородного греха и призывающая нас к постыдному. Дух — в котором выражается подобие божественной природе и на котором печать закона вечной добродетели. В переводе с латинского “дух” – “дыхание”, “ветерок” и осмысливается как источник всеобщего движения, действующий изнутри. Душа — это среднее между ними, способна и к чувственным, и к духовным порывам. Её стремятся перетянуть на свою сторону и дух, и плоть. Душа всегда стоит на распутье[4].

Епископ Феофан Затворник (1815 — 1894 г.г.), ректор Петербургской духовной академии, сделал вывод: если вы решили жить настоящей человеческой жизнью, то вам не следует “заводить в себе духовность”, нужно лишь поддерживать её и сохранять, оберегая себя от влияний и влечений душевно-плотских.

Л.Н.Толстой видит источник духовного развития человека в преодолении противоречий между “плотью” и “духом”, вследствие чего духовность им понимается как концентрация эмоциональных и интеллектуальных возможностей человека.

Различные аспекты духовности нашли своё отражение в трудах Эразма Роттердамского (1469 – 1536), И.В.Киреевского (1806 – 1856), П.Я. Чаадаева (1794 – 1856), В.С.Соловьёва (1853 – 1900), Альбера Камю (1913 – 1960), Н.А.Бердяева (1874 – 1948), С.Л.Франка (1877 – 1950), Н.К. и Е.И. Рерих и многих других.

Великие мыслители годами и веками в этом двухтысячелетием творческом котле выкристаллизовали и сформировали само содержание духовности. Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость. Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.

Продуктом научной деятельности человеческого духа выступает знание. По форме наука есть истина. Наука — это истинное знание, системное самосознание жизни, её адекватное знание о самой себе; это интеллектуальная святыня народа; это разум нации. Умаление роли науки в жизни народа ведёт к умалишённому государству.

Творческим началом науки является образование, предметом которого выступает учебно-воспитательная деятельность духа, направленная на создание самого источника науки — человека. Смысл человеческой жизни есть непрерывный процесс образования как раскрытие человеческим духом своей божественной сущности. Образование – это духовное воспроизводство индивидуальной и общественной жизни. Отсюда вытекает важность педагогов, всей системы образования в формировании духовности.

Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности. Нравственные ценности есть общечеловеческие ценности. Поэтому признаком высокой духовности является стремление и умение поступать всегда в соответствии с ними. Они нашли своё отражение в 10 заповедях Господних Ветхого Завета и в Дарах и в Плодах Святого Духа Нового Завета.

Нравственность есть не что иное, как деятельность, обусловленная идеей добра. Это жизнь на основе добра, справедливости, искренности, совести, бескорыстия, самых лучших, идеальных качеств. Но эти качества не падают как манна небесная, нужно приложить много усилий, чтобы наполнить ими себя. С древнейших времен люди понимали, что труднее всего человечеству дается не добыча пищи, не технический прогресс, а нравственное совершенствование. Поэтому не случайно, что во всех священных книгах подробно раскрывается, каким должен быть человек в этом мире, на грешной земле. Нравственное совершенствование человека с тех пор стало важнейшей заботой религии и духовных деятелей. На этой основе они строили свои обращения к мирянам, создавали целые циклы различных назиданий, поучений и наставлений (“Измарагд” (греч. “изумруд”, осколок которого служит увеличительным стеклом, чтобы увидеть пороки и добродетели); “Поучение” Владимира Мономаха; “Домострой”; “Устав Благочиния, или Полицейский” Екатерины II и другие).

Нравственность – высшая цель педагогики. Любить – основное проявление нравственности. Любовь к Богу, жизни, ближнему, как к самому себе, к окружающему миру – без этого человек будет ущербен. Знания без нравственности – это оружие против людей и природы. Разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка в познавательной деятельности.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на
понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина, красота, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

Третье начало — эстетическое. Чувства, эмоции человека отражают окружающий мир в форме пристрастного переписывания жизненного смысла и порождают стремление к Красоте. Мы имеем огромное количество замечательных живописцев, музыкантов, композиторов, артистов, поэтов и писателей. Россия по этим показателям – первая в мире[5].

Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино. По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.

Таким образом, духовность — это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения[6].

1.2 Воспитание духовности у младших школьников

Проблема формирования духовности личности как одна из актуальных начинает осознаваться в России со второй половины XIX века, а духовность личности рассматривается как одна из общечеловеческих ценностей образования и воспитания. При этом характерным является значительное расхождение официальной государственной политики и прогрессивных педагогических течений в понимании духовности личности[7].

К настоящему времени сложился неоднозначный, но содержательный и во многом поучительный исторический опыт и в теории и в практике по воспитанию духовно-нравственной сферы личности в ее целостности. С позиций историзма изучение и обобщение этого опыта активно способствует решению исследовательской проблемы.

О разрушении нравственных идеалов высказываются ряд ученых, занимающиеся возрождением традиционных педагогических культур (И.А.Арабов, Х.Х-М. Батчаева, К.И. Бузаров, Л.Ф. Греханкина, М.Н. Кузьмин, В.В.Макаев, Ш.А. Мирзоев, К.Б. Семенов, Л.Л. Супрунова, Е. Троицкий, С.Б.Узденова, И.А. Шоров).

Все это повышает актуальность проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое значение она приобретает в подростковом возрасте, когда начинает определяться выбор жизненного пути, формироваться устойчивый круг интересов и самосознания, меняется u внутренняя позиция подростка по отношению к будущему: устремленность в будущее становится основной направленностью личности (Л.И. Божович, И.С.Кон, A.B. Мудрик)

На протяжении всего XX века мировые интеллектуальные и духовные авторитеты поднимали вопрос о духовном кризисе человечества. В своём предсмертном "Письме к генералу N" А. де Сент-Экзюпери констатировал: «Есть только одна проблема, одна единственная во всём мире. Вернуть людям их духовное значение, их духовные заботы».

В России проблема особенно обострилась в связи с проводимыми реформами, следствиями которых, в частности, стали понижение уровня духовности общества и размывание общественной морали. Сегодня в философской и психолого-педагогической литературе всё большее значение стало приобретать осмысление целей и методов воспитания молодежи в условиях плюрализма идеологических и мировоззренческих ориентиров и идеалов.

В 90-е годы XX века опубликовано свыше двадцати новых концепций воспитания, авторы которых, с учётом постсоветских реалий, так или иначе затрагивают проблематику и терминологию духовного, духовно-нравственного становления и развития личности, включённой в культурно-историческую среду.

Различные аспекты воспитания духовности в обществе в последние годы рассматривали В.Г. Безрогов, М.В. Богуславский, И.Ф. Гончаров, В.И. Додонов, А.Е. Зимбули, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.М. Лузина, В.А. Мосолов, Н.Д. Никандров, Л.И. Рувинский, В.Н. Сагатовский, А.И. Субетто, В.Ю. Троицкий, В.М. Филиппов, Г.Н. Филонов, В.Д. Шадриков, Т.Ф. Яркина и другие исследователи.

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на "возвышение сердца" ребенка как центра духовной жизни. Оно представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования[8].